ОРЕНБУРГСКИЙ ПЕРИОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕОГРАФА-ЛАНДШАФТОВЕДА Ф.Н. МИЛЬКОВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
ORENBURG PERIOD OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE LANDSCAPE GEOGRAPHER F.N. MILKOVA (TO THE 100TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)
О.А. Грошева
O.A. Grosheva
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)
(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11)
Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)
(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)
e-mail: orensteppe@mail.ru
В статье проанализировано значение оренбургского периода жизни известного ученого Ф.Н. Милькова в становлении и развитии его активной преподавательской, общественной и исследовательской деятельности. Важным результатом работы ученого стало восстановление в 1947 году Чкаловского (Оренбургского) отдела Географического общества СССР, который в настоящее время является крупным региональным научным центром по изучению степей.
The article analyzes the significance of the Orenburg period of life of the famous scientist FN. Milkova in the formation and development of his active teaching, social and research activities. An important result of the work of the scientist was the restoration in 1947 of the Chkalovsky (Orenburg) Branch of the Geographical Society of the USSR, which at present is a major regional scientific center for studying the steppes.
В становлении личности Ф.Н. Милькова (17.02.1918-15.10.1996), как будущего ученого и человека, сыграли значительную роль выдающиеся географы: академики А.А. Григорьев (1883-1968), Л.С. Берг (1876-1950), а также Г.Д. Рихтер (1899-1980), В.С. Говорухин (1903-1971), Г.В. Горбацкий (1896-1977) и другие известные ученые из «дореволюционной России», создавшие основу советской географической науки.
В студенческие годы Федор Николаевич Мильков, помимо учебы на географическом факультете Московского областного педагогического института (МОПИ), возглавлял научно-исследовательский студенческий кружок, участвовал в полевых практиках и в комплексных экспедициях по изучению Калининской и Рязанской областей и Подмосковья. Эту работу он совмещал с преподаванием географии в одной из средних школ г. Москвы [10].
Вместе с дипломом первой степени Ф.Н. Мильков получает «путевку в науку» – рекомендацию в аспирантуру. Годы учебы в аспирантуре – это годы упорного труда и научного поиска. Весной 1941 г. работа над диссертацией «Опыт характеристики ландшафтных районов северной лесостепи (на примере бассейна р. Пары Пара-Пронского междуречья)» была завершена. После успешной защиты кандидатской диссертации Федор Николаевич был направлен в Чкаловский педагогический институт (в настоящее время – Оренбургский государственный педагогический университет).
В этот период жизни, тяжелые военные и послевоенные годы, Ф.Н. Мильков совмещает большую преподавательскую работу в институте с работой в должности декана естественно-географического факультета (1949-1950), с участием в поисковых геологических экспедициях треста «Южуралуглеразведка», обучением в заочной докторантуре Института географии АН СССР (1945-1947 гг.) и активной общественной деятельностью.
Важным для города и области стало восстановление в 1947 году, благодаря инициативе и настойчивости Ф.Н. Милькова, Оренбургского отдела Географического общества СССР, который и в настоящее время активно работает [12]. В этой работе Федору Николаевичу активную помощь оказал будущий член-корреспондент АН СССР Александр Степанович Хоментовский (1908-1986), с которым Мильков в тесном взаимодействии работал в тресте «Южуралуглеразведка», педагогическом институте, многих полевых экспедициях.
В дальнейшем отдел преобразуется в сплоченный коллектив специалистов различного профиля. В его работе принимали участие такие ученые, как географ А.С. Ветров, экономист В.П. Крючков, историк П.Е. Матвиевский, филологи Н.И. Зорин и В.И. Лыткин, ботаники М.А. Скавронский и В.И. Евсеев, зоолог А.П. Райский, геолог В.А. Малютин, метеоролог И.Д. Брудин, почвовед В.П. Гусев и многие другие. Деятельность отдела была поддержана коллективами педагогического института, треста «Южуралуглеразведка» и областного краеведческого музея, учителями географии, местными краеведами и превратилась в мощную силу географической науки области. Своеобразным итогом этой работы являются изданные труды Милькова по географии родного края: «Чкаловские степи» (1947), «География Чкаловской области» (1947), «От горы Вишнёвой до Каспийского моря» (1950), «Очерки физической географии Чкаловской области» (1951), а также три выпуска «Известий Чкаловского отдела Всесоюзного географического общества» (Вып. 1, 2, 1948; Вып. 3, 1949) [12].
