РАЗВИТИЕ ЛАНДШАФТОВ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ В ГОЛОЦЕНЕ

LANDSCAPE DEVELOPMENT IN STEPPE ZONE OF TRANSBAIKALIAN AREA IN HOLOCENE

В.Б. Базарова

V.B. Bazarova

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН
(Владивосток, 690041, ул. Радио, 7, bazarova@tig.dvo.ru)
Pacific Institute of Geography FEB RAS
(Radio Str. 7, Vladivostok, 690041, Russia)

На территории Восточного Забайкалья в конце позднего плейстоцена были распространены ландшафты холодных степей с криоксерофитной растительностью. Потепление климата и ослабление аридизации в раннем голоцене способствовало появлению лесной растительности, представленной разреженными сосновыми лесами. Максимальное облесение территория приобретала в среднем голоцене. В составе лесных формаций впервые появились элементы широколиственной флоры – дуб и ильм. Современные ландшафты начали формироваться в конце позднего голоцена. В течение голоцена вслед за фазой остепнения выделяется фаза активного расселения древесной растительности. Сравнение полученных данных с материалами сопредельных территорий (Юго-Западное Забайкалье, северо-восток Монголии) свидетельствует о сходных тенденциях развития климата, ландшафтов и растительности, проявившихся в синхронности фаз остепнения-иссушения и облесения-увлажнения.

Cold steppe landscapes were distributed in end of late Pleistocene on Eastern Transbaikalian area. Forest vegetation appeared during early Holocene warming. It was presented by rarefied pine forests. The area had maximal afforestation in middle Holocene. For the first time broad leaved species (Quercus mongolica and Ulmus) appeared in composition of forest formations. During Holocene phase of active distribution of forest vegetation follows after steppe phase. Modern landscapes began to form in end of late Holocene. Comparison of obtained results with data by contiguous areas testifies about similar tendencies of climate, landscape and vegetation development. Steppe-drying up phase and afforestation-wetting phase was synchronous.

Восточное Забайкалье - своеобразный, но в палеогеографическом плане очень слабо изученный регион. Расположение его на границе пояса бореальных лесов Евразии и степей Даурии предопределяет возможность реконструкции палеоклимата и изменения ландшафтов в течение голоцена не только по смене локальной растительности, но и по сдвигам границы лес-степь. В немногочисленной палеогеографической литературе по Восточному Забайкалью рассмотрены некоторые методические проблемы, связанные с выяснением критериев отражения в спорово-пыльцевых спектрах изменения структуры растительного покрова в условиях низкогорного рельефа [6, 9], рассмотрены проблемы взаимоотношения леса и степи в Юго-Западном Забайкалье [2, 3]. Для юго-восточной части Забайкалья проведена реконструкция аридности-увлажненности климата за последние 1900 лет [8] и изменения климата и растительности в голоцене [1, 11].

Даурская степь - переходная полоса между горной тайгой и степными равнинами, где остепненные парковые сосновые, березовые и, реже, лиственничные леса вступают в тесный контакт с горными степями, образуя широко распространенные и часто доминирующие горнолесостепные ландшафты. В целом для даурской лесостепи характерно постепенное убывание роли лесных сообществ к югу: южные участки лесостепи постепенно переходят в степные равнины. Степень развития лесного и степного компонента меняется с севера на юг и в связи с высотой местности. В составе лесной растительности горной лесостепи господствуют сосновые, березовые и лиственнично-березовые леса. Темнохвойные леса (еловые, кедровые и, реже, пихтовые) встречаются фрагментарно небольшими участками в особых микроклиматических условиях высоких пойм. Южнее зоны горной лесостепи степи с широким экологическим диапазоном – ковыльные, нителистниковые, леймусовые, полидоминантные низкотравно-полукустарничковые и д.т.

Климат отличается резкой континентальностью. Для него характерны отрицательная среднегодовая температура, короткий безморозный период, небольшое количество атмосферных осадков с неравномерным распределением в течение года, большие колебания температуры воздуха и почвы в течение суток и огромная амплитуда колебаний температуры между самым холодным и самым теплым месяцем года. Самый холодный месяц – январь со среднемесячной температурой около -23оС и абсолютным минимумом -50оС, а самый теплый месяц – июль со среднемесячной температурой ~+17оС и абсолютным максимумом +40оС. Годовая амплитуда колебаний абсолютных температур составляет 90оС, средних месячных 40оС, среднесуточных в мае и июне – +20оС, январе – -28оС. Среднегодовое количество осадков 280 мм в степной зоне и 370 мм в горно-лесостепной.

При изучении озерных и пойменных отложений в степной зоне Восточного Забайкалья были применены спорово-пыльцевой и радиоуглеродный методы. Полученные материалы явились основой для реконструкции изменения климата и ландшафтов в голоцене.

