ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ ПСАММИТОВЫХ ЛАНДШАФТОВ УРАЛО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

PRINCIPLES AND METHODS OF ZONING PSAMMITIC LANDSCAPES THE URAL-CASPIAN REGION

 

А.Г. Рябуха

A.G. Ryabukha 

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya St., 11)

e-mail: annaryabukha@yandex.ru

 

В статье обосновывается и приводится районирование псаммитовых ландшафтов Урало-Каспийского региона, в пределах которого выделены 1 область, 3 провинции, 10 округов и 35 районов.

The article explains and provides zoning psammitic landscapes of the Ural-Caspian region within which the selected region 1, 3 province, 10 counties and 35 districts. 

Важнейшее значение в дифференциации ландшафтной сферы Земли имеет литогенная основа. Однако однозначного определения понятия «литогенная основа ландшафта» до сих пор нет. В большинстве случаев под литогенной основой ландшафта понимают его геологическое строение и рельеф. Значение ландшафтообразующей роли литогенной основы детально рассмотрено в работах Ф.Н. Мильков, и именно им был введен в научную литературу термин литогенные (петрогенные) ландшафты [8]. К литогенным ландшафтам им отнесены комплексы, в формировании которых определяющую роль играет литология выходящих на поверхность горных пород. Большое разнообразие петрографически однородных осадочных пород, принимающих участие в строении современной коры выветривания, предопределило многообразие видов литогенных ландшафтов [9]. Выделены и детально изучены карстовые, меловые, псаммитовые, солянокупольные и др. ландшафты.

Важной задачей комплексного изучение литогенных ландшафтов является учет региональных особенностей и проведение их районирования, позволяющего разделить исследуемую территорию на регионы различного таксаномического ранга и выявить их специфику. Объектом районирования в данном случае является одна генетическая категория ландшафтов, не имеющая сплошного ареала и обладающая широким аспектом специфических признаков [9]. Таким образом, данное районирование является одним их видов комплексного, специального, многоуровенного районирование, при котором на разных уровнях осуществляется районирование по различным критериям. В задачу данного районирования входит выявление объективно существующих районов, преобладающего распространения литогенных ландшафтов, различной величины и сложности, а также установление их естественных границ. Основная особенность районирования литогенных ландшафтов заключается в том, что они не имеют сплошного ареала и рассредоточены прерывисто, что предопределено их не повсеместным распространением [9]. Имеется опыт проведения районирования меловых, карстовых, солянокупольных ландшафтов, для каждого из этих видов ландшафтов определенные свои принципы и методы районирования.

Цель данной статьи – районирование псаммитовых (от греч. psammos – песок) ландшафтов Урало-Каспийского региона, представляющих собой уникальный тип литогенных ландшафтов в формировании природно-территориальных комплексов, которых определяющую роль играет песчаный субстрат, обладающий высокой эоловой подвижностью. Псаммитовые ландшафты встречаются во всех природных зонах Урало-Каспийского региона, их удельный вес возрастает с продвижением с севера на юг. Они приурочены к различным геоморфологическим районам, имеют различный генезис, однако, большей частью являются древнеаллювиальными перигляциальными образованиями, приуроченными к речным бассейнам Урала, Илека, Самары, Уила, Сагиза, Эмбы и т.д.

Предлагаемое районирование проводится в регионе впервые. В ряде работ по физико-географическому районированию есть опыт выделения отдельных районов, в которых доминирующими ландшафтами являются псаммитовые. Так, например, Мильков Ф.Н. в работе «Ландшафтные провинции и районы Чкаловской области» [7] выделяет четыре ландшафтные провинции. В частности, в пределах Предуральской сыртовой лесостепной провинции выделяет Район песчаного самарского правобережья. При физико-географическом районировании Оренбургской области Русскин Г.А. выделяет Бузулукско-Боровский и Приилекский песчано-бугристые районы [11]. Доскач А.Г. проводя районирование Прикаспийской низменности, выделяет также ряд районов, указывая на доминирующее в них значение песчаного субстрата: Приволжская песчано-супесчаная полоса с массивами перевеянных песков, Уленты-Джамбейтинская наклонная опесчаненая равнина и др. районы [5]. В регионе также есть опыт районирования отдельных песчаных массивов. Так, по совокупности природных условий Якубов Т.Ф. территорию песков Северного Прикаспия подразделил на 4 природных района: Урдинский, Джангалинский, Кошалакты-Мынтюбинский, Денгизский [12]. На региональные различия Волго-Уральских песков указывали Буяновский М.С. и др. в монографии «Природа и сельское хозяйство Волго-Уральского междуречья» [1].