Содержание послевоенных выпусков «Известий Чкаловского отдела», редакторами которых были Ф.Н. Мильков и А.С. Хоментовский, отличается широким охватом и глубиной рассматриваемых проблем. При этом Федор Николаевич не только выполнял ответственные редакторские обязанности, но и сам был активным автором. В первом выпуске опубликованы две статьи Ф.Н. Милькова: «К вопросу о позднечетвертичной истории развития ландшафтов в Чкаловском Предуралье» и «Об особенностях роста современной овражно-балочной сети в Чкаловском Предуралье». В первой статье, критически рассматривая гипотезу наступления леса на степь и идею ксеротермической эпохи в степных районах в суббореальный период, автор анализирует противоречивший им фактический материал. Мильков делает важный вывод, что в атлантический и суббореальный периоды с более влажным климатом лесостепь в Чкаловском степном Заволжье смещалась на юг, и именно в этот период произошло проникновение черной ольхи в бассейн Илека. Новаторские идеи выдвигаются ученым и при исследовании развития эрозионных форм рельефа на западе Чкаловской области по итогам геоморфологических экспедиционных исследований в 1942-1946 гг. Мильков устанавливает закономерность в распространении оврагов, обусловленную зависимостью эрозионного размыва от развития рыхлых наносов, подчеркивая, что «молодой овражной сетью охвачены только приречные участки, главным образом, надпойменные террасы, сложенные рыхлым аллювием [2, с. 63].
Во втором выпуске «Известий Чкаловского отдела» опубликованы три статьи Ф.Н. Милькова: «В.В. Докучаев и некоторые вопросы генезиса лесостепного ландшафта», «О понятии физико-географического ландшафта и системе ландшафтных единиц» и «К итогам работы Чкаловского Отдела Географического Общества Союза ССР в 1947-1948 годах». В первой статье автор проводит ретроспективный анализ взглядов на происхождение и возраст лесостепного ландшафта, отмечая плодотворность идей В.В. Докучаева, рассматривающего лесостепь как зональный ландшафт. В одном из выводов Мильков пишет, что воздействие человека на лесостепь «привело к остепнению этой зоны, падению ее географического потенциала» [3, с 20]. Удивительно количество литературных источников, проанализированных ученым при подготовке этой статьи: 88! Следующая статья Федора Николаевича из второго выпуска «Известий» является одной из первых его работ по разработке своей концепции учения о ландшафте [5]. В статье, посвященной итогам годовой работы отдела, Ф.Н. Мильков, как председатель его Ученого Совета, говорит не только о проведенных заседаниях, экспедиционных работах, но и отмечает имеющиеся недостатки: отсутствие отделений в других городах области, недостаточное вовлечение в работу учителей-географов [3, с. 79-82].
Вопросу динамике ландшафтных зон на Русской равнине посвящена большая статья Милькова, опубликованная в третьем выпуске «Известий Чкаловского отдела». В ней автор приводит критические замечания по поводу доказательств неустойчивости ландшафтных зон, выделяет в качестве главного ландшафтного рубежа Русской равнины границу лесной и лесостепной зон. Ученый показывает существование завышенной оценки роли изменений климата в вопросе динамики ландшафтных зон, делая вывод, что ландшафтные зоны находятся «в динамическом развитии, определяемом внутренними причинами» [4, с. 22].
Необходимо отметить одну из важных черт характера Федора Николаевича как ученого – детальное изучение опыта предшественников и умение рассказать об этом в доступной форме широкому кругу читателей. Пример этому – книги «Естествоиспытатели Оренбургского края» (1948) и «Оренбургские степи в трудах П.И. Рычкова, Э.А. Эверсмана, С.С. Неуструева» (1949), в которых автор простым и доступным языком рассказывает об исследователях степного Оренбуржья. Это были первые и довольно удачные научные труды молодого ученого в области истории географии. Книги получили высокую оценку со стороны многих географов, краеведов и историков.
В 1948 году Федор Николаевич успешно защищает докторскую диссертацию «Лесостепь Русской равнины: опыт ландшафтной характеристики», и в тридцать лет становится самым молодым в СССР доктором географических наук и профессором. Диссертация была высоко оценена ведущими географами страны Г.Д. Рихтером и В.Н. Сукачёвым, научным руководителем академиком А.А. Григорьевым, что свидетельствует о важности сделанных молодым ученым находок и открытий, обобщений и выводов, правильности решения поставленных задач.
Основные положения докторской диссертации были опубликованы в монографии «Лесостепь Русской равнины». Это была первая фундаментальная монография Федора Николаевича в области ландшафтоведения.
