ОПЫТ ЗАПОВЕДНИКА «АРКАИМ» В ДЕЛЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТЕПЕЙ

 

Сегодня сильнейшее хозяйственное преобразование степных экосистем является неоспоримым фактом. Глубоко трансформированный, экстенсивно используемый аграрный ландшафт оказывается неустойчивым и быстро деградирует. Экологическая реабилитация степей – это прежде всего создание экологического каркаса особо охраняемых природных территорий в степной зоне. Создание и уже более чем десятилетнее функционирование степного заповедника «Аркаим» является одним из немногочисленных примеров успешной работы в деле сохранения природного и культурного наследия на территории бывшего СССР. В деятельности заповедника сложились основные направления: 1) изучение исторического, культурного наследия степей; изучение и охрана природных ландшафтов, вмещающих археологические памятники; 2) популяризация знаний о степных экосистемах путем издания своих работ и организации степного туризма.
Путем привлечения к сотрудничеству специалистов из ведущих научных центров России (Москвы, Ленинграда, Екатеринбурга, Новосибирска и др.) были заложены основы современных научных разработок, развивающихся сегодня в музее-заповеднике. Открытие Аркаима, борьба за его спасение, первые научные результаты находили широкое отражение в средствах массовой информации, что значительно способствовало формированию общественного интереса к памятнику. Конкретное историческое (в том числе археологическое) знание стало доступным и востребованным широкой аудиторией. Заповедник становился все более популярным объектом, сюда хлынула толпа «диких» туристов, вооруженная искаженной информацией. Единственным средством «борьбы» с этим явлением стала организация профессионального экскурсионного обслуживания. Вместе с проявлением здорового научного интереса и любознательности со стороны широкой общественности вокруг Аркаима сформировалась также и мистическая атмосфера, связанная с интерпретацией его особенностей в духе астрологии, экстрасенсорики, идей экзотических религиозных течений. Эта сторона общественного отношения также нашла оценку в ряде публикаций серьезных ученых [1, 2].
Изучение природы.Природа заповедника (рельеф, геология, почвы, растительность) чрезвычайно разнообразна. Помимо базовой территории (около 4000 га) заповедник имеет 14 филиалов в степной зоне Челябинской области. В заповеднике после его организации (1991 г.) началось восстановление антропогенно нарушенных экосистем, изучение которых важно для региона с острокризисной экологической обстановкой [3]. По 16 почвенным участкам заповедника «Аркаим» материалы включены в Кадастр Красной книги почв и особо ценных почвенных объектов [4].
Территория заповедника расположена в Уральской равнинно-горной стране, степной области, ковыльно-типчаковой степной провинции, среди природных ландшафтов выделяются степные, лесные и луговые (пойменные) экосистемы. По территории (с филиалами) проходит один из главнейших оро-гидрографических рубежей – водораздел Евразийской бессточной области и бассейна Северного Ледовитого океана – Урало-Тобольский водораздел. Сегодня здесь можно наблюдать грядово-холмистый рельеф, обусловленный выходами палеозойских пород, но на большей части территории рельеф снивелирован в результате процессов денудации до равнинного.
