РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКТОПАРАЗИТОВ ГНЕЗДОВЫХ ПТЕНЦОВ МЕЛКИХ СОКОЛООБРАЗНЫХ ПТИЦ В УСЛОВИЯХ СТЕПЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

THE RESULTS OF THE  ECTOPARASITES STUDY THE SMALL BREEDING CHICKS BIRDS OF UNDER PREY STEPPES OF SAMARA REGION

 

Г.А. Путинцева

G.A. Putinceva 

Самарский государственный университет

(Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1) 

Samara State University

(Russia, 443011, Samara, Academica Pavlova St., 1)

e-mail: galochka-94@mail.ru

 

В Большеглушицком районе Самарской области летом 2013 года при обследовании гнездовых птенцов кобчика и пустельги обыкновенной было выявлено паразитирование на них двух видов мух из семейств Carnidae и Simuliidaе. Численность каждого вида насекомых варьировала в зависимости от возраста и скученности птенцов  в гнездовых ящиках. Интенсивность заражения  птенцов в целом оказалась низка, что обусловливает высокую успешность размножения данных видов в искусственных гнездовьях. 

When examined chicks F.vespertinus and F. tinnunculus on them have been the identified 2 types of parasites of the family Carnidae and Simuliidae. The low intensity of infection was the chicks, it explains the high breeding success of artificial breeding sites in these types of chicks. 

Орнитофауна Самарской области изучена достаточно полно [6-8], однако паразитофауна птиц на территории региона практически  не исследована. Нам известна одна работа - по пухоедам сизого голубя в условиях г. Самары [1]. 

Наша рaботa пoсвященa изучeнию эктопаразитических бeспoзвоночных – oбитателей гнeзд двух самых обычных видов мелких соколообразных (кобчика и пустельги обыкновенной), паразитирующих на их гнездовых птенцах, нa примере гнездовых группировок этих видов на тeрритории Большеглушицкого района Самарской области.

Подобные исследования эктопаразитарной фауны беспозвоночных птенцов мелких видов соколообразных, занявших для гнездования искусственные гнездовые ящики, проводились впервые на территории Самарской области.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области финансирует мероприятия по восстановлению численности хищных птиц на территории Самарской области [5]. Наше исследование проведено в рамках выполнения природоохранной программы оптимизации численности дневных хищных птиц в условиях степного Поволжья с использованием искусственных гнездовий для них. Полученные сведения позволяют оценить влияние эктопаразитических беспозвоночных на успешность гнездования изучаемых видов птиц, занимающих для размножения искусственные гнездовые ящики на территории Самарской области.

В Самарской области обитают 5 видов мелких соколообразных птиц (дербник Falco columbarius L. 1758, кобчик Fvespertinus L. 1766, обыкновенная пустельга F. tinnunculus L. 1758, степная пустельга Fnaumanni Fleischer 1818, чеглок Fsubbuteo L. 1758) [2, 4, 9].

Для изучения комплекса беспозвоночных - эктопаразитов птенцов мелких соколов Самарской области летом 2013 г. было организовано четыре выездных экспедиции в Большеглушицкий район, расположенный на  юге Самарской области, в пределах степной зоны.

Материалом для наших исследований послужили сборы эктопаразитов с птенцов двух видов хищных птиц Самарской области: пустельги обыкновенной и кобчика.

Пустельга обыкновенная (F. tinnunculus) в Самарской области – обычный гнездящийся и пролетный вид. Численность  сильно колеблется по годам в зависимости от численности мышевидных грызунов. Максимальных показателей плотности пустельга достигает на территории Большеглушицкого и Большечерниговского районов Самарской области по краю овражно-балочных систем реки Большой Иргиз. В лесостепи пустельги стало значительно меньше за последние 10 лет. Общая численность пустельги обыкновенной на гнездовании в Самарской области оценивается в 5000-7000 пар с тенденцией к сокращению. Эти данные приводятся орнитологами И.В. Карякиным и А.С. Паженковым для 2005-2008 гг. [4].

Кобчик (Falco vespertinus) – это обычный гнездящийся и пролетный вид. Распространен по всей территории Самарской области, но неравномерно. В степных районах  достигает максимальной плотности. Численность кобчика в области на гнездовании, по оценкам И.В. Карякина и А.С. Паженкова,  составляет 1800-2300 пар с устойчивой тенденцией к росту [4]. Для оптимизации численности всех мелких Falconiformes, включая два упомянутых вида, использовалась расстановка гнездовых ящиков в лесополосах юга Самарской области, которые частично заселялись кобчиком и пустельгой.

