ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМАТИКИ ГАЛОГЕННЫХ ПОЧВ СУХОСТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ УКРАИНЫ

 

Сухостепная подзона Украины характеризируется одним из наивысших уровней ландшафтного разнообразия на территории страны [18]. Среди ландшафтообразующих факторов сухих степей Украины важное место занимают процессы динамики водорастворимых солей в зоне аэрации, результатом которых может быть формирование галогенных почв, то есть почв, происхождение и специфика которых обусловлена современными или существующими ранее процессами накопления водорастворимых солей в почвенном профиле [11]. Специфическое физико-химическое состояние и динамический водно-солевой режим галогенных почв влияют на свойства подстилающих пород, создают условия для формирования определенного типа растительного покрова или полного его отсутствия, определяют особенности хозяйственного использования природных ресурсов территории, а, следовательно, детерминируют образование интразональных и зонально-интразональных ландшафтных комплексов подзоны, что в большой мере усложняет ландшафтную картину региона. Понятно, что создать полный и достаточно четкий номенклатурный перечень ландшафтного разнообразия сухостепной подзоны Украины невозможно без существования полного и общепринятого систематического списка галогенных почв этой территории. Однако на сегодня в Украине, равно как и во многих других государствах, единой схемы систематики и классификации галогенных почв сухой степи не существует.
Первые попытки разработать довольно детальную схему систематики и классификации галогенных почв Украины (в том числе и сухостепной подзоны) были осуществлены В.В. Докучаевым [3, 4]. В книге «Русский чернозем» [4] все засоленные почвы он объединил в единую группу под собирательным термином – «солонцы», разделив их по происхождению на семь основных типов. При этом, в соответствии с описанием, первые четыре типа засоленных почв, названные В.В. Докучаевым «настоящими солонцами», следует отнести к солончакам, другие охарактеризованные им типы почв принадлежат либо к солонцам, либо совсем не являются галогенными почвами в современном понимании. В другой своей работе «Наши степи прежде и теперь» [3] ученый пытался провести классификацию «солонцов» степной зоны по экологическим условиям их формирования, выделяя при этом «солонцы» склонов (террас) речных долин, «солонцы» повышенных участков речных пойм и «солонцы» степных депрессий. Таким образом, предложенные В.В. Докучаевым [3, 4] схемы систематики и классификации галогенных почв Юга Украины хотя и были несовершенными, а в некоторых аспектах и ошибочными, но на то время их появление в отечественном почвоведении стало прогрессивным явлением на пути создания общей систематики и классификации галогенных почв сухой степи, поскольку построены они были, в первую очередь, с использованием генетических принципов классификации.
Долгое время в Украине в последокучаевский период не было общепринятой систематики и классификации почв. Только в конце 50-х гг. была создана «Методика крупномасштабного исследования почв колхозов и совхозов Украинской ССР» (1958) [13], которую можно рассматривать как первый коллективный труд ученых Украины по разработке более-менее полного систематического списка почвенного разнообразия нашей страны. Номенклатурный перечень галогенных почв сухостепных ландшафтов Украины был представлен одиннадцатью генетическими видами почв, классификация которых осуществлялась преимущественно на основе морфологических особенностей профиля, характера и типа засоления. В данной схеме солонцы и солончаки разделены на отдельные группы, солоди не выделяются совсем, вместо этого к группе солонцов отнесены глеесолоди. Впервые достаточно детально здесь были описаны и галогенные почвы приморских побережий, которые указаны в номенклатуре как сульфатно-хлоридные солончаки на песчаном ракушечнике морских отложений, или же как засоленные илы. В целом рассматриваемая систематика и классификация галогенных почв была построена на основе эмпирически-субстантивного подхода при некотором игнорировании процессной стороны формирования и эволюции этих почв. Это с самого начала заложило трудности для последующей практической диагностики галогенних почв сухой степи Украины (в частности при разделении глеесолодей и сильноосолоделых глеевых солонцов, при классификации засоленных почв морских побережий).
«Методика крупномасштабного исследование почв ...» [13] была применена при проведении работ по картографированию почвенного покрова юга Украины и создании серии почвенных карт этого региона (1966–1971) [8, 9]. В легендах к этим картам достаточно детально была разработана систематика солонцов (солонцы степные, лугово-степные, луговые, осолоделые), но солончаки сухостепных ландшафтов не были дифференцированы ни по гидрологическому режиму или морфологическим особенностям, ни по генезису. Также на почвенных картах не выделялись солоди, вместо этого были отмечены «глее-осолоделые почвы». Галогенные почвы морских побережий классифицировались [8, 9] по-разному: как дерновые песчаные почвы, солончаки или солончаковый ил. Следует отметить, что на карте засоленных почв Европейской части СССР и Закавказья [7], опубликованной немного позднее (1973), почвы подов сухой степи Украины были показаны как солоди, а не глеесолоди.
