РОЛЬ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

THE ROLE OF ANTHROPOGENIC FACTORS IN THE FORMATION OF THE MODERN LANDSCAPE STRUCTURE OF THE KURSK REGION

Е.А. Горохова

E.A. Gorohova

Воронежский государственный университет
(394006, г. Воронеж, Университетская площадь, д.1)
Voronezh state university
(394006, Russia, Voronezh, Universitetskaya square,1)
e-mail: gea_09@mail.ru

В последнее время вопросам антропогенного воздействия на природную среду Курской области уделяется повышенное внимание. Связано это с тем, что многие ПТК значительно преобразованы хозяйственной деятельностью, в результате чего снизили свой потенциал и ухудшили экологическое состояние. Ведущая роль в изменении современной структуры ландшафтов здесь принадлежит длительному и интенсивному сельскохозяйственному освоению.

Recently, a lot of attention was paid to the issues of anthropogenic impact on the environment of the Kursk region. This is explained by the fact that a lot of NTCs were greatly transformed by economic activity which has reduced their potential and worsened the ecological situation. The leading role in transforming the modern landscape structure belongs to the long-termed and intensive agricultural development.

В настоящее время Курская область является одним из важнейших агро-индустриальных регионов России. Согласно комплексному районированию территории РФ по экологической и социально-экономической ситуации она относится к регионам с достаточно сложной экологической обстановкой и соответствует VII рангу экологической напряженности [4]. Степень остроты современных экологических проблем здесь зачастую обусловлена изменениями свойств ландшафтов под воздействием естественных и антропогенных факторов. Предопределено это, главным образом, интенсивной и почти повсеместной распашкой территории (общая площадь пашни по области составляет 19451 км2 (64,8%), а распаханность в ряде районов превышает 85%), сокращением площади лесов, загрязнением почвы, воды, воздуха вредными химическими и радиоактивными веществами. В связи с чем ландшафтно-экологическая обстановка в регионе достаточно напряженная и в ряде районов носит явно негативный характер [1].

Курская область расположена на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности в пределах лесостепной провинции. Ее площадь составляет 29,8 тыс. км2. Из них 1945,3 тыс.га – пахотные земли, 249 тыс.га – леса, 38,2 тыс.га – водные объекты. Средняя плотность населения – 37,6 чел./км2 [3]. Рассматриваемая территория достаточно своеобразна по характеру пространственно-временной организации ландшафтов и представляет собой единую сложную систему тесно взаимосвязанных в процессе обмена веществом и энергией природно-территориальных комплексов, литогенную основу которых образуют преимущественно карбонатные мело-мергельные породы верхнемелового периода [9]. Динамика современных ландшафтов области предопределена естественными (эндогенными, экзогенными) и антропогенными факторами.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что характер хозяйственной деятельности, ее глубина и масштабность вызвали существенную трансформацию ландшафтов рассматриваемом регионе. Особая роль в сложившейся неблагоприятной ландшафтно-экологической обстановке Курской области принадлежит антропогенному фактору, в частности, чрезмерной сельскохозяйственной освоенности территории, которая привела к активизации эрозионных процессов, снижению уровня подземных вод, обмелению рек, к деградации почвенного покрова (смыву почв и ухудшению их влагообеспеченности) и многих ландшафтных комплексов, а также, в целом, к упрощению ландшафтной структуры региона. Еще в 1964 г. Ф.Н.Мильков отмечал, что «в наши дни антропогенный фактор стал ведущим в формировании новых и изменении существующих природных комплексов», именно это привело к формированию в пределах региона так называемых «антропогенных ландшафтов» [5]. В свою очередь, антропогенные ландшафты неоднородны в генетическом отношении, что налагает свой отпечаток на их структуру и свойства [6].

Ведущее место в современной структуре территории Курской области занимают антропогенные ПТК, в которых один из компонентов, в том числе растительность и животный мир были подвержены коренной перестройке.

В пределах рассматриваемого региона получили развитие сельскохозяйственные, промышленные, селитебные, дорожные, лесные и водные антропогенные ландшафтные комплексы. В настоящее время доминирующими здесь являются сельскохозяйственные ландшафты, которые занимают обширные пространства (81,4%) на месте разнотравно-злаковых степей и лесов на черноземных и серых лесных почвах. Различия в хозяйственном использовании земли обусловили присутствие среди них сельскохозяйственных ландшафтов полевого (64,8%), садового (1%) и лугово-пастбищного (15,6%) типов.

