ОСОБЕННОСТИ ОТОБРАЖЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ НА НЕКОТОРЫХ КАРТАХ XVIII СТОЛЕТИЯ

FEATURES OF DISPLAY AND DISTRIBUTION OF WOOD VEGETATION OF THE ORENBURG EDGE ON SOME CARDS XVIII OF CENTURY

 

С.М.Потокина

S.M.Potokina

Федеральное государственное бюджетное Учреждение науки

 Институт степи Уральского отделения РАН (ИС УрО РАН)

(460000 г.Оренбург, ул.Пионерская д.11)

Institute of Steppe Ural branch of RAS

(11 Pionerskaya st., Orenburg, 460000)

е-mail: orensteppe@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности отображения лесов на картах в течение XVIII века. Также проанализирована площадь распространения лесой растительности Оренбургского края по имеющимся в нашем городе картографическим источникам.

In article features of display of the woods on cards within the XVIII century are considered. The area of distribution by a fox of vegetation of the Orenburg edge on cartographical sources available in our city is also analysed. 

В XVIII столетии площадь и границы Оренбургского края существенно отличались от нынешних границ области.  По современному административно-территориальному делению в него входили Башкирия,  Оренбургская, почти вся Челябинская и часть Курганской области Российской Федерации, области Западного Казахстана. Вся эта обширная территория на протяжении длительного периода именовалась Оренбургским краем.

Картографическая информация о площадях и местах произрастания лесной растительности в прошлом в Оренбургской области является важным источником,  дополняющим существующие описания. На основе этих данных можно судить о динамике распространения леса, его составе. Эта информация необходима для определения оптимальных размеров лесистости территории области, т.к. современная площадь ее лесов значительно уменьшена деятельностью человека [5]. Эти данные являются очень значительными для современного лесовосстановления.

Оренбург, в рассматриваемый период, был центром картографии для Казахстана и средней Азии. Здесь в 1741 г для лучшей организации полевых астромоно – топографических работ и составления карт был образован при канцелярии Оренбургской комиссии «Департамент географических дел». Ни одна из тогдашних губерний России не обладала такими геодезическими кадрами и не могла в столь короткий срок получить на всю территорию хорошие карты и богатый исследовательский географический материал как Оренбургский край [2].

Обозначение на картах лесной растительности тесно связано с целями и задачами исследовательской и научной деятельности в целом. Вследствие этого на первых  картах указывались города, поселения, горы, реки (как транспортные артерии). Леса, как объект картографирования, поначалу не были важны для исследователей, т.к. приоритетным было общее географическое описание России, установление границ материка и океана. На общих картах лес (обычно значительных размеров) отмечался надписью, ни чем не ограниченной областью. Так, например, в 1743 г была составлена геодезистом Иваном Муравиным «Новая ландкарта тракту из Оренбурга через Киргизское, Каракалпакское и Аральское владении до города Хивы и часть Аральского моря впадающих в него рек, часть же Сыр-Дарьи, Куван-Дарьи, Аму-Дарьи». На ней есть не ограниченные определенной областью места растительности, заросли камышей, выборочные пашни в устье Сыр-Дарьи, указаны места «степь пустая», т.е. пески [3].

С развитием кораблестроительства в России, возникла необходимость в описании, а затем и отображении на картах лесных участков. Такие карты назывались  лесными ландкартами. Первое время на картах обозначалось точкой место, где произрастали найденные деревья требуемых пород и размеров, а на полях карты описывалось, в чьем владении они находились, в каком количестве, и какой породы. Вскоре за первыми распоряжениями о составлении лесных ландкарт стало требоваться указание в описаниях на пространства, занимаемыми найденными лесами в десятинах или по длине и ширине в верстах, но фактическое отражение на картах это наблюдается только приблизительно с середины XVIII столетия. Это карты в атласах корабельных лесов и карты подчищенных дубков во всех восточных губерниях средней полосы Европейской России. Но в описаниях к этим картам вместо площади указывалась длина в верстах периферии каждого массива. Несмотря на указанный недостаток, уже эти карты, а вскоре за ними появившиеся планы и карты генерального межевания давали точное географическое местоположение всех лесных массивов  [3].

 В 1755 году Красильниковым был составлен Атлас Оренбургской губернии. Рычковым к данному атласу было составлено описание названное «Оренбургская топография» [1]. Атлас состоял из генеральной и 10 частных карт и одной карты Средней Азии. Леса в атласе показаны с достаточно большой детализацией, особенно на частных картах. На основе этих данных можно судить о происходящих с тех пор изменениях в размещении лесов. Например, к востоку от Оренбурга по реке Сакмаре показан большой массив лесов, который кончается несколько южнее Оренбурга. По течению Урала леса показаны почти до его устья [1]. 

Через неполные 100 лет, в 1837 г Дебу, описывая леса Оренбургской губернии, указывает что лесов близ Оренбурга «совсем почти нет, кроме только растущего по берегам рек кустарника, дальше – опять города» [4]. В то же время островки лиственного леса указываются им на расстоянии 60 верст от Оренбурга. Данная ситуация может предполагать уменьшение площади леса вследствие интенсивного заселения Оренбургского края в XVIII – начале XIX вв.

К 1773 году  составлено в Оренбурге, и в различных степенях охватывающие область, более 200 карт, планов и чертежей, большинство из которых хранятся в наши дни в ЦГАДА в «Портфелях Миллера» [2]. Качественный переход в картографии наблюдается к концу XVIII в, когда наблюдается более детальное географическое описание. Вообще XVIII век для русской географии (и соответственно картографии) – эпоха ее научного становления [2].

Проанализировав немногочисленные картографические источники, имеющиеся в библиотеках и архивах Оренбурга,  можно  сделать вывод о постепенной детализации на картах лесных объектов, а также об уменьшении площади лесов Оренбургского края в XVIII веке. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Атлас Оренбургской губернии с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова/ Науч. ред. А.А. Чибилев, авт.-сост. С.В. Богданов. Оренбург: Печ. Дом «Димур», 2007.  16 с.
  2. Гордость российской картографии: история Оренбургских карт: обзор литературных и архивных документов/ Оренбургская обл. универсал. науч. библиотека им. Н.К. Крупской, отдел естественно научной литературы; авт.- сост. В.М. Капустина.  Оренбург, 2007 г - 33с.
  3. Греков В.И. Очерки и истори6и русских географических исследований в 1725-1765 гг., М., 1960. 271 с.
  4. Дебу И. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии. М.: Университет. тип., 1837.  119 с.
  5. М.А. Цветков, Динамика лесистости Европейской России в XVIII, XIX, начале XX столетий: Автореф. дис. … докт. с.-х. наук.  М., 1954.  28 с.