Основными источниками информации для создания карты районирования Урало-Каспийского региона стали материалы полевых ландшафтных исследований, данные дистанционного зондирования (геоинформационные ресурсы Google), тематические отраслевые карты и топографические карты средних размеров. Для оконтуривания областей занятых песчаными отложениями за основу взята Государственная почвенная карта СССР [4], дополненная данными дистанционного зондирования и полевыми ландшафтными исследованиями.

При проведении районирования была принята четырёх ступенчатая система таксономических единиц – область, провинция, округ, район (рисунок 1, таблица 1). Высшей территориальной единицей районирования принята область – Восточно-Европейская, территориально соответствующая границам Восточно-Европейской равнины, в пределах исследуемого региона, и соответствующая региону прерывистого залегания песчаных отложений (элювиальных, делювиальных, аллювиальных, морских, эоловых).

Область подразделена на песчаные ландшафтные провинции, объединяющие ряд разобщенных территориальных единиц, сложенных песчаными отложениями. Выделение песчаных провинций производилось по комплексу признаков и основано на системе обобщений, связанных с их многочисленными особенностями: положением по отношению к крупным дренирующим речным системам, принадлежностью к различным по размерам, генезису и истории развития геоструктурам, пространственной обособленностью и др. В результате выделяем Волжскую, Волго-Уральскую, Урало-Эмбенскую песчаные ландшафтные провинции.

Провинции подразделены на песчаные ландшафтные округа. При выделении округов в роли ведущего был выбран бассейновый принцип принадлежности песчаных массивов к речным бассейнам крупных дренирующих систем региона (Самары, Урала, Илека, Уила, Сагиза, Эмбы и др.). Выбор бассейнового принципа выделения округов, обоснован тем, что реки представляют собой один из самых мощных факторов накопления песчаных отложений, и большинство ученых придают этому фактору решающее значение [2, 3]. Изучая генезис современных континентальных песчаных накоплений, Геллер С.Ю. и Кунин В.Н. пришли к выводу, что в настоящее время неизвестно ни одного района песков, которые, в той или иной мере, не были бы связаны с деятельностью поверхностных текучих вод [3]. Таковы, пески приуральские, эмбенские, уильские, днепровские, минусинские, амударьинские, каракумские, муюнкумские и многие другие. Таким образом, аллювиальные пески, представляющие собой отложения водных потоков речных систем, преобладают среди песков континентального генезиса, занимая более 50% их площади. Поэтому выделение песчаных ландшафтных округов на основе их генетической и территориальной принадлежности к бассейнам речных систем кажется нам вполне правомочным и логичным. Границы округов, в большинстве случаев, совпадают с водоразделами речных систем. Исключение составляет округ Рын-песков, располагающийся в междуречье Урала и Волги и объединяющий единый песчаный массив. В один округ выделяем также территорию бассейна рек (Булдурты, Калдыгайты, Жаксыбай), стекающих с Подуральского плато.

Округа в свою очередь подразделены на районы. При выделении районов использовался метод встречаемости характерных ландшафтных комплексов и в качестве критериев при их выделении учитывалась повторяемость характерных урочищ. Внутренняя дифференциация каждого района определяется сочетанием факторов внутриландшафтной дифференциации: морфологией и генезисом рельефа, эдафотопами и гигротопами, почвой и растительностью.

При составлении карты районирования псаммитовых ландшафтов Урало-Каспийского региона наряду с выше перечисленными принципами и методами физико-географического районирования [8] широко применялся метод ведущего фактора, «…оказывающего глубокое и многостороннее воздействие на все другие компоненты географического комплекса». Принцип поликритериальности, при котором на разных уровнях осуществляется районирование по разным критериям. Вначале по одному из важнейших критериев выделяются наиболее крупные таксоны, затем в их пределах последовательно обособляются все более дробные таксоны, причем это обособление осуществляется на каждом уровне по своим критериям. Метод наложения частных видов районирования (геоморфологического, геологического, физико-географического и др.), с которым тесно связан принцип комплексности, определяющий тесную и неразрывную связь и взаимообусловленность всех зональных и азональных компонентов природы. Большую роль при составлении карты районирования псаммитовых ландшафтов играли методы дистанционного зондирования территории. Принцип относительной территориальной общности, который продиктован разобщенностью псаммитовых участков. Принцип объективности, устанавливающий выделение объективно существующих геосистем как индивидуальных и неповторимых в природе геокомплексов. Принцип равнозначности зональных и незональных факторов дифференциации псаммитовых ландшафтов – одновременный и равный учет зональных и азональных условий, принимающих участие в формировании и обособлении этих ландшафтов. Соблюдение данного принципа позволяет рассматривать псаммитовые ландшафты как единство зональной и азональной основы.