В книге и ряде последующих статей Ф.Н. Мильков дает всестороннюю оценку формирования понятия физико-географического ландшафта в трудах В.В. Докучаева, С.С. Неуструева, А.А. Григорьева [9], обоснование определения ландшафта. Автор вступает в полемику с авторитетными учеными страны: Л.С. Бергом, С.В. Калесником, А.Г. Исаченко (Ленинград, ЛГУ), Н.А. Солнцевым (Москва, МГУ), и другими географами, считавшими, что ландшафт представляет собой основную таксономическую единицу географии, географический индивидуум, имеющий географическое название и точное положение на карте. По мнению Ф.Н. Милькова [5], ландшафт не имеет таксономического значения и не ограничивается какими-либо территориальными рамками. Такая точка зрения была поддержана Д.Л. Армандом (Москва, Институт географии АН СССР), Ю.К. Ефремовым и А.И. Спиридоновым (Москва, МГУ), П.С. Кузнецовым (Саратов, СГУ), В.И. Лукашевой, В.И. Прокаевым (Свердловск (Екатеринбург), УрГПУ). Дискуссия носила принципиальный и широкий характер среди ведущих ученых-ладшафтоведов и географических школ страны.
Несомненным достижением для исследователя является признание его идей, мыслей, научных разработок. В толковом словаре «Охрана ландшафтов» [11] и географическом энциклопедическом словаре [1] среди принятых определений трактовка ландшафта Ф.Н. Милькова поставлена на первое место.
Также на страницах книг и ряда вышедших статей Ф.Н. Милькова большое внимание уделяется вопросам физико-географического районирования. В первую очередь, ученым дан анализ результатов предшествующих исследований по районированию Р.Э. Траутфеттера (1809-1889), П.И. Броунова (1853-1927), Г.И. Танфильева (1857-1928), А.А. Крубера (1871-1941), Л.С. Берга (1876-1950), В.П. Семёнова-Тян-Шанского (1870-1942), Л.И. Прасолова (1875-1954), Г.Ф. Морозова (1867-1920), Б.Ф. Добрынина (1885-1951), Ю.Д. Клеопова (1902-1943). C большой убедительностью и глубокой аргументацией автор обосновывает свое понимание этого вопроса и свою систему физико-географического районирования [6, 7].
Проблемы географии, ландшафтоведения, поднятые молодым ученым в научных работах середины XX века, носили новаторский характер и в настоящее время служат предметом исследований, получая дальнейшее развитие и внедрение в практику. В результате многоплановой и кропотливой работы возникает стройная система убеждений, отражающих решение проблем ландшафтоведения, которую Ф.Н. Мильков уточнял, развивал и совершенствовал в течение всей научной деятельности.
Многочисленные экспедиционные поездки по Оренбургской области, а в дальнейшем по Центральному Черноземью и прилегающим к нему Московской, Владимирской, Брянской, Саратовской и Волгоградской областям, анализ генетических связей между рельефом, климатом, растительностью, животным миром, почвами и другими компонентами ландшафта приводят Ф.Н. Милькова к мысли о необходимости выделения, помимо крупных региональных единиц, ландшафтные типологические комплексы – типы местности. Первые публикации Ф.Н. Милькова о ландшафтных типологических комплексах, методике выделения ландшафтно-типологического картирования сразу были приняты многими коллективами и прошли «апробацию» в исследованиях Русской равнины, горного Крыма, Южного Урала, Западной Сибири и Средней Азии.
Также в оренбургский период жизни Федор Николаевич начинает активно разрабатывать ряд актуальных вопросов ландшафтоведения: существование в природе парагенетических природных комплексов, характеристики морфологических и генетических типов ландшафтов-аналогов, проявлении вертикальной дифференциации ландшафтов Русской равнины, асимметрии и динамики ландшафтных комплексов, склоновой микрозональности ландшафтов, изучает карстовые ландшафты. Уделяет внимание и таким важным и интересным вопросам географической науки, которые не потеряли актуальность и в наши дни: взаимоотношение леса и степи и смещения ландшафтных зон на Русской равнине. Все идеи ученого получили дальнейшее развитие в его последующей научной деятельности в Воронеже [9].
С именем Ф.Н. Милькова связано появление и развитие нового направления в ландшафтоведении – изучение антропогенных ландшафтов. Начало этому направлению было положено в монографии «Лесостепь Русской равнины» (1950). С этого момента Федор Николаевич с возрастающим интересом занимается изучением закономерностей формирования и развития ландшафтных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности человека, вопросами их классификации, таксономии, совместимости. Появляется целая серия статей и докладов по этой проблеме, в дальнейшем проводятся научные конференции по проблеме изучения антропогенных ландшафтов (1972, 1975). Продолжением работы по развитию этого направления ландшафтоведения стала монография Ф.Н. Милькова «Человек и ландшафты» [8].
Годы, проведенные Мильковым в Оренбурге (1941-1950 гг.), сыграли в жизни будущего ученого-географа важную роль – это был период становления и укрепления прочного жизненного фундамента, приобретения научного опыта и авторитета в научном мире. Без этого было бы невозможно решение как глобальных вопросов географии, так и частных проблем изучения ландшафтов.
Статья подготовлена в рамках темы «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды» (№ ГР АААА-А17-117012610022-5).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: