ПАСТБИЩНЫЕ УГОДЬЯ КАЛМЫКИИ В УСЛОВИЯХ РЕЗКОГО СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ

Площадь естественных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) в Калмыкии составляет более 70% от общей площади территории. Выпасаемые на пастбищах животные (в основном овцы и крупный рогатый скот мясного направления) получают с них до 80% от общего количества кормов.
Полупустынные и пустынные пастбища в сильной степени пострадали от длительного выпаса скота, нарушения сезонности их использования, что привело к изменению видового состава растительности, обилия видов, структуры и числа ассоциаций, продукции фитомассы, а также изменению состояния почвенного покрова. Все эти показатели являются индикаторами процессов дигрессии пастбищ и процессов опустынивания. В связи с перегрузкой пастбищ и бессистемным их использованием в последние десятилетия наблюдалась усиленная деградация растительного и почвенного покровов. По данным Калмыцкого предприятия «ЮжНИИгипрозем» за период с 1975 по 1995 годы общая урожайность пастбищ снизилась на 30% и в 1995 году составляла в степной зоне 1,4 ц/га, в полупустынной зоне 1,3 ц/га, в пустынной - 1,0 ц/га кормовых единиц.
Под влиянием чрезмерного выпаса нарушаются структурно-функциональные пастбищные экосистемы, происходит угнетение и, в дальнейшем, выпадение из состава сообщества ценных кормовых видов растений, ослабление семенного возобновления доминантных видов. Деградация пастбищных экосистем - это проблема взаимодействия между хрупкой и неустойчивой средой аридных земель и освоением этих пастбищных земель человеком для обеспечения средств к существованию. Чрезмерное антропогенное воздействие на естественную растительность степей нарушает их круговорот веществ, вследствие чего происходит усиление процессов ксерофитизации, обеднение флоры, засоление почв, сокращение ареалов обитания многих видов растений и даже полное их исчезновение.
В последние годы, из-за значительного снижения поголовья скота, состояние пастбищ Калмыкии стало меняться, что можно объяснить процессами самовосстановления травостоев на пастбищных угодьях. Особенно эти процессы были хорошо заметны в вегетационные периоды 1997-1998 годов. В эти годы средняя урожайность пастбищ на модельных полигонах, расположенных в различных природных зонах республики, превышала в 1,5-2 раза урожайность этих пастбищ в начале 90-х годов. В 1999 году вегетационный период был для пастбищных экосистем республики нелегким. Из-за малого количества осадков урожайность пастбищ существенно понизилась. Многие растения вследствие отсутствия влаги в почве не смогли полностью завершить жизненный цикл развития. Однако, после выпадения интенсивных осенних дождей началось нарастание наземной биомассы не только полынных, но и злаковых травостоев.
Наблюдаемая стабилизация почвенно-растительного покрова объясняется экономической депрессией, ослаблением антропогенного воздействия на пастбища, снижением темпов опустынивания. Этот рост стабильности экосистем прослеживается проф. Б. В. Виноградовым (1995) на трехмерной модели динамики во времени усиления антропогенной нагрузки и деградации земель, построенной по результатам дешифрирования космических снимков и временным рядом экономических данных. Модель показывает, что если на полупустынные ландшафты Прикаспия не оказывать сильного антропогенного воздействия, они могут вернуться к стабильному состоянию, характерному для 1956 года. Как видим, ход восстановительных сукцессий показывает на возможность регенерации коренных сообществ.
По данным Е.Г. Мяло и А.М. Володиной (1995), одним из важных механизмов самовосстановления и саморегулирования фитоценозов и экосистем в целом являются почвенные банки семян, под которыми понимается совокупность жизнеспособных семян растений, находящихся в почве. Различают два типа почвенного банка семян. Банки I типа сформированы семенами многолетних видов - доминантой сообществ многолетников (полынь, мятлик).
II тип почвенного банка и семян характерен для однолетников, прорастание семян которых имеет свои особенности. Способность семян сохраняться в почве очень длительное время важна для однолетних видов. Для каждого типа банка семян характерно несовпадение начала прорастания с наступлением благоприятных условий среды, что способствует не только сохранению, но и аккумуляции семян в почве. Поэтому в последние годы из-за слабого стравливания травостоев происходит увеличение биомассы пастбищных экосистем.
В настоящее время возникла необходимость решения вопроса об увеличении количества скота в тех районах республики, где пастбищные травостои находятся в хорошем состоянии. Не следует забывать, что ухудшение состояния пастбищных экосистем может происходить не только при чрезмерной нагрузке на них, но и при отсутствии таковой.
Из одной крайности не стоит переходить в другую. Ведь в настоящее время, согласно опубликованных сведений, в зимовку 1999-2000 годов в общественном секторе пойдет 443900 овец, 61400 голов КРС, 5600 лошадей, что в переводе на условных овец немногим превышает 1 миллион голов. В 70-е годы нагрузка составляла около 5 млн. голов, что привело к дигрессии пастбищ. Для устойчивого развития животноводства допускается увеличение поголовья скота в республике при очень строгом соблюдении норм выпаса и использовании пасбищеоборотов. Только в этом случае наши пастбища будут эффективно использоваться и дадут существенную отдачу без риска возрождения процессов дигрессии.
Сейчас, когда воздействие человека на природу становится особенно ощутимым, сохранение и рациональное использование такой неустойчивой и чрезвычайно динамичной экосистемы, какой являются наши пастбищные угодья, связано со значительными трудностями и должно опираться на глубокие теоретические исследования и практические действия.