Однако, влияние человека на ландшафты Курской области не ограничивается лишь сельскохозяйственной деятельностью. Также существенное воздействие оказывает разработка полезных ископаемых (в особенности железной руды), селитебная застройка, строительство дорог, вызывающие коренное изменение нескольких компонентов ландшафта и переход территорий в ранг особых техногенных систем, так называемых «неоландшафтов». К таковым относятся карьерно-отвальные комплексы Михайловского горно-обогатительного комбината, крупные городские системы (Курск, Железногорск, Курчатов) и более мелкие сельские поселения. Так, нередко ослабление или разрушение даже одного физико-географического компонента приводят к разрыву связей ландшафта, что делает его неустойчивым к антропогенным нагрузкам, низкобонитетным, а порой и неблагоприятным в экологическом отношении. Примером здесь также могут служить места разработки полезных ископаемых (мела, мергеля, песчаника, огнеупорной глины, песка) и зона непосредственного влияния прудов и водохранилищ (проявление карста, заболачивание земель, абразия, активизация оползней) [7]. Помимо этого человек оказывает эпизодическое, сезонное воздействие на ландшафты, которое выражается в проявлении рекреационной нагрузки, выпасе скота и т.д. Как правило эта деятельность не вызывает коренную перестройку ПТК, а ландшафты при снятии нагрузки способны вернуться в первоначальное состояние.

Спецификой формирования современного состояния ландшафтов является то, что характер антропогенизации территории играет большую роль в ускорении развития и интенсивности многих естественных природных процессов и стихийных явлений. Влияние антропогенных факторов на компоненты ландшафта проявляется, не всегда непосредственно, а зачастую имеет опосредованное «скрытое» воздействие и таит в себе потенциально опасные угрозы, которые могут проявиться в ландшафтном комплексе лишь спустя десятилетия. Именно благодаря человеку, который зачастую непреднамеренно провоцирует и содействует проявлению негативных естественных факторов, происходит возникновение или усиление основных деструктивных процессов в ландшафте, в частности эрозии, карста, суффозии и др.

Современное состояние природной среды Курской области хорошо прослеживается в ее ландшафтной структуре. В настоящее время структура ландшафтов региона достаточно разнообразна и представлена различными вариантами плакорного, склонового, надпойменно-террасового и пойменного типов местности. Под воздействием ведущей роли антропогенного фактора здесь испытывают трансформацию все типы местности, которые характеризуются различной степенью экологической напряженности и антропогенной преобразованности.

Плакорный тип местности. В ходе исследований было выявлено, что на территории Курской области доминирующим является плакорный тип местности. На его долю приходится 15744,2 км2 или 52,4% территории региона. Благодаря тому, что расположен он в основном на возвышенных пологоволнистых хорошо дренированных поверхностях междуречий, имеющих уклоны до 30, ему свойственен целый ряд благоприятных, экологически значимых признаков: высокобонитетные зональные типы почв, устойчивые группировки растительности, геохимически относительно чистые ландшафты. Плакорный тип местности также обладает наиболее высоким природно-ресурсным потенциалом, который выражается в высоком бонитете доминирующих урочищ [8]. В связи с этим он активно используется в сельскохозяйственном производстве в качестве пахотных угодий и является сильнопреобразованным. Основным фактором усиления экологической напряженности в рамках плакорного типа местности выступает упрощение его морфологической структуры в результате повсеместной распашки до 90-95% и составляет 14957 км2. В связи с этим здесь доминируют урочища распаханных плакоров с различными типами почв. Доля эколого-стабилизирующих угодий здесь очень низка и составляет всего 787,2 км2, а это не более 5% от всей площади данного типа местности. Отсутствие в ряде районов необходимого количества полезащитных лесных полос и естественных ландшафтно-стабилизирующих комплексов, в частности, ООПТ ведет к ослаблению здесь процессов саморегуляции ландшафтно-экологических условий. В связи с этим здесь наблюдается наименее благоприятная в ландшафтно-экологическом отношении обстановка. Также необходимо отметить, что зачастую не менее значимую роль в ухудшении экологических свойств играет несоблюдение правил агротехники, которое приводит к разрушению почвенной структуры, ухудшению агрофизических свойств и дегумификации. Антропогенное воздействие здесь значительно усиливает активизацию естественных факторов (карстово-суффозионные процессы, периодически повторяющиеся засухи, частые суховеи, поздневесенние и раннеосенние заморозки). Все это ведет к дестабилизации ландшафтно-экологической ситуации плакоров.

