ОСОБЕННОСТИ СТЕПИ В АСПЕКТЕ БИОГЕОХИМИЧЕСКОЙ СОЦИОБИОЛОГИИ 

FEATURES OF THE STEPPE IN THE ASPECT OF BIOGEOCHEMICAL SOCIOBIOLOGY 

М.В. Капитальчук

M.V. Kapitalchuk 

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Молдова 3300-MD, Тирасполь, ул. 25 Октября, 128) 

Shevchenko State University of Pridnestrovie (Moldova 3300-MD, Tiraspol, Str. 25 Oktyabrya, 128)

e-mail: kapitalim@mail.ru

 

Рассматриваются особенности влияния биогеохимических факторов на человека в условиях степи и лесостепи. Акцентировано внимание на влиянии тяжелых металлов. Показано, что биогеохимические факторы потенциально могут влиять на поведение человека наряду с другими факторами. Сделан вывод, что степные и лесостепные ландшафты являются наиболее благоприятными с точки зрения социобиологической обстановки.

Features of the influence of biogeochemical factors on humans in steppe and forest-steppe conditions are considered. Attention is focused on the effect of heavy metals. It is shown that biogeochemical factors can potentially influence human behavior along with other factors. It is concluded that steppe and forest-steppe landscapes are the most favorable from the point of view of the sociobiological situation. 

В рамках наблюдающегося в последние десятилетия процесса гуманитаризации биологии [11] (или биологизации гуманитарных наук) явно обозначается тенденция к объяснению многих проявлений человеческого поведения и эмоционального настроения на основе привлечения известных фактов такового проявления в животном мире. Сейчас сформировался целый ряд научных направлений (бихевиоризм, зоопсихология, этология, социобиология, биополитика, биоэтика, психогенетика, этологическая эндокринология, поведенческая экология, психофизиология, нейрофизиология, нейробиология, психофизика и др.), изучающих поведение человека и животных в разных аспектах [6].

Поведение животных и человека можно рассматривать в двух формах его проявления – агрессивное (агонистическое) и лояльное (гедонистическое) [11]. Особое внимание исследователей привлекает агрессивное поведение и причины его возникновения. Человек, как и животное «биологичен», с животными его, прежде всего, объединяют биохимические, физиологические и нейрофизиологические процессы. Вместе с тем, общеизвестно, что человек наделен рядом особенностей, которые обусловливают его отличия от животных. Одна из таких отличительных черт – наличие у человека членораздельной речи. Примечательно, что этот фактор обусловил особого рода агрессию – вербальную, выражающуюся в известной фразе «словом можно убить» [6]. В преломлении этого фактора к большим социальным группам в философской среде появился даже термин «язык вражды» [10].

Что же является причиной агрессивного или лояльного поведения? Агрессивными рождаются или становятся? Агрессия имеет социальное происхождение или биологическое? Однозначных ответов на эти вопросы на сегодняшний день нет. Очевидно, причины агрессивного поведения могут быть и социальные и биологические, мотивом к агрессии может служить и провоцирующий внешний фактор (например, «язык вражды»), но все же проявлению агрессии должен способствовать соответствующий тип нервной системы и нейрофизиологическая, биохимическая, биофизическая и т.д. реакции. Отрицать влияние того или иного фактора нельзя, но абсолютизировать один из факторов тоже опасно.

В последнее время наблюдается возросший интерес к изучению взаимосвязи общего самочувствия и психоэмоционального состояния человека, его умственных способностейи т.д. с содержанием определенных химических элементов в организме, и, обратной связи: эмоциональное состояние (стресс) – содержание элемента в организме [6]. Многие химические элементы издавна применяются в медицинской практике для лечения и восстановления психического здоровья. На основе анализа имеющихся научных результатов в этой области нами был сделан вывод о том, что к настоящему времени сложились предпосылки для становления нового научного направления – биогеохимической социобиологии, изучающей влияние биогеохимических факторов на поведение человека [7]. В работе [8] мы конкретизировали общие социобиологические представления к конкретной биогеохимической обстановке бассейна Днестра.

Целью данной статьи является оценка роли некоторых биогеохимичнеских свойств среды в качестве социобиологических факторов и особенности их проявления в лесостепи и степи.

Взаимосвязь содержания элементов в организме с поведением можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1. 

