РАЗНООБРАЗИЕ ЗОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА ЛЕСОСТЕПНОГО ТИПА ЛАНДШАФТА

VARIETY OF ZONE UNITY OF FOREST AND STEP TYPE OF LANDSCAPE

А.В.Бережной, Т.В.Бережная

A.V.Berezhnoj, T.V.Berezhnaya

Воронежский институт высоких технологий
(394043, Воронеж, ул. Ленина 73 «А», kskst@vivt.ru)
Voronezh institute of high technologies
(394043, Voronezh, Lenina 73 «А», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)">kskst@vivt.ru)

В статье рассматриваются вопросы внутренней структуры лесостепного типа ландшафта, которые представлены разнообразными парагенетическими переходами леса и степи.

The questions of internal structure of forest and step type of landscape are considered. Different paragenetic transition of forest and step is presented.

 

Особенностью природы Русской равнины является идеально выраженная широтная зональность, впервые подмеченная В.В.Докучаевым. К настоящему времени все пять естественно-исторических докучаевских зон уступили место стройной периодической системе географических зон и поясов. Показательным в этом смысле является умеренный пояс, где с севера на юг последовательно в виде широтных полос сменяют друг друга следующие географические зоны: таежная, смешанных и широколиственных лесов, лесостепная, степная, полупустынная и пустынная. Географическая сущность каждой из них определяется типом ландшафта – системой региональных и типологических ландшафтных комплексов различного таксономиче­ского ранга, сходных по своей морфологической структуре и физико-географическим процессам, характеризующимся определенным соотношением тепла и влаги, а также соответствующими типами почв и растительности [5]. Исходя из это­го определения, каждой географической зоне присущ свой особый зональный тип ландшафта: зоне тайги – таежный, зоне степей – степной и т. д. Для лесостепной зоны характерен лесостепной тип ландшафта (ЛТЛ), представляющий собой, по мнению Ф.Н.Милькова, чередование на водоразделах участков лиственного леса с луговыми степями [5].

Хорошо заметно резкое отличие ЛТЛ от других (таежного, смешанных широколиственных лесов и т. п.) за счет того, что он имеет ясно выраженное двучленное строение (лес-степь). Подоб­ная его особенность позволяет ряду исследователей отрицать само­стоятельность лесостепной зоны или считать ее переходной зоной (экотоном) между широколиственными лесами и степями.

Исследования последних нескольких десятилетий как в геобо­танике, так и в ландшафтной географии показали, что ЛТЛ не есть простое механическое соединение леса и сте­пи, а они связаны между собой эволюционно и генетически, образуя особый лесостепной комплекс. Полевые ландшафтные исследования в этом направлении, проведенные в среднерусской лесостепи, показали вертикальную и горизонтальную неоднородность ЛТЛ. Общие закономерности первой получили свое теоретическое обоснование посредством вертикальной дифференциации ландшафтов через высотно-ландшафтные ступени, ярусность ландшафтов, склоновую микрозональность, высотную ландшафтную мезозональность, высотно-ландшафтные комплексы [1].

Горизонтальную неоднородность ЛТЛ можно представить в виде парагенетических звеньев, состоящих из элементов лесостепного комплекса, а именно из разнообразных сочетаний леса и степи: водораздельного, нагорно-долинного, байрачно-балочного, дубравно-террасового, борового террасового, западинно-лугового.

К настоящему времени наиболее изученным является западинно-луговый. Его характерные черты были под­мечены и частично охарактеризованы Н. С. Камышевым [2]. Опираясь на положения Б.А.Келлера [4] о существовании особого степного комплекса и известную работу Т.И.Попова, он, исходя из географического положения лесостепной зоны и наличия в ее составе леса, назвал этот комплекс лесостепным [3]. По Н.С.Камышеву, комплекс образован сле­дующими элементами: степь, группировки на засоленных почвах, луга, болота, ивняки и осиновые кусты [2].

Свое классическое выражение лесостепной комплекс получил в пределах Окско-Донской равнины. Н. С. Камышев дал под­робную фитоценотическую характеристику элементов этого ком­плекса, а также рассмотрел его общую эволюцию [2]. С его точки зрения, наиболее древним элементом в нем являются степи. Луга, солонцы (солончаки), болота, ивняки или кустарниковые сообщества (терновники, розарии, миндальники, вишарники) занимают проме­жуточное положение. Конечным и наиболее молодым элементом комплекса выступают осиновые кусты – авангард наступания леса на степь.

Подобный лесостепной комплекс встречается также и на Среднерусской возвышенности. Однако в отличие от Окско-Донской равнины он здесь имеет ограниченное распространение, так как приурочен к карстовым формам рельефа. Кроме того, в осиновых кустах Среднерусской возвышенности присутствует дуб, а в составе комплекса отсутствуют луга и галофитоценозы. Эти особенности лесостепного комплекса на Среднерусской возвышенности, вероятно, связаны с высокой степенью расчлененности релье­фа, глубоким уровнем залегания грунтовых вод и, как следствие всего этого, отсутствием недренированных территорий.

