ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПАЛЕОЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КУШУМСКИХ ОТЛОЖЕНИЙ ИЗ НИЗОВИЙ Р. УРАЛ (ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН)

 

Представленная работа является частью многолетних палеоэнтомологических исследований четвертичных отложений Северного Прикаспия. Остатки насекомых собраны из кушумских отложений местонахождения Владимировка на р.Урал. Синхронные стадии фиксации уровня нижнехвалынского бассейна на отметке п.Кушум дельтовые наносы рек Урал впервые выделены М.М. Жуковым [4] как кушумская свита, однако, строение разреза с точной регистрацией положения кушумских слоев не опубликовано. Хотя разрез изучался и позже [3, 5, 6], детальное его описание в литературе неизвестно. С целью палеоэнтомологического изучения, владимировский разрез, за время с 1986 по 2003 год, посещался несколько раз. Частичное описание разреза, необходимое для данной работы, приводится ниже.
В северной части яра (Вл 1-3–01) сверху вниз записано:
1. Бурый тонкопористый суглинок. Местами с гнездами желтого песка. Гумуссирован. Известкован. (250 см). 2. Желтый слоистый тонкозернистый песок (30 см). 3.Пестроцветная (серая, желтая, охристая, зеленоватая) глина. Слоистая. С раковинами моллюсков Hipanis plicata Eichw. и Dreissena polymorpha Pall. (100 см). 4.Слой черных карбонатно-песчанистых плиток неправильной формы (1-2 см). 5. Слоистые глины с металлической поверхностью выветривания. В нижней части серые, а в верхней – бурые. Найдены раковины H. plicata (200 см). 6. Серовато-голубая слоистая глина. Кровля неровная. С растительными остатками в кровле и внутри толщи. Найдены моллюски Valvata piscinalis (Mull.).
Возраст, перекрывающих отложения, 6 слоистых глин с H. plicata и D. polymorpha – раннехвалынский. Отсутствие специфичных представителей хвалынской фауны моллюсков объясняется тем, что сохранилась только нижняя, более опресненная, часть отложений начальных этапов трансгрессии. Верхняя часть размыта в кушумскую стадию регрессии [4]. Слой 6 вниз по течению связан фациальным переходом с палевыми лессовидными тонкопористыми суглинками ательского возраста, широко распространенными в Северном Прикаспии. Слои 2 вверх по течению уменьшаются в мощности, разделяя нижне- и верхнехвалынские (1) отложения, а вниз по течению их мощность постепенно увеличивается и они занимают всю высоту яра. Именно эти отложения были описаны как кушумская свита [4]. Они, мощностью от 5 до 100 см, в разрезах р.Урал встречаются практически везде и маркируют стратиграфический уровень, разделяющий нижне- и верхнехвалынские отложения. Кушумские слои, судя по положению на разрезе, вероятно, можно синхронизировать с енотаевскими отложениями низовий Волги [5]. Енотаевские и, видимо, кушумские слои фиксируют континентальный период, отделяющий ранне- и позднехвалынский этапы истории Северного Прикаспия. На основании отсутствия моллюсков с радиоуглеродными датировками в диапазоне 25–15,8 тыс. лет этот временной интервал предлагается [2] как период формирования енотаевских континентальных отложений. По термолюминесцентным датировкам [1] возраст нижнехвалынских отложений оценивается в интервале от 70 до 40 тыс.лет, а начало верхнехвалынской трансгрессии относится к рубежу в 20–19 тыс. лет. Такие различия в датировках, вероятно, объясняются значительным выветриванием прикаспийских плейстоценовых отложений, что приводит к существенному омоложению радиоуглеродных датировок по моллюскам [7]. Более точный абсолютный возраст кушумских отложений из Владимировки возможен только после получения приемлемых абсолютных датировок.
Владимировский разрез интересен тем, что предоставляет возможность изучить континентальную биоту кушумского времени, поскольку в базальных слоях отложения этого возраста содержатся линзы растительного детрита и остатки насекомых, заключенные в косослоистые разнозернистые пески с глиняной галькой, ракушечным детритусом и целыми раковинами солоноватоводных (раннехвалынского возраста) и пресноводных моллюсков.