Склоновый тип местности занимает 6505,8 км2 (21,8%) площади области и его можно отнести к категории среднепреобразованных антропогенным воздействием ландшафтов. Благодаря своей слабой хозяйственной освоенности, несмотря на низкий бонитет, широкое проявление негативных деструктивных процессов, здесь наблюдаются довольно благоприятные условия для сохранения естественно-зональных ландшафтов. Основной причиной ухудшающей экологическое состояние данного типа местности являются активно проявляющиеся здесь негативные геоморфологические процессы и, прежде всего, такие как эрозия, меловой карст, оползни и гравитационные процессы, которые значительно осложняют хозяйственное использование и нередко предопределяют экологическую напряженность [8]. Данные по динамике площадей эродированных земель сельскохозяйственных угодий в области показывают, что за последний 20-летний период площадь их увеличилась на 36% и в настоящее время составляет 738,6 тыс. га. Причиной этому служит резкий перепад высот, ливневый характер осадков, малая устойчивость покровных, в том числе лессовидных отложений. Среднемноголетняя интенсивность эрозии почв на пашне колеблется от 0,5 до 9,7 т/га, а на отдельных элементах склонов она составляет 20-30 т/га [2]. Далеко не последняя роль в развитии эрозии принадлежит антропогенному фактору. Особо остро в области стоит проблема распашки склонов речных долин и балок с уклоном до 70, а в некоторых случаях и более 70. Так, в пределах Курской области площадь пахотных земель с уклоном 3-50 составляет 15,9%; 5-70 – 0,8%, более 70 – 0,4% [10]. Но наряду с негативными свойствами склоновым местностям присущ и ряд достоинств, таких как ландшафтное разнообразие, широкое представительство естественных ландшафтов, наличие современных типичных и реликтовых растительных группировок, значительного средостабилизирующего потенциала, эстетически ценных свойств и др.

Надпойменно-террасовый тип местности занимает 11,5% (3464,4 км2) территории области и соответствует надпойменным песчано-глинистым террасам речных систем. Наиболее обширны его участки вдоль левобережья Сейма, Свапы, Тускари, Донской Сеймицы, Полной. Анализ полученных результатов свидетельствует, о том, что, как и плакорам, так и вариантам надпойменно-террасового типа местности соответствует самая низкая степень сохранности естественных природных комплексов. Основным фактором, влияющим на его состояние, является высокая степень распашки надпойменных террас (более 80%), что составляет 2771,5 км2. В настоящее время здесь доминируют распаханные суглинистые и суглинисто-песчаные урочища с лугово-черноземными почвами, типичными и выщелоченными черноземами. Экологическое состояние данного типа местности в значительной мере зависит от его литогенной основы, прежде всего, от наличия мело-мергельных пород и древнеаллювиальных песчаных отложений (боровых песков). В связи с этим на отдельных участках неблагоприятная обстановка наблюдается вследствие наличия незакрепленных растительностью песчаных массивов, низкопродуктивных пастбищных угодий, карстово-суффозионных процессов. В поддержании благоприятного ландшафтно-экологического состояния надпойменно-террасового типа местности велика роль лесов. Однако в настоящее время степень облесенности надпойменных террас в Курской области очень низка 284,4 км2 (около 8%) и тяготеет в основном к нижним террасам. К числу наиболее негативных в экологическом отношении процессов следует отнести дефляцию, которой подвержены участки, лишенные развитого растительного покрова. В этих местах достаточно часто происходит перевевание песков и перенос пыли, вызывающие загрязнение приземных слоев воздуха [8].

Пойменный тип местности включает поймы речных долин и занимает 4283,3 км2 (14,3%). Проведенные исследования показывают, что в настоящее время данному типу местности присуща наиболее благоприятная ландшафтно-экологическая ситуация. Здесь сосредоточена достаточно высокая степень эколого-стабилизирующих угодий (более 50%), а современное состояние соответствует оптимальным естественно-зональным показателям. Благодаря высокому природному потенциалу и хорошей влагообеспеченности пойменный тип местности обладает самой высокой степенью сохранности естественных природных комплексов (лугов и лесов). Однако существенную роль на состояние пойм все же зачастую оказывает антропогенный фактор, поэтому на отдельных участках данного типа местности снижение ресурсного потенциала вызвано размещением сельской селитьбы, распашкой пойм, аккумуляцией эрозионных наносов, неумеренным выпасом скота. Его экологическое состояние также тесно зависит от режима рек, хозяйственного использования пойменных угодий и поступающих на пойму со стороны водоразделов загрязнителей.