Рисунок 1. Взаимосвязь химических элементов с поведением человека 

При оценке взаимосвязи химических элементов с поведением человека следует учитывать, что избыточная или недостаточная концентрация тех или иных элементов в организме будет зависеть не только от их содержания в окружающей среде, но и от индивидуальных особенностей организма, влияющих на метаболизм элементов. Например, известно, что при физической нагрузке многие элементы усваиваются лучше, в то же время при стрессах одни элементы усваиваются больше, другие – меньше. В значительной мере на содержании химических элементов в организме сказываются особенности питания, в частности, употребление алкоголя и других химических соединений [6]. Так, регулярное потребление алкоголя животными приводило к стойкому нарушению соотношения между цинком и медью, характерным для иммунодефицитных состояний, а также для многих хронических заболеваний печени и мозга, шизофрении, депрессиях и т.д. [9].

Здесь мы не рассматриваем индивидуальные особенности организма, сосредоточившись на влиянии биогеохимических факторов окружающей среды на поведение многочисленных групп людей, проживающих на значительных по площади территориях. При оценке такой взаимосвязи не стоит ожидать тесной корреляции биогеохимических факторов на поведение, поскольку, например, эндемическими заболеваниями никогда не страдают все животные и население, проживающие в биогеохимической провинции с избытком или недостатком какого-либо элемента в окружающей среде. В частности установлено, что в условиях обитания в биогеохимической провинции нарушения обмена веществ и эндемические заболевания отмечались в среднем у 10-20% животных, а у остальных особей (80-90%) происходила выработка устойчивых форм адаптации [7]. Тем не менее, можно выделить особенности поведения, свойственные многочисленным группам людей, проживающих в сходных природных условиях. Так, южные народы более эмоциональны, процессы возбуждения у них преобладают над торможением, а северным народам свойственен, так называемый нордический (выдержанный) характер, отличающийся особой эмоциональной сдержанностью.

При анализе биогеохимических факторов среды необходимо также различать естественную биогеохимическую обстановку и загрязненную. Наиболее загрязненными считаются урбанизированные территории, где аккумулируются все химические элементы, используемые современной техноцивилизацией, в первую очередь металлы [2]. Даже почвы старых русских городов содержат высокие уровни концентрации металлов. При этом уровень загрязнения культурного слоя металлами сопоставим с загрязнением почв от современных промышленных выбросов [3].

Загрязнение тяжелыми металлами в настоящее время приобрело глобальный характер, что привело даже к появлению специального термина – «металлизация» окружающей среды [1]. Известны работы, связывающие загрязнение среды обитания металлами с агрессивным поведением [12]. Для всех тяжелых металлов при превышении установленной нормы содержания в организме человека, отмечаются нарушения деятельности нервной системы, в том числе бессонница, нестабильное эмоциональное состояние, депрессия и т.д. [8]. Недостаток многих металлов в организме вызывает также очень серьезные патологии, именно поэтому распространены минерально-витаминные комплексы, содержащие металлы. Неорганические соединения металлов (сульфаты и оксиды железа, цинка, меди, марганца и т.д.) также могут ежедневно поступать в организм с обогащенными продуктами питания: солью, зерновыми хлопьями, соками, детским питанием, БАДами и т.д. Известно, что неорганические соединения обладают более выраженным токсическим эффектом и менее выраженным лечебным эффектом [5].

На миграцию элементов в значительной степени, прежде всего, влияют два фактора – наличие воды и солнечной энергии. Поскольку распределение тепла и влаги на земной поверхности имеет зональный характер, то и биогеохимические процессы приобретают зональные черты: в направлении с севера на юг наблюдается повышение солнечной радиации, уменьшение увлажненности, уменьшение кислотности, увеличение случаев с избытком элементов в окружающей среде.

На территории бывшего СССР исследователи обычно выделяют следующие биогеохимические регионы: 1) таежно-лесной нечерноземный регион с повышенной кислотностью почв и преимущественно недостатком Ca, F, K, Co, Cu, I, B, Mo, Zn; 2) лесостепной, степной регион с нейтральными или слабощелочными черноземными почвами и близким к оптимальному содержанию химических элементов и их соотношением; 3) сухостепной, полупустынный, пустынный регион с нейтральными и щелочными почвами и преимущественно повышенным содержанием Na, Ca, В, хлоридов, сульфатов, иногда Мо; 4) горные регионы с разнообразными биологическими реакциями и изменчивой концентрацией и соотношением многих химических элементов [7].

Таким образом, в лесостепи и степи, в отличие от других природных зон, наблюдается наиболее оптимальное содержание и соотношение химических элементов. Степные почвы способствуют не мобилизации и выносу, а связыванию и аккумуляции тяжелых металлов и других элементов с переменной валентностью в верхнем гумусовом горизонте профиля. Особые формы рассеянных элементов существуют только в почвах аридных ландшафтов, они связаны с карбонатными, гипсовыми, хлоридно-сульфатными водорастворимыми новообразованиями. С увеличением аридности в почвах сухих степей и пустынь увеличивается содержание легкорастворимых (и следовательно, биодоступных) форм элементов [2].