Почвы заповедника развивались на каолиновых корах, на рудопроявлениях меди и мышьяка, на кислых и основных изверженных породах, на лессовидных карбонатных суглинках, неогеновых засоленных глинах и аллювиальных отложениях. По геолого-геоморфологическим и почвенно-растительным условиям в заповеднике можно выделить 6 следующих групп ландшафта: 1) денудационная поверхность мелкосопочника с древними (30-50 тыс. лет) слабосформированными почвами – неполноразвитыми черноземами на изверженных породах; 2) аккумулятивно-денудационная поверхность с древними каолиновыми корами выветривания и омолаживаемыми слабо- и среднесформированными почвами (10 тыс. лет); 3) денудационно-аккумулятивная поверхность с делювиально-лессовидным покровом и полнопрофильными черноземами и солонцами среднего возраста (до 20 тыс. лет); 4) аллювиально-озерная поверхность с солонцами и черноземами среднего возраста (6-10 тыс. лет); 5) пойменная поверхность с молодыми (до 2-3 тыс. лет) аллювиальными почвами, гидроморфными солонцами и солончаками и соответствующей им растительностью; 6) долинно-ложбинная сеть с молодыми (до 2 тыс. лет) лугово-черноземными и луговыми почвами и солодями в расширениях ложбин под березово-осиновыми колками [5]. Такое сложное устройство ландшафтов заповедника обусловило разнообразие путей эволюции его почвенно-растительного покрова в голоцене. На различных поверхностях он по-разному реагировал даже на сходные изменения климатических условий и антропогенных воздействий. В развитии почв нашли отражение направленные и циклические изменения климата и биоты, динамика аллювиально-озерного осадконакопления, делювиообразования и эрозии, колебания уровня грунтовых вод, засоления и рассоления и многих других природных явлений. Изучение эволюции почв используется для реконструкции палеогеографических обстановок в голоцене, и, в частности, экологических условий жизни обществ различных эпох.
Исследования в области геологии [6], геоморфологии, почвоведения и палеогеографии [7], выполненные в заповеднике, позволили получить ряд принципиально новых научных результатов. Для голоцена выявлены кризисные и оптимальные экологические эпохи, вызванные как изменениями климата, так и взаимодействиями природы и общества. Палеобиологические исследования на археологических памятниках позволили раскрыть изменения типов домашних животных и продуктивности их стад [8]. Предложен новый метод определения состава заупокойной пищи по пригарам на древней керамике [9].
Современную растительность заповедника можно охарактеризовать как производную от зонального типа (типчаково-ковыльных степей) с вкраплениями внезональных элементов – осиново-березовых, лиственично-березово-сосновых колков, луговой степи, полынно-типчаково-ковыльной и полынно-типчаковой степи, солонцов и солончаковых комплексов. Общее количество зафиксированных в заповеднике сосудистых растений составляет 720 видов. Среди них эндемичных видов 23, реликтовых 13, занесенных в Красную книгу России 13. Это составляет более 6% флоры и говорит о значительном ее богатстве [10].
К настоящему времени на территории заповедника насчитывается 35 видов млекопитающих (17 семейств, 6 отрядов), 146 видов птиц (15 отрядов), в том числе красавка, орел-могильник, стрепет (Красная книги РСФСР), лебедь-шипун, огарь и большой кроншнеп (редкие для Челябинской обл.). Орнитологами сделан вывод о своеобразии населения птиц заповедника [11]. Рыб обитает 21 вид (17 родов, 6 семейств, 6 отрядов). Насекомых по предварительным оценкам около 1000 видов, 20 занесены в Красные книги РСФСР и СССР. 97 видов насчитывает список редких для Челябинской области насекомых [12]. Чешуекрылых отмечен наиболее обширный для степного Зауралья список – 224 вида [13].
Характеристика природы позволяет считать заповедник эталоном экосистем для степной зоны Зауральского плато, а высокий не только для региона уровень изученности природных экосистем в комплексе с историческим наследием делает заповедник уникальной территорией в качестве объекта народного туризма, что впрямую согласуется с задачами заповедного дела, поставленными еще в 1957 году при создании «Перспективного плана географической сети заповедников СССР» [14].