Остатки насекомых извлечены из спрессованного растительного детрита, расположенного в базальном слое у меженя воды. Сборы осуществлены в октябре 2003 года, когда отмечался низкий уровень р.Урал. Всего собран 601 остаток насекомых. Среди них преобладают жуки, составляющие 97,2% от общего количества фрагментов. Доля клопов равна 1,1%. Остальных фрагментов, определимых только как остатки насекомых – 1,7%.
Таксономический список включает жужелиц из родов Pogonus, Cymindis и Dischirius. Найден единственный остаток плавунца Colymbetes sp. Идентифицированы пластинчатоусые жуки Aeguialia cf. sabuleti (Panz), Aphodius fossor L., A. subterraneus L., A. varians Duft, Psammodius germanus L. Обнаружены надкрылья пилюльщика Porcinolus murinus F. и мелириды Henicopus pilosus Scop. Найдена златка Sphaenoptera из группы viridicupreum. Чернотелки представлены таксонами Belopus sp. и Crypticus quisquilis Pk. Листоеды включают многочисленные остатки Pachnephorus tesselatus Duft. и идентифицированы ближе не определимые обитатели ивовых растений из рода Chrysomela, близкие к C. saliceti или C. populi; Таксономически наиболее разнообразны долгоносики, включающие многочисленные остатки жуков рода Otiorrhynchus, среди которых определен O. velutinus Germ. Найдены остатки Cryptorrhynchus lapathi L., Notaris cf. bimaculatus F., Chlaebius immeritus Boh., Megamecus sp., Phacephorus sp., Mesagroicus sp., Eusomatulus sp., Mylacus sp., Sitona sp., Baris cf. lepidii Germ. B. cf. limbata Bris., Mecinus collaris Germ., Bagous ex gr. argyllaceus Gyll. К полужесткокрылым относятся Ochetostethus nanus H.-S. и Irochrotus caspius Jak.
Всего определено 24 таксона, по которым можно получить эколого-географическую информацию, позволяющую провести реконструкцию природных условий кушумского времени. Большая часть идентифицированных таксонов обитает на северо-западе Казахстана и в настоящее время. По ним реконструируются открытые ландшафты, сходные с современными на широте сбора материала. В целом ориктоценоз насекомых, если опираться на информацию о современном распространении этих таксонов в северо-западном Казахстане, относится к интразональному комплексу, связанному с долиной р.Урал. Массовыми видами на песках низкой поймы являются P. tesselatus и P. germanus. Здесь же мог обитать и пилюльщик Porcinolus murinus. С солодкой связан долгоносик C. immeritus, а с злаками – мелирида H. pilosus. Златки Sphaenoptera из группы viridicupreum и долгоносик Eusomatulus sp. обитают на белой полыни. На ивах встречаются листоеды Chrysomela и долгоносик C. lapathi. Чернотелки Belopus sp. и долгоносики из родов Phacephorus и Mesagroicus чаще встречаются в засоленных местообитаниях.
В общих чертах, полученная палеоэнтомологическая информация свидетельствует о том, что в изученный отрезок времени природные условия в Северном Прикаспии были близкими к современным. Для более детальной характеристики природных условий с количественной реконструкцией климатических параметров необходим дополнительный сбор сведений, включающий сбор и обработку новых образцов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благоволин М.С. и др. Палеогеография Европы за последние сто тысяч лет. – М.: Наука, 1982. – 156 с. 
2. Варущенко А.Н., Варущенко С.И., Клиге Р.К. Изменение уровня Каспийского моря в позднем плейстоцене – голоцене. // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. – М, 1980. – С. 79–90.
3. Васильев Ю. М. Антропоген Южного Заволжья // Тр. / ГИН СССР. – М., 1961. – Вып. 49. – 128 с.
4. Жуков М.М. Плиоценовая и четвертичная история севера При¬каспийской впадины // Проблемы Западного Казахстана. – Т. 2. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1945. – 236 с.
5. Фёдоров П.В. Стратиграфия четвертичных отложений и история развития Каспийского моря // Тр. / ГИН АН СССР. – М.,1957. – Вып. 10. – 297 с.
6. Шкатова В. К. Значение нижнеуральского опорного разреза для стратиграфии и палеогеографии плейстоцена Западного Казахстана // Бюл. Комис. по изучению четвертичного периода. - М., 1976. - № 45. - С. 73 - 82.
7. Яхимович В. Л. И др. Плейстоцен нижнего течения р. Урал. –Уфа, 1986. -135 с.
Ф.Г. Бидашко