Одним из существенных компонентов пищевого рациона является вода, хотя ее роль как источника химических элементов часто игнорируется при обсуждении вопросов питания [4]. Между тем, вода – это «кровь ландшафта», она находится в сложных обратимых взаимоотношениях с организмами, горными породами, атмосферой. В водах ландшафта находятся растворенные вещества в виде ионов, среди которых преобладают Ca2+Mg2+Na+HCO3-SO42-Cl -.

С усилением засушливости возрастает минерализация природных вод. Несмотря на уменьшение количества атмосферных осадков по сравнению с лесной зоной, лесостепные и степные ландшафты получают из атмосферы больше солей, чем районы избыточного увлажнения. Кроме того в приземном слое тропосферы общая масса рассеянных элементов над аридными регионами значительно больше, чем над гумидными [2].

Если версия о влиянии биогеохимического фактора на физическое и психическое здоровье человека (и, в конечном счете, на его поведение) верна, то степные и лесостепные ландшафты являются наиболее благоприятными с точки зрения социобиологической обстановки.

Примечательно, что на IV международном симпозиуме «Степи Северной Евразии» (Оренбург, 2006) прозвучал доклад (к сожалению, не опубликованный в материалах симпозиума) с демонстрацией карты рождения известных русских писателей (рис. 2) и карты мест рождения руководителей СССР и Российской Федерации за период с 1917 по 2006 год (рис. 3), которые наглядно продемонстрировали локализацию мест рождения и писателей и руководителей – преимущественно в степи и лесостепи, подтверждая тем самым уникальность этих природных зон. 

Рисунок 2. Демонстрация карты мест рождения известных русских писателей (IV международный симпозиум «Степи Северной Евразии», Оренбург, 2006) 

Рисунок 3. Демонстрация карты мест рождения руководителей СССР и России (IV международный симпозиум «Степи Северной Евразии», Оренбург, 2006)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеенко В.А. К вопросу техногенной металлизации // Биогеохимия техногенеза и современные проблемы геохимической экологии (в двух томах). Барнуал, Т. 1. С. 26-29.
  2. Добровольский В.В. Основы биогеохимии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 400с.
  3. Изменение природной среды России в XX веке. М.: Молнет, 2012. 404 с.
  4. Капитальчук М.В., Пэдурарь Н.В., Пэдурарь В.К. Оценка влияния гидрохимических показателей воды питьевой воды на содержание Ca, Mg, Na, K, P, Cl, Fe в организме человека // Биогеохимия и биохимия микроэлементов в условиях техногенеза биосферы: Материалы VIII Междунар. биогеохимической школы. М.: ГЕОХИ РАН, 2013. С.261-264.
  5. Капитальчук М.В. Биогеохимический аспект экологического состояния региона // Геоэкологические и биоэкологические проблемы Северного Причерноморья: Материалы V Междунар. науч.-прак. конф. Тирасполь: Изд-во ПГУ, 2014. С. 120-122.
  6. Капитальчук М.В. Биополитика: Учеб. пособие. Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. 212 с.
  7. Капитальчук М.В. Биогеохимическая социобиология – миф или реальность? Современные проблемы состояния и эволюции таксонов биосферы. М.: ГЕОХИ РАН, 2017. С. 144-149.
  8. Капитальчук М.В. Возможное влияние загрязнения окружающей среды металлами на человека в бассейне реки Днестр // Интегрированное управление трансграничным бассейном Днестра: платформа для сотрудничества и современные вызовы: Материалы Междунар. конф. Тирасполь: Изд-во «Elan Poligraf», 2017. С. 155-160.
  9. Скальный А.В. Цинк и здоровье человека. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. 80 с.
  10. Сычев А.А., Жадунова Н.В., Коваль Е.А. Язык вражды в контексте проблем общественной безопасности // Strategia supravieţuirii din perspectiva bioeticii, filosofiei şi medicine. Culegere de articole ştiinţifice. Vol. 24 / Red. resp. T.N.Ţîrdea. Chişinău: CEP «Medicina», 2018. P.138-140.
  11. Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология / Под ред. А.В.Олескина. М.: Изд-во МГУ, 2009. 368с.
  12. Masters R.D. Biology and politics: linking nature and nurture // Ann. Rev. Polit. Sci. 2001. V. P.345-369.