В «Классификации и диагностики почв СССР» (1977) [6] систематический перечень галогенних почв сухостепной подзоны был значительно детализирован и дополнен. На подтиповом уровне выделялись солонцы каштановые, лугово-каштановые, каштаново-луговые и лугово-болотные; солончаки типичные, луговые, болотные, шоровые и грязево-вулканические; солоди лугово-степные, луговые и лугово-болотные. Немного позже эта классификация была адаптирована к условиям сухой степи Украины в «Полевом определителе почв» (1981) [16]. В нем рядом с глеесолодями в отдельную группу выделялись и солоди. Систематика солонцов и солодей осталась неизменной, но значительно обеднел, сравнительно с предыдущей схемой (1977) [6], номенклатурный перечень солончаков, который был сведен к одному генетическому виду – солончакам глеевым в составе группы глеевых почв подов. Таким образом, этот систематический список, построенный преимущественно с использованием факторно-экологического подхода, не был полным и безупречным, и не охватывал всего разнообразия галогенных почв сухостепных ландшафтов Украины.
Долгое время в украинском почвоведении дискуссионным остается вопрос классификации и систематики галогенных почв незасоленных подов и подообразных депрессий сухостепной подзоны Украины. Одни ученые (Махов, 1939 [12]; Вернандер, 1957 [1]; Кисель, Полупан, 1964 [10]; Герасимов, 1972 [19]) относили сильноосолоделые почвы подов юга Украины к глеесолодям, но при этом из-за отсутствия четких показателей идентификации глеесолодей на практике довольно часто под этим названием объединяли несколько видов и даже типов почв [10]. Другие исследователи, которые работали над этой проблемой несколько позже (Полупан, 1981 [16]; Євдокимова, Быковская, 1985 [5]; Розанов, 1989 [15]; Тихоненко, 2005 [2]), обоснованно классифицировали осолоделые почвы наиболее пониженных участков днищ подов как солоди, дифференцируя их на лугово-степные, луговые (лугово-черноземные) и лугово-болотные типы (подтипы).
Не менее острые дискуссии в отечественном почвоведении в последнее время вызывает и вопрос систематики и классификации засоленных почв приморских сухостепных геокомплексов, которые формируются в условиях доминирующего влияния талассогенных факторов почвообразования. Во всех существующих наиболее полных систематических перечнях почвенного разнообразия Украины [6, 13, 16, 17] эти почвы не выделяются в ранге самостоятельного таксона, а объединяются с «континентальными» аналогами – аллювиальными почвами [6, 16] и солончаками [13, 17]. На почвенных картах юга Украины [8, 9] специфические талассогенные почвы приморских сухостепных ландшафтов, показанные как солончаки и солончаковый ил, или как дерновые песчаные почвы. Между тем современные исследования галогенных почв приморских низменностей и прилегающих аккумулятивных островов сухостепной подзоны Украины [11, 14] доказывают специфичность их свойств, морфологического строения, условий формирования и научно обосновывают необходимость выделения этой группы почв в качестве отдельного таксона (на типовом или надтиповом уровнях) в современной систематике почв Украины.
Несмотря на все свои недостатки «Полевой определитель почв» [16] долгое время оставался наиболее полезным и ценным практическим пособием в исследовании галогенных почв юга Украины. Только недавно сотрудниками Института почвоведения и агрохимии им. О.Н. Соколовского был разработан новый систематический список почвенного разнообразия нашей страны – «Определитель эколого-генетического статуса и плодородия почв Украины» (2005) [17], построенный на количественной параметрической основе. Хотя определитель и создан с использованием эколого-субстантивного подхода к классификации почв, но в контексте разработки систематики и классификации галогенних почв сухой степи Украины он является, на наш взгляд, «шагом назад» в сравнении с уже существующими схемами систематики почвенного покрова региона [6, 13, 16]. Здесь без достаточного научного обоснования значительно сокращен систематический перечень галогенных почв сухостепных ландшафтов страны, в частности солонцы представлены лишь 3 типами: солонцы каштановые, лугово-каштановые и каштаново-луговые солончаковые. В систематике не выделяются ни солоди, ни глеесолоди, а галогенные почвы незасоленных подов сухостепной подзоны вместе с осолоделыми не галогенными почвами отнесены к дерновым глеевым почвам. Полностью не разработанной остается классификация и систематика солончаков, все разнообразие которых в условиях сухой степи сведено лишь к одному генетическому типу – солончаков глеевых, к которому отнесены и галогенные почвы приморских низменностей. В связи с этим создание определителя [17] не только не решило неотложные проблемы систематики и классификации галогенных почв сухостепных ландшафтов Украины, а, напротив, еще более заострило и осложнило некоторые из них.
