ПУТИ СОХРАНЕНИЯ СТЕПНОЙ ФЛОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ АГРОЛАНДШАФТАХ
Степи Юга Европейской России издавна широко использовались в сельскохозяйственном производстве. По данным исследователя южных степей К.М. Залесского [1] в Донской области к 1916 году под посевами находилось 29% общей площади, а в наиболее густонаселённой юго-западной части распаханность достигала 45-48%. Исследователь отмечает почти полное исчезновение целинных степей. Они вытеснены вторичными ассоциациями, являющимися частью продуктом их распашки, частью – более или менее сильного выпаса целины (сбои, толоки). «Как земельные угодья встречаются исключительно крайне засорённые пашни, сенокосные пырейные перелоги и весьма не значимые по размерам выбитые целинные сбои, примыкающие к хуторам и слободам». Залежная система полеводства в те годы стимулировала поддержание пырейной стадии сукцессии и обеспечивала получение «огромного количества сена славящегося своим качеством» [1].
Ситуация, сложившаяся в южных степях ещё в начале прошлого века, мало чем отличается от современной. Растительность донских степей, её аборигенные ассоциации с доминированием представителей степной флоры – ковылей и типчаков как в те далёкие годы, так и сейчас – незначительные вкрапления во вторичные ассоциации – посевы, окультуренные и деградированные сенокосы и пастбища, многолетние насаждения, овощные плантации, многочисленные и вездесущие садово-огородные участки и т.д.
Существует ли возможность сохранения степной флоры в современных агроландшафтах, занимающих в Ростовской области более 85% территории и при распаханности, достигающей 60% от общей площади? Для этого, на наш взгляд, в регионах высокой сельскохозяйственной освоенности и распаханности необходимо срочное резервирование и перевод в категорию ООПТ всех более-менее сохранившихся участков естественной степной растительности в пределах агроландшафтов. Уже не найти крупных участков целинных степей на плакоре, где бы можно было организовать заповедник. Однако исследования показывают, что реально сохранение флоры и растительности степи на мелких, достаточно удалённых от населенных пунктах участках сенокосов и пастбищ. Возможно длительное существование ассоциаций травянистых степных растений на очень ограниченных по площади территориях. Так в работах К.М. Залесского [1, 2] приведено описание флоры и растительности Аксайской и Аютинской степей, используемых в начале прошлого века в качестве сенокосов. От описываемых участков к 1970 году практически ничего не сохранилось, т.к. все пригодные к этому территории были распаханы. Сохранились небольшие площади целинной степи, приуроченные к балкам и правому берегу реки Аюта, сложный рельеф которого создал много труднодоступных местообитаний целинной степной растительности. Изучение флоры этих участков позволило сравнить изменения в видовом составе растений за прошедшие 85 лет и определить устойчивость популяций основных степных видов.
При описании Аксайской и Аютинской степей К.М. Залесский комментирует, что их фон образуется смесью Festuca sulcata, Koeleria gracilis, Bromus erectus и ковылей, среди которых наиболее характерными, доминирующими были Stipa capillata и Stipa tirsa, остальные – Stipa grafiana, Stipa dasyphilla и Stipa lessingiana встречались реже, причём последний произрастал на подпочвенных выбросах (курганы, байбаковины), лишь в глубоких депрессиях рельефа. В настоящее время на сохранившихся в описываемом районе целинных участках повсеместно встречаются Festuca sulcata, Koeleria gracilis, из ковыля Stipa Lessingiana. Stipa grafiana и Stipa stenophilla сохранились, но встречаются крайне редко.
В Аксайской и Аютинской степей К.М. Залесский зафиксировал около 200 видов цветковых растений, большинство из которых характерно для целинных участков. Нами на сохранившихся территориях этих степей зафиксировано 235 видов целинных растений, причём 68 из них не встречались в списках К.М. Залесского. Преобладающие по численности семейства – Мятликовые (28 видов), Астровые (35 видов), Яснотковые и Бобовые (по 21 виду), Гвоздичные (20 видов). Всего обнаружены виды, принадлежащие к 33 семействам. Отмечены как обычные, часто встречающиеся виды Tulpa schrencii, Paeonia tenuifolia, Rindera tetraspis, Onosma tinctorium, Salvia aethyopis, Salvia austriaca, Inula oculus Christi, Achillea nobilis. Сейчас все эти виды в тех же местах крайне редки, некоторые из них обнаруживаются не каждый год. Вместе с тем сейчас как обычные отмечаются Tulpa biebersteiniana, Draba verna, Agrimonia eupatoria, Astragalus pallescens, Zinum flavum, Viola odorata, Convolvulus lineatus, Nepeta nuda, Origanum vulgare, Campanula sibirica, Centaurea marschaliana, не вошедшие в списки К.М. Залесского или отмечавшиеся как редкие. В последние годы наблюдается значительное увеличение численности популяции редкого для Дона растения – Eremurus spectabilis.
Таким образом, за 85 лет на разобщённых, мелких участках при продолжительном использовании их в качестве сенокосов и пастбищ сохранилось видовое разнообразие культурных растений, характерных для ковыльных целинных степей, хотя и произошло изменение обилия основных популяций.
Ситуация с хозяйственным использованием территории бывших донских степей может измениться. Возможно сокращение площади пашни, тогда под пашней останутся наиболее продуктивные и безопасные в эксплуатации участки, а склоновые, эродированные и подверженные эрозии земли перейдут в иную категорию, в частности, под залужение, в залежь. Если будет востребована экологически безопасная продукция животноводства, то при развитии пастбищного животноводства расширятся площади пастбищ и сенокосов, и при разумном контроле их эксплуатации возможна консервация, а, возможно, и улучшение состояния сохранившихся целинных участков. При современном уровне хозяйственного использования территории области сохранение степной флоры проблематично.
Некоторыми направлениями решения проблемы реставрации и сохранения степных систем могут быть:
• инвентаризация сохранившихся участков целинной степи и старой залежи, особенно на сенокосах и пастбищах, прежде всего в крупных сельскохозяйственных предприятиях;
• определение статуса и паспортизация этих участков, возможно, и через введение новых единиц в системе ООПТ, например, охраняемых территорий сенокосов и пастбищ;
• стимулирование охраны этих территорий через отражение в экологическом паспорте сельскохозяйственного предприятия не только площади, но и качественных характеристик;
• развитие экономических рычагов охраны существующих и образующихся ООПТ любого статуса в составе агроландшафтов путём снижения размеров платы за природопользование и исключения этих территорий из налогооблагаемых земель при соблюдении режима их охраны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Залесский К.М. Залежная и пастбищная растительность Донской области. – Ростов н/Д., 1918. – 85с.
2. Залесский К.М. Материалы к познанию Донских степей. – Ростов н/Д., 1918. – 216 с.