В конце позднего плейстоцена на этой территории господствовали ландшафты холодных степей с криоксерофитной растительностью. Граница степной зоны находилась значительно севернее, чем современная. В степной зоне активизация аридизации климата привела к распаду русел рек I и II порядков и началу развития пойменных озерных водоемов. Потепление климата в раннем голоцене привело к разрушению многолетней мерзлоты и способствовало появлению лесной растительности, представленной небольшими по площади сосновыми редколесьями. По мнению М.И. Нейштадта [7] и П.Б. Виппер [2], до раннего голоцена сосна восточнее Байкала не встречалась. Незначительное потепление и увеличение атмосферного увлажнения в первой половине бореальной фазы способствовало изменениям в ландшафтах - расширению сосновых лесов и появлению лиственнично-березовых формаций с участием кустарниковых берез, ольховника, папоротниками в напочвенном покрове и единичным появлением Pinus s/g Haploxylon и ели. Последующее кратковременное позднебореальное похолодание привело к сокращению площади сосновых лесов и увеличению площади степных ландшафтов со значительным участием ксерофитов. Период климатического оптимума голоцена знаменовался значительным расширением площади лесных формаций, представленных большими островными сосновыми борами на песчаных речных террасах, березово- лиственничными лесами в предгорьях. Впервые в лесных формациях в единичных количествах появлялись представители широколиственной флоры (Quercus mongolica и Ulmus). В настоящее время ильм распространен в виде небольших по площади рощ (1-2 га) или единичных деревьев, приуроченных к наиболее теплым шлейфам южных склонов с песчаными слабо задернованными почвами и подножьям высоких речных террас. В этот период максимальных размеров достигали акватории степных озер и их глубины. В центральной и северной части Забайкалья смягчение зимних температур воздуха и увеличение влажности в течение атлантического периода способствовало широкому развитию ели, а также пихты и дуба [3]. Условная северная граница степной зоны продвинулась на юг на несколько сотен километров.

В среднем и позднем голоцене в северной части Восточного Забайкалья господствовали лесные ландшафты с преобладанием светлохвойной тайги. В южной части отмечены следы значительного увеличения степных ландшафтов, обмеления и осушения озерных водоемов в начале суббореального и середине субатлантической фазы голоцена. Эти изменения были результатом похолодания климата и усиления аридизации.

Становление современных ландшафтов в степной зоне началось в конце позднего голоцена. Площади распространения сосновых боров до середины субатлантической фазы голоцена была в несколько раз больше. До настоящего времени сохранились реликтовое сосновое урочище «Цырик-Нарасун», протянувшийся узкой полосой по левому берегу р. Онон, и Цасучейский сосновый бор, раскинувшийся на правой террасе р. Онон. Возраст отдельных деревьев достигает 400 лет [8].

Проведенные исследования позволили реконструировать изменения ландшафтов в степной зоне Восточного Забайкалья в голоцене. В конце позднего плейстоцена были распространены ландшафты холодных степей. Лесная растительность начала появляться в раннем голоцене. Максимальное облесение территория приобретала в среднем голоцене. Установлено, что в голоцене вслед за фазой остепнения во всех случаях выделяется фаза активного расселения древесной растительности. Сравнение полученных данных с материалами сопредельных территорий (Юго-Западное Забайкалье, северо-восток Монголии) позволяет говорить о сходных тенденциях развития ландшафтов, растительности и климата, проявившихся в синхронности фаз остепнения-иссушения и облесения-увлажнения (табл. 1). Климатический фактор играл ведущую роль в формировании растительности и изменении ландшафта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базарова В.Б., Мохова Л.М., Климин М.А., Орлова Л.А., Базаров К.Ю. Климатические изменения обстановок осадконакопления в среднем-позднем голоцене в Юго-Восточном Забайкалье (на примере поймы р. Иля) // Геология и геофизика. 2008. № 49, № 12. С.1296-1305.

2. Виппер П.Б. Послеледниковая история ландшафтов в Забайкалье // Докл. АН СССР. 1962. Т. 146, № 4. С. 871-874.

3. Виппер П.Б., Голубева Л.В. К истории растительности юго-западного Забайкалья в голоцене // Бюл. Комиссии по изучению четвертичного периода. 1976. №45. С. 45-55.

4. Виппер П.Б., Дорофеюк Н.И., Метельцева Е.П., В.Т.Соколовская. История развития растительности Северной Монголии в голоцене // География и динамика растительного и животного мира МНР. М.: Наука, 1978. С. 19-24.

5. Голубева Л.В. Растительность северо-восточной Монголии в плейстоцене и голоцене // Структура и динамика основных экосистем Монгольской народной республики. М.: Наука, 1976. С. 59-72.

6. Малаева Е.М. Применение палинологического метода для оценки изменения климата Юго-Восточного Забайкалья в позднем кайнозое // Спорово-пыльцевой анализ при геоморфологических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1971. C. 5-23.

7. Нейштадт М.И. История лесов и палеогеография СССР в голоцене. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 404 c.

8. Птицын А.Б., Решетова С.А., Бабич В.В., Дарьин А.В., Калугин И.А., Овчинников Д.В., Паниззо В., Мыглан В.С. Хронология климата и тенденции аридизации в Забайкалье за последние 1900 лет // География и природные ресурсы. 2010, № 2. С. 85-89.

9. Стефанович Е.Н. Сравнительный анализ спорово-пыльцевых спектров современных склоновых отложений таежной зоны Забайкалья // Спорово-пыльцевой анализ при геоморфологических исследованиях. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 24-32.

10. Стрельников В.Г. Природа Агинской степи. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 270 с.

11. Bazarova V.B., Grebennikova T.A., Mokhova L.M., Orlova L.A. Holocene lake sedimentation in the steppe zone of southeastern Transbaikalia (exemplified by the sediments of Lake Zun-Soktui) // Russian Geology and Geophysics. 2011. Vol. 52. P. 333-342.