В итоге территория региона была разделена на 1 песчаную область, в пределах которой выделены 3 песчаные провинции, 10 песчаных округов и 35 песчаных районов (рис. 1, табл. 1). 

Работа выполнена по теме НИР ИС УрО РАН «Ландшафтные и биологические факторы устойчивого развития геосистем Заволжско-Уральского региона». 

Рисунок 1. Схема районирования псаммитовых ландшафтов Урало-Каспийского региона

Таблица 1

Условные обозначения к рисунку 1

Область

Песчаные провинции

Песчаные округа

Песчаные район

 

Восточно-Европейская

Волжская

Волжско-Самарский

(I)

Боровско-Присамарский (1)

Нижнетокско-Присамарский (2)

Малоуранско-Присамарский (3)

Большеуранско-Присамарский (4)

Верхнесамарский (5)

Бузулук-Присамарский (6)

Волжско-Ерусланский

(II)

Приеруслано-Дьяковский (7)

Бизюкский (8)

Волго-Уральская

Приволжский

(III)

Район Приволжской опесчаненой Гряды (9)

Приволжская песчано-супесчаная полоса с массивом перевеянных песков (10)

Рын-пески

(IV)

Урдинский (11)

Северо-восточный (12)

Центральный (13)

Южный (14)

Урало-Эмбенская

Среднеуральский

(V)

Чаганский (15)

Иртекско-Киндилинский (16)

Январцево-Рубежинский (17)

Урало-Илекский

(VI)

Нижнеилекский (18)

Среднеилекский (19)

Хобдинский (20)

Верхнеутвинский (21)

Булдырты-Калдыгайтинский

(VII)

Булдуртинский (22)

Аккумский (23)

Шийли-Калдыгайтинский (Кокузекумский) (24)

Калдыгайты-Жаксыбайский (Карагандыкумский) (25)

Нижнекалдыгайтинский (26)

Айдархан (27)

Уильский

(VIII)

 

Верхнеуильский (28)

Среднеуильский (Баркинский) (29)

Нижнеуильский (Тайсуганский) (30)

Сагизский

(IX)

Аккумсагизский (31)

Нижнесагизский (32)

Эмбенский

(X)

 

Верхнеэмбенский (33)

Среднеэмбенский (34)

Нижнеэмбенский (35)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Буяновский С.М., Доскач А.Г., Фридланд В.М. Природа и сельское хозяйство Волго-Уральского междуречья. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 232 с.
  2. Гаель А.Г., Смирнова Л.Ф. Пески и песчаные почвы. М.: Геос, 1999. 252 с.
  3. Геллер С.Ю., Кунин В.В. О происхождении современных континентальных песчаных накоплений. ДАН СССР. № 4. 1933.
  4. Государственная почвенная карта СССР. 1 : 1 000 000. М.: АН СССР, Почв. ин-т им. В.В. Докучаева. Л. L-39, L-40, M-39, M-40, N-39, N-40.
  5. Доскач А.Г. Природное районирование Прикаспийской пустыни. М.: Наука, 1979.С. 142.
  6. Мильков Ф.Н. География лесов и южная граница лесостепи в Чкаловском Заволжье // Уч. зап. / Чкалов. гос. пед. ин-т. Чкалов, 1949. Вып. 4. С. 102-113.
  7. Мильков Ф.Н. Ландшафтные провинции и районы Чкаловской области // Очерки физической географии Чкаловской области. Чкалов: Кн. изд-во, 1951. С. 33-63.
  8. Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. 328 с.
  9. Михно Б.В. Меловые ландшафты Восточно-Европейской равнины. Воронеж: Изд-во МП «Петровский сквер», 1993. 232 с.
  10. Михно Б.В. Новый взгляд на литогенную основу ландшафта // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. География. Геоэкология. 2000. № 1. С. 15-19.
  11. Русскин А.Г. География Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. 163 с.
  12. Якубов Т.Ф. Песчаные пустыни и полупустыни Северного Прикаспия. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 532 с.