В процедуру сбора материала для выполнения работы входили периодические обследования установленных в начале полевого сезона 2013 г. гнездовых ящиков на наличие в них птенцов исследуемых видов птиц, определение возраста птенцов и одновременный сбор эктопаразитов с тела птенцов.

В процессе работы использовались следующее методики:

  • сбор беспозвоночных с птенцов разного возраста в гнездовых ящиках с последующей фиксацией собранных эктопаразитов;
  • определение видового разнообразия паразитов, их численности  в динамике, а также локализации эктопаразитов на теле птенцов.

Работа начиналась с прохождения маршрутов вдоль линий расположения  гнездовых ящиков в лесополосах на территории Большеглушицкого района Самарской области. Всего нами были обследованы 58 искусственных гнездовых  ящиков для птиц, расположенных по ходу лесополос в виде 9-ти линий. Общий процент заселенности ящиков птицами составил 19% (6 гнезд заселили пустельги, 5 - кобчики).

Часть гнездовых ящиков пустовала, так как не подходила птицам для гнездования в силу ряда причин (близость оживлённой трассы, населенного пункта, сухостойность деревьев в лесополосе и прочие). Из всех заселенных ящиков с птенцов  был собран материал по эктопаразитам.

В заселенных птицами гнездовых ящиках у каждого из птенцов, по возможности, определялся пол и возраст, а также упитанность. Пол птенца определялся по длине цевки [3].  Если птенцы были полностью покрыты пухом, то возраст их оценивался в 2 недели, если у птенца наполовину раскрытые опахала трубок маховых и рулевых перьев – в 3 недели, если опахала этих перьев были полностью раскрытые – в 4 недели [2]. Упитанность птенцов оценивали в баллах [3]. Все птенцы кольцевались стандартными кольцами серии  PS или KR.

Для сбора эктопаразитов с птенцов использовали ватные тампоны, смоченные 75%-ным этиловым спиртом. Снятые насекомые помещались в этикетированные пузырьки с тем же фиксатором. Первые сборы эктопаразитов были сделаны с пуховых птенцов возрастом около двух недель, последние – со слетков [3].

На наличие эктопаразитов было обследовано всего 11 разновозрастных птенцов кобчика из 5-ти гнезд. Паразиты были обнаружены на трех птенцах из 11-ти, то есть, общая экстенсивность заражения гнездовых птенцов данного вида составила 27,3 %. Было произведено полное обследование покровов птенцов, в результате чего обнаружен только 1 вид мух: Carnis hemipterus Nitzsch (Carnidae). общим количеством 12 экземпляров имаго (рис. 1, А).

Рисунок 1. Внешний вид Carnis hemipterus (А) и Titanopteryx maculatе (Б)

Интенсивность заражения данным видом мух составила 4 экземпляра на 1 птенца. Имаго этих мух питаются жидкими выделениями на теле птенцов, доставляя им беспокойство и механическое раздражение кожи и слизистых. Личинки Chemipterus живут в гнездовой подстилке и питаются различными органическими остатками [10].

Во время выполнения полевых исследований было обследовано также 12 птенцов пустельги обыкновенной, обнаруженных в 4-х гнездах (рис. 2, 3).

Рисунок 3. Четырехнедельные птенцы пустельги обыкновенной  в гнездовом ящике

Рисунок 2. Двухнедельные птенцы пустельги

При этом два гнезда обследовались дважды за сезон. В ходе проведенных работ было собрано 55 имаго насекомых двух видов: 25 – мух С. hemipterus и 30 – мошек Titanopteryx maculata Mg.  (сем. Simuliidae) (рис. 1, А, Б)

С шести птенцов из двух гнезд паразиты снимались дважды – 8-го июня и 15-го июня.  При первом обследовании на птенцах пустельги обыкновенной из двух гнездовых ящиков были выявлены оба вида эктопаразитических Diptera. Они локализовались на голове птенцов в углах рта и вокруг глаз, где имеются участки голой кожи, а также под крыльями в области подмышек (также на участках голой кожи). При этом нелетающие имаго Carnis локализовались на птенцах в области подмышек, а летающие Titanopteryx – на голове.

Общая экстенсивность зараженности птенцов эктопаразитами двух обнаруженных видов составила 100%. Общее число снятых эктопаразитов – 34 экземпляра. Экстенсивность заражения мошками Titanopteryx составила также 100%, а карнидами Carnis – только 83,3%. Общая интенсивность заражения птенцов пустельги 8.06.2013 г. составила 5,7 экземпляра эктопаразитов на 1 птенца. Максимальное количество насекомых на одном птенце составило 13 имаго обоих видов, а минимальное – 1 экземпляр. В среднем интенсивность заражения птенцов карнидами составила 4 имаго на 1 птенца, а мошками – 1,7 имаго.

