ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СЕЛАХ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЫ

 

С началом рыночных преобразований все территории России разделились по уровню конкурентоспособности, выявилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения. Таким образом, выявились территориальные образования, которые можно характеризовать как депрессивные. К ним относятся, прежде всего, регионы с аграрной специализацией, расположенные в пределах лесостепной и степной зоны. Рынок труда таких территорий фокусирует весь комплекс социально-экономических проблем переходного периода.
Является общеизвестным фактом, что безработица в сельской местности гораздо выше, чем в городской. Однако статистические данные этого не показывают. Между городской и сельской безработицей поддерживался примерный паритет, хотя кризис в сельском хозяйстве отличается большей глубиной и «безвыходностью», чем в других отраслях экономики. Почему этого не отражают показатели уровня безработицы? Во-первых, в условиях катастрофического удешевления рабочей силы, а также слабой финансовой поддержки безработных большинство сельских жителей были вынуждены заполнить сферу личных подсобных хозяйств. Это объясняет тот факт, что значительное сокращение занятых в сельскохозяйственном производстве в середине 90-х годов практически не отразилось на уровне сельской безработицы. В то же время, занятость в личном подсобном и домашнем хозяйстве возросла в несколько раз.
В настоящее время почти половину доходов сельских жителей составляют доходы со своего подворья. Для многих жителей села, личные хозяйства становятся не только главным источником продуктов питания, но и основным местом приложения труда, главным источником доходов семьи. Личные подсобные хозяйства значительно дифференцируются по уровню товарности в зависимости, главным образом, от географического положения. Наиболее товарными являются личные подсобные хозяйства пригородной зоны крупных городов. Жители этой зоны еще до переходного периода работали в рыночных условиях, ориентируясь на спрос покупателя и получение дохода. Наименее товарными являются личные подсобные хозяйства, расположенные в сельской местности, значительно удаленной от областных и районных центров, а также от крупных транспортных магистралей. В любом случае, дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, как сферы занятости высвобождаемых работников малоперспективны.
Структура отраслевой занятости стала еще более несбалансированной между потребностями населения в рабочих местах их наличием в сельской местности. Сокращение рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях  еще больше сужает для жителей села и без того малую сферу деятельности. Сезонный характер сельскохозяйственного производства не в состоянии обеспечить постоянную занятость работников в течение всего года. Кроме того, с точки зрения работодателя, сельский работник стоит дешевле, чем городской. Все это позволяет рассматривать экономически активную часть населения села, как резерв для городского рынка труда. Именно «отходничество» на заработки в ближайшие города является еще одной причиной сравнительно невысокого уровня безработицы в сельской местности.
Нельзя не сказать и о таких явлениях, как скрытая безработица и неполная занятость, которые получили в сельском хозяйстве большее распространение, чем в других отраслях экономики. Это можно рассматривать как третий фактор, способствующий сохранению низкого уровня официальной безработицы.
Российские предприятия в начале реформ не спешили расставаться с избыточной рабочей силой. Они, конечно, сократили численность работников, но сам этот процесс был растянут во времени. Кроме того, в России большое распространение получила вынужденная или неполная занятость в виде административных отпусков или переводов работников на сокращенную рабочую неделю. По разным оценкам в некоторые годы число людей, которых можно было бы отнести к вынужденно не полностью занятым, достигало 5-8% от всех занятых. В то же время попытка предприятий форсированно избавиться от лишних работников обходилась им дорого. Потому что, согласно российскому законодательству при увольнении работника, они должны были выплачивать выходное пособие в течение трех месяцев, т.е. оно было равно трехмесячной заработной плате. А в тех регионах, которые относились к территориям Крайнего Севера или приравненных к ним, эта продолжительность доходила до шести месяцев. Кроме того, пытаясь уволить работников, предприятия ставили себя в уязвимую позицию: они могли испортить отношения с трудовым коллективом, с местными властями и т.д. и т.п. Поэтому предприятия предпочитали не использовать прямые сокращения, и доля увольнений по сокращению штатов в России на всем протяжении реформ была низкой – 1-2% от всех занятых на предприятиях.
