ПРИНЯТИЕ СТЕПНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА – ЗАЛОГ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕПЕЙ РОССИИ

 

Степные экосистемы, несмотря на их высочайший природоохранный приоритет в глобальном масштабе, крайне слабо защищены в Российской Федерации [2].
Формирование нормативно-правовой базы в сфере использования и защиты такого уникального природного объекта, характеризующегося богатейшим и во многом неповторимым видовым разнообразием растительного и животного миров, как степь в настоящее время приобрело особую актуальность. Такая законодательная база обеспечила бы государственную политику неразрушительного степепользования, сохранение и восстановление степей, позволила бы более рационально использовать степь как среду обитания людей и животных.
Рассматривая вопросы законодательства, регулирующего отношения в сфере использования и охраны степей, мы имеем в виду систему нормативно-правовых актов различной юридической силы, так или иначе оказывающих воздействие на участников экологических отношений. Эта система должна состоять из Федерального закона «О степи» (Степной кодекс Российской Федерации), иных федеральных законов, законов субъектов РФ, дескриптивно описывающих степь, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов степной зоны и их охране. Появление федерального законодательного акта о степи позволило бы эффективнее задействовать государственно-правовые механизмы для решения проблем сохранения степных экосистем России.
Федеральный закон «О степи» мог бы служить основой для разработки и принятия законодательных актов субъектов Федерации, детализирующих с учетом региональных особенностей регулирование отдельных отношений в сфере использования и охраны степи, ответственность за нарушение степного законодательства и другие вопросы.
Законодательство о степи основывается на Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ, международных договорах Российской Федерации. Оно является частью правовой системы Российской Федерации и должно применяться наряду с иным российским законодательством, регулирующим природопользование и охрану окружающей среды.
Одной из ключевых задач предлагаемого Федерального закона о степи является введение в правовой оборот ряда новых понятий. В специальной статье главы 1 «Общие положения» следует дать понятие основных терминов, используемых в правовом регулировании использования и охраны степей. Центральными из них являются понятия «степь», «степепользование», «субъекты степепользования», «пользователи степи», «охрана степи» и некоторые другие.
Помимо введения в правовой оборот указанных выше понятий, представляется целесообразным отразить в Федеральном законе о степи основные принципы в области использования и охраны степных экосистем, среди которых особое место занимают принципы сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды, сочетания рационального, непрерывного использования и охраны всего степного фонда России и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации, принцип разграничения функций управления в области использования, охраны и защиты степных зон. Так, государственное управление в области использования, охраны, защиты степного фонда России осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования, охраны и защиты степных зон в соответствии с российским законодательством и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства.
Федеральный закон «О степи» также должен определить круг нормативных правовых актов, составляющих законодательство о степи, права и обязанности степепользователей, нормы о степных особо охраняемых природных территориях, систему управления в сфере степепользования и охраны степей и др.
Главная цель закона о степи заключается в гармонизации отношений между человеком и природой на степных просторах. Но это идея – высшая цель, и она достигается через решение целого круга общесоциальных (гуманитарных) и прагматических задач именно благодаря принятию Федерального закона и законов субъектов Федерации о степи [1].
Следует отметить, что ключевую роль в защите степей должны играть именно законы о степи субъектов Российской Федерации, так как значимость рассматриваемого природного объекта как среды обитания и природного ресурса не оценивается должным образом во многих регионах страны.
При разработке субъектами Федерации законов о степи важно будет избежать порочной практики копирования федеральных законов, как это происходило при принятии собственных региональных законов в развитие земельного, водного, лесного и другого природоохранного и природоресурсного законодательства. Коллектив авторов – разработчиков законодательства о степи, предложил модельный закон субъекта РФ, охватывающий лишь общие подходы к региональному законодательному регулированию. Законы конкретных субъектов Федерации о степи призваны детализировать, то есть уточнять задачи и механизм по охране степи и контролю за рациональным использованием ресурсов степи, исходя из местных особенностей и потребностей [1]. Концепция законов о степи была вынесена на обсуждение научных кругов через журналы «Экологическое право» (2006 г., № 1) и «Степной бюллетень» (2006 г., № 21-22).
Таким образом, законодательное регулирование вопросов степепользования и охраны степей должно осуществляться с учетом сложившихся в современный период реалий как с точки зрения действующего государственно-правового механизма охраны природы в целом, так и относительно состояния степей и характера их использования, в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конюхова И.А. и др. Законодательство о степи – основа жизни и деятельности народов Евразии. Инновационный проект / И.А. Конюхова, И.А. Алешкова, А.А. Векшин, К.К. Даваева, Е.Ю. Мазков, О.В. Петренко, Э.В. Сафонов – М., 2008. – С. 6.
2. Смелянский И.Э. и др. Стратегия сохранения степей России: позиция неправительственных организаций / И.Э. Смелянский, А.В. Елизаров, Н.А. Соболев, А.К. Благовидов – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2006. – С. 6.