При следующем посещении линий с гнездовыми ящиками (15.06.2013 г.) обследование тех же 6-ти птенцов в тех же гнездах показало наличие также двух видов эктопаразитов. В середине июня общее число эктопаразитов, снятых с птенцов, снизилось с 34 экземпляров до 21. Общая экстенсивность заражения птенцов уменьшилась со 100% до 83,3%. Экстенсивность заражения карнидами резко снизилась – с 83,3% до 33,3%, а экстенсивность заражения птенцов мошками Titanopteryx снизилась менее значительно – со 100% до 83,3%. Таким образом, с ростом птенцов пустельги, видимо, количество эктопаразитов на них уменьшается, особенно мух-карнид. Это подтверждается также тем фактом, что к концу гнездовой жизни, когда птенцы встают на крыло, эктопаразиты данных видов с них исчезают. Это было отмечено на 6-ти птенцах пустельги из еще двух гнездовых ящиков, осмотренных нами 30.06.2013 г., где все птенцы оказались свободными от эктопаразитов.

Таким образом, было выявлено, что чаще всего еще не оперившиеся птенцы несут на себе имаго кровососущих мух Chemipterus, у птенцов постарше – их меньше или они совсем отсутствуют. Нет различия в видовом составе эктопаразитов между птенцами обоих видов птиц. С осторожностью можно предположить, что количество мошек Tmaculata на птенцах пустельги остается высоким в течение всей их гнездовой жизни. Видимо, при увеличении скученности птенцов в гнезде (4-5 против 1-2)  возрастает и количество эктопаразитов на них.

В целом при заселении гнездовых ящиков пустельгой обыкновенной и кобчиком на птенцах пустельги в условиях степи Самарской области выявлено паразитирование двух видов мух, а на птенцах кобчика – одного вида. Кровососущая муха карнида поселяется на младших птенцах и кобчика и пустельги, интенсивность заражения ею уменьшается с взрослением птенцов. Для мошки Tmaculatа этот показатель мало зависим от возраста птенцов.

Интенсивность заражения птенцов двух изучаемых видов птиц в районе исследования оказалась относительна низка в целом и не отражалась на упитанности птенцов. Можно говорить о благоприятности гнездовых ящиков для успешного выведения птенцов данными видами птиц на юге Самарской области. 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Карпова О.А. Внутри- и межвидовые взаимодействия пухоедов (Mallоphaga) на примере маллофагофауны синантропного сизого голубя // Самарская лука. Бюл. Самара. 2001. №11/01. С. 278-281.
  2. Карякин И.В. Пернатые хищники Уральского региона. Соколообразные (Falconiformes), Совообразные (Strigiformes). Пермь: ЦПИ СОЖ Урала / СоЭС, 1998. 483 с.
  3. Карякин И.В. Пернатые хищники (методические рекомендации по изучению соколообразных и совообразных). Нижний Новгород: Изд-во «Поволжье», 2004. 351 с.
  4. Карякин И.В., Паженков А.С. Хищные птицы и совы Самарской области. Самара, 2008. 67 с.
  5. Карякин И.В., Паженков А.С. Хищные птицы Самарской области: книга-фотоальбом. Самара, 2008. 66 с.
  6. Лебедева Г.П., Пантелеев И.В., Орнитофауна Жигулевского заповедника (прошлое, настоящее, анализ изменений) // Самарская Лука на пороге третьего тысячелетия: (материалы к докладу «Состояние природного и культурного наследия Самарской Луки»). Тольятти: ИЭВБ РАН, ОСНП «Парквей», 1999. С. 205-211.
  7. Лебедева Г.П., Пантелеев И.В. Редкие виды птиц Самарской области // Редкие, исчезающие и малоизученные птицы России: сб. науч. ст. / под ред. С.Г. Приклонского, В.А. Зубакина. М.: Союз охраны птиц России, 2000. С. 53-58.
  8. Лебедева Г.П., Пантелеев И.В. Предварительная оценка изученности орнитонаселения Средневолжского комплексного биосферного резервата // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. Науч.-теорет. журн. Сер. «Экология» Вып. 12. Тольятти, 2011. С. 57-62.
  9. Павлов С.И., Павлов И.С. Хищные птицы Самарского края: Справ.-определитель. Самара: Самар. отд-ние Союза охраны птиц России, 2008. 242 с.
  10. Фадеева Г.А., Мокроусов М.В., Карякин И.В. Эктопаразиты птенцов хищных птиц Тувы // Зоологические исследования регионов России и сопредельных территорий: материалы Междунар. конф. / под ред. А.И. Дмитриева, Д.М. Кривоногова. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. С. 79-80.