Таким образом, в современной систематике и классификации галогенных почв сухостепных ландшафтов Украины на сегодня существует ряд проблем, которые нуждаются в оперативном и обоснованном решении. Наиболее важными из них являются: систематика и классификация осолоделых почв незасоленных подов; разработка систематического перечня генетических видов солончаков; усовершенствование и детализация классификации и систематики солонцов сухостепных ландшафтов (в частности классификация описанных в литературе для территории Юга Украины «псевдосолонцов» [11], «солонцов-солончаков» [10]); создание систематики и классификации засоленных талассогенных почв приморских сухостепных ландшафтов Украины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернандер Н.Б. Почвы подов юга Украины // Почвоведение. – 1957. – № 4. – С. 10–19.
2. Ґрунтознавство / Під ред. Д.Г. Тихоненка. – Харків, 2005. – 345 с.
3. Докучаев В.В. Наши степи прежде и теперь. – М.-Л.: ОГИЗ, 1936. – 116 с.
4. Докучаев В.В. Русский чернозем. – М.-Л.: ОГИЗ, 1936. – 538 с.
5. Евдокимова Т.И., Быковская Т.К. Почвы подових понижений юга Украины. – М.: МГУ, 1985. – 96 с.
6. Егоров В.В. и др. Классификация и диагностика почв СССР. – М.: Колос, 1977. – 224 с.
7. Засоленные почвы Европейской части СССР и Закавказья. Объяснительный текст к карте типов засоления почв Европейской части СССР и Закавказья. – М.: ВАСХНИЛ, 1973. – 280 с.
8. Карта ґрунтів Запорізької області. М.: 1 : 200 000 / Гол. ред. М.К. Крупський. – Киев: Укрземпроект, 1966.
9. Карта ґрунтів Херсонської області. М.: 1 : 200 000 / Гол. ред. М.К. Крупський. – Киев: Укрземпроект, 1967.
10. Кисіль В.Д., Полупан М.І. Ґрунти подів та їх систематика: Зб. досягнень ґрунтознавчої науки на Україні (Доповіді на VIII міжнарод. конгресі ґрунтознавців). – Киев, 1964. – С. 120–127.
11. Кривульченко А.І. Сухі степи Причорномор’я та Приазов’я: ландшафти, галогеохімія ґрунто-підґрунтя. – Київ: Гідромакс, 2005. – 345 с.
12. Махов Г.Г. Агровиробнича характеристика грунтів зони бавовносіяння УРСР // Тр. / Укр. н.-д. ін-т соціалістичного землеробства. – 1937. – Т. III. – С. 144.
13. Методика крупномасштабного дослідження ґрунтів колгоспів і радгоспів Української РСР. – Харків: Держсільгоспвидав, 1958. – 487 с.
14. Онойко Ю.Ю. Ґрунтовий покрив приморських берегових територій Північного Причорномор’я // Актуальні екологічні проблеми Півдня України. – Херсон, 2006. – С. 108–113.
15. Орошаемые черноземы / Под общ. ред. Б.Г. Розанова. – М.: МГУ, 1989. – 204 с.
16. Полевой определитель почв / Под ред. Н.И. Полупана, Б.С. Носко, В.П. Кузьмичева. – Киев: Урожай, 1981. – 320 с.
17. Полупан М.І. и др. Визначник еколого-генетичного статусу та родючості ґрунтів України. – Київ: Колообіг, 2005. – 304 с.
18. Природа Украинской ССР. Ландшафты и физико-географическое районирование / А.М. Маринич, В.М. Пащенко, П.Г. Шищенко – Киев: Наук. думка, 1985. – 224 с.
19. Природные условия и естественные ресурсы СССР. Украина и Молдавия / Под общ. ред. И.П. Герасимова – М.: Наука, 1972. – 440 с.

 

Ю.Ю. Онойко