ПОЛУПУСТЫННЫЙ ЭКОТОН НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ СТЕПЕЙ

 

В.А. Николаев, И.В. Копыл, Н.В. Пичугина

Московский государственный университет, Москва, Россия

 

Степная зона Евразии обрамлена с севера и юга природными зонами буферного (экотонного) типа: лесостепной и полупустынной. Зональным экотоном, сопровождающим юго-восточные рубежи восточно­европейских степей, служит полупустыня Северного Прикаспия. В ее дробно дифференцированной ландшафтной структуре участвуют степные, пустынные и собственно полупустынные геосистемы. Соответственно, широчайшим распространением пользуются солонцово-пустынно-степные комплексы почвенного и растительного покровов. Что касается животного мира, то и он включает выходцев как из степной зоны, так и северной пустыни.

Пространственная дифференциация солонцово-пустынно-степных комплексов тесно сопряжена с неровностями микрорельефа блочно-западинного полигонального характера. Относительная глубина микрозападин составляет всего 20-30 см, а средние размеры полигонов достигают 30-50 м. Авторами обоснована гипотеза палеокриогенного происхождения блочно-западинной полигональной морфоскульптуры Северного Прикаспия, которая рассматривается как перигляциальное наследие позднего плейстоцена.

В условиях напряженного гидротермического режима полупустыни даже малые неровности рельефа играют определяющую роль в перераспределении атмосферной и почвенно-грунтовой влаги. Как следствие, на плоскозападинной равнине сформировалась дробная и достаточно контрастная фациальная структура - так называемый трехчленный комплекс, описанный еще 90 лет назад Н.А.Димо и Б.А.Келлером. Каждый из его членов размещается на определенных формах и элементах микрорельефа. При этом образуются микрокатены, включающие несколько высотных ярусов. Сверху вниз по катене друг друга сменяют: а) галофитно-пустынные фации микроповышений; б) пустынно-степные фации межзападинных ложбинообразных понижений и микросклонов к западинам; в) степные и лугово-степные фации микрозападин.

Несмотря на крайне малый размах высот, в микрокатене четко проявляется высотная и латеральная поляризация. На одном ее полюсе - в микрозападине - развиваются степные геосистемы. На другом - на межзападинном микроповышении - геосистемы пустынные. Промежуточную позицию занимают "зажатые" между крайними членами комплекса типично зональные для полупустыни фации. На их долю приходится роль катенарного микроэкотона. В рписанном трехчлене нетрудно увидеть своеобразное преломление известного "правила предварения" В.В.Алехина.

Многие столетия прикаспийская полупустыня была районом исключительного господства пастбищного мясо-шерстного животноводства. С начала XX века, во времена столыпинской реформы переселенцы из Центральной России стали практиковать здесь очаговое неполивное земледелие падинного типа. Наконец в 50-60-е годы Северный Прикаспий не избежал участи массового освоения целинных земель. В состав пахотных угодий оказались вовлеченными трехчленные солонцово-пустынно-степные комплексы, где доля солонцов достигает 60-70%. К настоящему времени стала очевидной полная нерентабельность сухого земледелия на подобных землях.

В целях решения проблем создания культурного ландшафта авторами проведены в последние годы региональные ландшафтно-экологические исследования в Волгоградском и Саратовском полупустынном Заволжье. Исходя из принципа природно-хозяйственной адаптивности, разработан проект рациональной территориальной организации сельскохозяйственного ландшафта полупустыни, предполагающий оптимальное соотношение в его структуре пастбищных, сенокосных и пахотных угодий. Обоснованы ландшафтно-экологические рекомендации по сокращению площадей богарного земледелия в полупустыне, как явно убыточного в условиях современной рыночной экономики.

Экотонной природе полупустыни следует найти адекватную систему природопользования, сочетающую как степные, так и пустынные традиции.