Следующий фактор, может быть, самый главный – это гибкость заработной платы. В России по официальным оценкам, которые, по-видимому, завышены, реальная заработная плата сократилась на 60%. Такого резкого сокращения реальной заработной платы не было ни в одной другой стране. Гибкость заработной платы достигалась несколькими путями. В период высокой инфляции предприятия просто могли не индексировать заработную плату в соответствии с ростом цен. Тем самым, реальная заработная плата падала. Вместе с тем, огромный процент в структуре оплаты труда российских работников составляют различного рода выплаты. В результате предприятие может свободно манипулировать этой частью заработной платы, то есть просто не выплачивать те поощрительные элементы, которые есть в структуре заработной платы. Специфическим элементом заработной платы, присущим только российскому рынку труда, были задержки заработной платы.
Рынок труда сельских поселений отчасти определяется разнообразными социально-географическими условиями на территории России. Они достаточно хорошо представлены в многочисленных исследованиях социального развития села.
Первый тип сложился в высокоурбанизированных регионах и характерен в основном для пригородных населенных пунктов. Население отличается мобильностью, сравнительно высоким демографическим потенциалом, большими доходами и образом жизни, близким к городскому.
В небольших деревнях Нечернозёмной зоны, «обескровленных» многолетней массовой миграцией в города и не обеспеченных элементарными услугами первой необходимости, проживают в основном пенсионеры, качество трудоспособного населения (образование, здоровье) крайне низкое.
Сёла южных степных регионов отличаются большей численностью населения, высоким уровнем благоустройства мест проживания, лучшим демографическим потенциалом, развитием личного подсобного хозяйства.
Для республик Северного Кавказа характерна благоприятная демографическая обстановка (стабильный естественный прирост, сравнительно высокая доля детей и молодежи в возрастной структуре населения), но трудоресурсный потенциал отличается невысоким уровнем образования и низкой мобильностью.
В восточных регионах преобладают крупные сельские поселения, которые, как правило, лучше благоустроены, миграционный отток из села ниже, чем из городов, преобладающее в селе трудоспособное население отличается высоким уровнем образования. Основной источник дохода – неаграрная занятость.
Территориальные отличия сельскохозяйственных поселений, обусловленные разницей географических и прочих условий, приводят к тому, что рынки труда данных территорий значительно отличаются друг от друга. Однако региональные рынки труда большинства сельских населенных пунктов России обладают в настоящее время рядом общих черт, которые позволяют обозначить их как депрессивные или стагнирующие рынки труда.
Типичными чертами такого рынка можно назвать следующие:
- особенности трудоресурсного потенциала: снижение качественных характеристик рабочей силы, ослабление экономической активности населения;
- эффективность использования трудоресурсного потенциала: безработицей охвачено до 50% трудоспоспособного населения, высокий уровень молодежной безработицы, низкие темпы создания новых рабочих мест, несбалансированная структура рабочих мест, невыплата и задержка заработной платы;
- динамика занятости: широкое распространение вынужденной неполной занятости, уход значительной части населения в самозанятость, развитие «отходничества».
Совокупность всех перечисленных признаков рынка труда свидетельствует о наличии неразрешенных социально-экономических проблем, об особом статусе данного рынка труда. И если экономическая ситуация может регулироваться рыночными механизмами, то социальные проблемы требуют активного вмешательства государства, проведение мероприятий направленных на согласование интересов различных социальных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кремнев А.А. Кремнева В.И. Формы занятости тенденции и перспективы развития // Рынок труда в России: состояние, трансформация, прогноз / Сб. науч. трудов. – Ростов н.Д., 2002. – С.17-20.
2. Мироненко Н.С. Географический подход к центро-периферическим отношениям в мировом хозяйстве // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. 2005, №1.

Э.Л. Вдовина