Культурно-просветительская деятельность и организация туризма. Для лучшего понимания исторических процессов и их представления в музейных экспозициях проводится опытно-экспериментальное моделирование. По материалам городища Аркаим восстановлен внешний облика жилища – сегмента городской планировки, построены печи разного типа и назначения, реконструированные по их археологическим развалам, произведена выплавка бронзы из местных руд. В музее-заповеднике действуют экспериментальные площадки по технике обработки камня (неолит), гончарству, ткачеству, функционирует музей печей с действующими моделями отопительного, гончарного, металлургического назначения. Построена модель-копия кургана раннего железного века Темир, внутри которого размещена экспозиция погребального обряда. Созданы также реконструкции погребальных памятников эпохи бронзы и средневековья. Они возведены из привезенных с мест раскопок материалов в соответствии с технологией, зафиксированной в процессе раскопок. Комплекс названных моделей-реконструкций получил название Исторического парка. Заповедник создает условия для охраны этнографических объектов: перевезена и восстановлена на территории исторического парка ветряная мельница начала XX века. Перспективным начинанием заповедника является проведение этнографического фестиваля народов и культур, где оживают обряды прошлого благодаря специально отобранным фольклорным коллективам разных национальностей.
Экспериментальные работы, проводимые на базе музея-заповедника ориентированы на получение научной информации: разработка технологий, выявление реальных трудозатрат в строительстве жилых, культовых и оборонительных сооружений, изучения руинизации моделей строительных конструкций и решения вопросов формирования культурного слоя. Вся полученная информация используется в образовательных школьных программах и экскурсионных обзорах. Полученные знания становятся основой экологического мышления прогрессивной общественности края.
Важнейшим направлением российского движения за сохранение степей сегодня считается массированная пропаганда степных ландшафтов посредством целенаправленного природоохранного пиара [15]. Особым направлением деятельности заповедника является популяризация знаний о нашем историко-культурном наследии. Библиографический указатель периода 1987-1997 гг. [16] насчитывает 381 публикацию, посвященную заповеднику.
Аркаим стал местом паломничества тысяч туристов, для которых открывается возможность встречи с древнейшей культурой человечества через уникальные экспозиции музея-заповедника. Биосферный характер экспозиций музея-заповедника, где на конкретных объектах демонстрируется неразрывная взаимосвязь природы и человека, где природные и антропогенные ландшафты сочетаются с моделированием исторических объектов, создают на Аркаиме особую среду для экологического воспитания человека, для формирования нового мировоззрения. Ежегодно за летний сезон с мая по октябрь заповедник посещает до 15-20 тысяч туристов. Безусловно, скудость финансирования заповедника заставляет нас принимать туристов и ради собственного выживания. Приходится прилагать усилия для планового распределения туристических групп на весь сезон (с расчетом не более 100 чел/день), концентрации гостей в туристической зоне на границе заповедника, повышения культурного уровня экскурсантов. «Развитие туризма в степных ландшафтах могло бы увеличить в обществе сочувствие степям и понимание их проблем» [17]. С оговоркой – при разумной организации рекреационной деятельности. И в этом направлении у заповедника есть опыт. Для сохранения природных ландшафтов в заповеднике проведено зонирование территории [18] и выделены следующие зоны: 1) полного заповедания (500 га на юго-западе заповедника, 600 га в восточной части, 550 га пойменных лугов рек Б. Караганки и Утяганки), в которых полностью запрещена хозяйственная деятельность и рекреационные нагрузки; 2) зона самовосстановления природных экосистем включает в себя всю центральную часть заповедника, здесь расположены основные площадки для наблюдений сукцессионных смен и других изменений сообществ; 3) зоны рациональной поддержки степных ландшафтов – участки холмистой степи (800 га) и южной равнинной степи (450 га), поскольку степной ландшафт требует умеренной, экологически выверенной нагрузки, на этих участках рекомендовано сенокошение (с 1 августа) конными косилками с периодичностью через год, или выпас КРС, лошадей из расчета 0,5 головы на 1 га в течение месяца (также с 1 августа); 4) зона рекреации (туризма) (100 га) расположена на правом берегу р. Б. Караганки. В ней находятся туристический комплекс, автостоянка, столовая, участки пешеходных маршрутов, г. Лысая, канал к северу от горы, Исторический парк, музей, объекты научной лаборатории на левом берегу. Эти объекты расположены по западной кромке заповедника и за его пределами.