В пределах Среднерусской возвышенности роль лесостепного комплекса аналогичного комплексу Окско-Донской равнины также принадлежит плодово-кустарниковой саванне, относимой Ф.Н.Мильковым к группе естественных ландшафтов лесостепи [6]. Ее эволю­ционными звеньями выступает ландшафтная триада: степь – саванна (плодово-кустарниковая) – водораздельные лиственные леса с высо­ким участием в древостое плодовых деревьев (груши и яблони).

Классическим примером подобных плодово-кустарниковых са­ванн является Ямская степь. В 1989 г. во время наших полевых ис­следований Ямская степь представляла собой низкорослое плодовое редколесье, где на одном гектаре степи насчитывалось до 80 яблонь и груш высотой от 1,5 до 2,5 м в возрасте до 10 лет и более. Самые старые из них были окружены бордюром из степных кустарников. Помимо одиноч­ных плодовых деревьев здесь хорошо были представлены древесные куртины, в которых яблоню и грушу со­провождают клен татарский и американский, боярышник.

Собственные полевые исследования авторов убеждают, что не менее значительна роль плодовых деревьев и в зарастании степных залежей Каменной степи. Ее некосимые залежи в настоящее время пред­ставляют собой труднопроходимые заросли деревьев и кустарников. Высота деревьев составляет 15-18 м. В их составе – яблоня лесная, груша обыкновенная, клен остролистный и американский, ясень обыкновенный, вяз гладкий, рябина, черемуха, а также кустарники: шиповник, жимолость татарская, боярышник однопестичный и отогнуточашелистиковый, крушина обыкновенная, бобовник, терн. Особо обращает на себя внимание высокая плотность кустар­никовых пород в опушечной полосе между степной и лесной растительностью. Так, на одном квадратном метре: шиповника – 64 экз., терна – от 15 до 20 экз.

Эволюционно плодово-кустарниковая саванна связана с дики­ми плодовыми лесами. Наиболее ярким представителем последних является Острогожская водораздельная дубрава, в отдельных квар­талах которой на 1 га встречается около 140 экз. яблони лесной и бо­лее 100 экз. груши обыкновенной. Некоторые из груш доживают до 300-летнего возраста.

Подробное изучение лесостепного комплекса и отдельных его элементов, а также возможных региональных вариантов имеет не только важное научное значение, но и высокую практическую значи­мость. Основываясь на хорошо известном принципе природно-антропогенной совмес­тимости и личных полевых наблюдениях можно рекомендовать, что во вновь созданных, преимущественно сельских ландшафтах должно сохраняться то оптимальное соотношение меж­ду его отдельными элементами, которое присуще ландшафтам есте­ственного лесостепного комплекса.

Натурным примером оптимизированного ландшафта лесостеп­ной зоны является Каменная степь. Современная ландшафтная структура (общая площадь хозяйства составляет 6214 га) представле­на агроценозами (4475 га), лесокультурными насаждениями (548 га), пастбищами (485 га), прудами (80 га), селитьбой (220 га), садами к огородами (285 га), степными залежами (около 80 га) и прочими зем­лями (дорогами и т. д. – около 40 га).

Приведенные цифры говорят о том, что облесенность Камен­ной степи составляет около 12 % (средняя облесенность хозяйств по Воронежской области – около 4 %). Микроклиматические обследо­вания территории Каменной степи свидетельствуют об изменениях естественного режима в сторону большего увлажнения и смещения фенологических дат в сторону запаздывания, что характерно для бо­лее северных регионов – территории северной лесостепи – тогда как Каменная степь относится к подзоне южной лесостепи. Это обуслов­лено закрытой линейной системой лесных полос и системой прудов. Воссоздание микроклиматических условий, приближенных к естест­венным, возможно путем создания лесных полос с блоковой структу­рой посадки. Лесные полосы такой конструкции стоят ближе к рас­пределению лесного элемента внутри лесостепного комплекса, нося­щего в целом островную структуру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бережной А.В., Горбунов А.С., Бережная Т.В. Вертикальная дифференциация ландшафтов Среднерусской лесостепи / Под ред. А.В.Бережного. Воронеж: Науч. кн., 2007. 274 с.

2. Камышев Н. С. К географии, фитоценологии и эволюции лесостепного комплекса Европейской части СССР // Тр. Центр.-Черноз. заповед. им. В.В.Алехина. 1965. Вып. 8. С.107-114.

3. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Воронежской области и его охрана. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. 184 с.

4. Келлер Б.А. Растительный покров Воронежской губернии // Материалы по естест.-ист. исслед. Воронеж. губ. 1921. Вып. II. 122 с.

5. Мильков Ф.Н., Бережной А.В., Михно В.Б. Терминологический словарь по физической географии. М.: Высш. шк., 1993. 288 с.

6. Мильков Ф.Н. О естественных ландшафтах юга Русской равнины // Изв. РАН. Сер. геогр. 1995. №5. С. 5-18.