Результаты исследований показывают, что неблагоприятная ландшафтно-экологическая обстановка региона носит дифференцированный характер. Наиболее сильные антропогенные изменения претерпели характерные «естественные» урочища плакорного и надпойменно-террасового типов местности, которые сейчас имеют подчиненное значение в современной структурной организации ландшафтов, занимая весьма незначительные площади (3-7%), что далеко не соответствует оптимальным естественно-зональным показателям. По расчетам специалистов соотношение между экстенсивно и интенсивно используемыми ландшафтами, в лесостепной зоне должны быть соответственно равны 30-35%/70-75% [11]. Однако по факту, в настоящее время урочищами доминантами здесь являются антропогенные комплексы (распахиваемые поля), систематически регулируемые человеком, которые без оптимального количества естественных ландшафтов, не способны поддерживать оптимальное ландшафтно-экологическое состояние в регионе.

Таким образом, полевые исследования, анализ литературных и фондовых материалов позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно напряженная экологическая ситуация в пределах Курской области наблюдается не только на территориях с высокоразвитой промышленностью, но и в районах длительного сельскохозяйственного использования. Глубокое и многовековое освоение территории в сочетании с природными процессами и явлениями сопровождались существенными изменениями в ландшафтной структуре региона, которое привело к снижению природно-ресурсного потенциала, устойчивости, позитивных свойств ПТК и в целом к ухудшению экологического состояния ландшафтных комплексов, компонентов и взаимосвязей между ними.

Особое внимание к себе привлекает тот факт, что до настоящего времени в большинстве работ по изучению состояния природной среды антропогенный фактор рассматривается лишь с негативных позиций. Однако, по-нашему мнению, необходимо различать и учитывать как негативное, так и позитивное антропогенное воздействие на ландшафтно-экологическую обстановку. Связано это с тем, что не всегда воздействие человека на природные комплексы имеет отрицательные последствия и ведет к ухудшению свойств ландшафтов. Так, например, правильно подобранные виды мелиорации способны коренным образом преобразовать и улучшить структуру и состояние многих антропогенных ПТК. В связи с этим в настоящее время особую актуальность в Курской области приобретает оптимизация ландшафтно-экологической обстановки, в основу которой должен быть положен типологический подход. Особое внимание при этом должно быть уделено учету ландшафтной специфики и современному состоянию отдельных вариантов типов местности – своеобразных индикаторов дифференцированного и рационального хозяйственного использования ландшафтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горохова Е.А. Ландшафтно-экологическое состояние территории Курской области / Е.А. Горохова, В.Б. Михно // Окружающая среда и устойчивое развитие регионов: новые методы и технологии исследований. Казань: Изд-во «Бриг», 2009. С. 272-275.

2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Курской области на территории Курской области в 2008 году / Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области. Курск, 2009.

3. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Курской области на территории Курской области в 2010 году / Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области. Курск, 2011.

4. Кочуров Б.И. Экологическая ситуация в России на обзорной карте / Б.И. Кочуров, А.В. Антипова, С.К. Костовская и др. // Природа. Ежемесячный естественнонаучный журнал РАН. 2002. №12, С. 51-56.

5. Мильков Ф.Н. К проблеме развития современных ландшафтных комплексов / Ф.Н. Мильков // Изв. Всесоюз. Геогр. о-ва. 1964. Т. 96, вып. 1. С. 14-22.

6. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты: очерки антропогенного ландшафтоведения / Ф.Н. Мильков. М.: Мысль, 1973. 224 с.

7. Михно В.Б. Ландшафтные аспекты оптимизации экологической обстановки Воронежской области / В.Б. Михно // Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. География и геоэкология. 2005 год. № 2, С. 29.

8. Михно В.Б. Природно-ресурсный потенциал и ландшафтно-экологическая ситуация Петропавловского района Воронежской области: монография / В.Б. Михно. – Воронеж: Изд-ко-полигр. центр ВГУ, 2009. 118 с.

9. Принципы и методы ландшафтно-экологического районирования Центрально-черноземных областей / В.Б. Михно, А.В. Бережной, В.Н. Бевз и др. // Вестн. Воронеж, отд. Рус. Геогр. о-ва, 1999. Т. 1, вып. 2. С. 1-9.

10. Региональная организация рационального землепользования в эрозионно-опасных зонах Центрального Черноземья России / Под ред. П.С. Русинова. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2006. 203 с.

11. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. 640 с.