Опыт музея-заповедника «Аркаим» показывает, что археологические памятники при комплексном подходе к ним могут стать объектами научного туризма и успешно решать многие задачи познавательного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шнирельман В.А. Аркаим – место встречи национализмов // Россия и Восток: взгляд из Сибири / Материалы и тезисы докладов к 11 международной научно-практической конференции (Иркутск, 13-16 мая 1998 г.). – Иркутск: Иркутский университет, 1998. – С.164-166.
2. Шнирельман В.А. Второе пришествие арийского мифа // Восток. 1998. № 1. – С. 89-107.
3. Ермолаев А.М. Динамика разновозрастных антропизированных травянистых экосистем Аркаима // в кн. Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр./ под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С. 66-104.
4. Плеханова Л.Н. и др. Особо ценные почвенные объекты Челябинской области // В кн. Г.В. Добровольский, Е.Д. Никитин «Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. Приложение: Фрагменты Красной Книги почв и Кадастра особо ценных почвенных объектов. – М.: Наука, МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. – С. 176-180.
5. Иванов И.В., Манахов Д.В. Структура почвенного покрова черноземных степей Зауральского плато (на примере заповедника «Аркаим») // Почвоведение, 1999. № 8. – С. 958-969.
6. Зайков В.В. Геологическое строение и полезные ископаемые района музея-заповедника «Аркаим». » // в кн. Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр ./ Под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С. 5-37.
7. Лаврушин Ю.А., Спиридонова Е.А. Основные геолого-палеоэкологические события конца позднего плейстоцена и голоцена на восточном склоне Южного Урала // В кн. Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С. 66-104.
8. Гайдученко Л.Л., Зданович Д.Г. Расчеты величин биомассы и поедаемой массы тела копытных в археологических исследованиях // Археологический источник и моделирование древних технологий: Сб. науч.тр / Под ред. С.Я. Зданович. Центр «Аркаим», Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Челябинск, 2000. – С. 45-73.
9. Гайдученко Л.Л. Композитная пища и освоение пищевых ресурсов населением Урало-Казахстанских степей в эпоху неолита-бронзы // Археологический источник и моделирование древних технологий: Сб. науч.тр. / Под ред. С.Я. Зданович. Центр «Аркаим», Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Челябинск, 2000. – С.150-170.
10. Моисеев Д.А. Аннотированный список высших растений музея-заповедника «Аркаим» и его окрестностей. – Челябинск.: «Рифей», 1998. – 72 с.
11. Гашек В.А. К фауне птиц музея-заповедника «Аркаим» и его окрестностей // Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С.196-206
12. Лагунов А.В. Редкие насекомые степной зоны Челябинской области // В кн. Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С.206-221
13. Ольшванг В.Н. К изучению структуры и динамики населения насекомых в музее-заповеднике «Аркаим» // В кн. Природные системы Южного Урала: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.Л. Гайдученко. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – С. 284-293.
14. Уинер Д. Подводные камни концепции эталона: маленький заповедник поднимает большие вопросы // Степной бюллетень, 2001. №10. – С. 2-6.
15. Левыкин С.В., Чибилев А.А. (мл.). Российские степи: взгляд в XXI век с позиций природоохранного пиара // Степной бюллетень, 2002. № 11. – С. 2-4.
16. Аркаим. 1987-1997. Библиогр. указ. / Сост. Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова; вступ. ст. Д.Г. Здановича // Челяб. гос. ун-т; Природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим». – Челябинск, 1999. – 120 с.
17. Смелянский И. Храните степи в национальных парках // Степной бюллетень, 2000. №8. – С. 2-4.
18. Левит А.И. и др. Разработка эколого-экономического обоснования образования национального парка «Аркаим». Отчет. Хранение: ЛАИ ЧелГУ. Т.1. Экологическое обоснование. – Челябинск, 1996. – 120 с.