РОЛЬ НАСЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ ОХРАНЯЕМЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

На V Всемирном конгрессе МСОП по особо охраняемым природным территориям (2003 WPC), состоявшемся в 2003 г. в Дурбане (Южная Африка), одной из приоритетных задач новой парадигмы управления ООПТ названа необходимость большего сотрудничества с местным населением, проживающим внутри или около ООПТ. Особо обращалось внимание на усиление роли местных сообществ и коренных народов в управлении ООПТ.
В России, СССР и снова в России  развитие системы ООПТ десятилетиями осуществлялось без реального учета практических интересов населения и регионов. Это создавало массу территориальных конфликтов землепользования. По отношению к местному населению сотрудники заповедников были настроены недоброжелательно. В свою очередь, жители прилегающих к заповеднику населенных пунктов враждебно воспринимали и сотрудников заповедников, и проводимую ими работу.
В целом можно отметить, что в России традиционно формирование сетей ООПТ базируется главным образом на ландшафтно-географических и экологических принципах, т.е. анализируются природные предпосылки и не учитывается социальный аспект.
Нами было проведено анкетирование населения сельских районов Алтайского края, задачами которого ставились:
– выявление уровня информированности в вопросах, относящихся к сфере заповедного дела;
– выявление отношения к охраняемым объектам вообще и к располагающимся в районах проживания респондентов в частности;
– выявление заинтересованности в непосредственном участии управлением территорией и конкретно в организации и управлении ООПТ;
– выявление объектов, которые, по мнению населения, нуждаются в охране и требуют присвоения статуса особо охраняемых.
Анкетированием в различной степени были охвачены 46 из 60 административных районов края. Всего в течение 2005–2006 гг. опрошено 622 человека. Среди опрошенных 224 чел. (36%) составляют мужчины, 398 (54%) – женщины. Чуть больше половины респондентов (54%) – молодежь в возрасте до 25 лет, 43,1% – лица трудоспособного возраста, остальные – пенсионеры.
Результаты опроса показали, что для 88,7 % населения Алтайского края основным источником информации по проблеме служат средства массовой информации; 12,9% получают информацию от родственников и друзей, 10,3% – от коллег по работе и только 7,1% от природоохранных служб. В этой связи достаточно информированными по интересуемой проблеме считают себя лишь 10,3% опрошенных, информированными в некоторой степени – 64,1%, недостаточно информированными – 17,9%. Затруднились ответить 7,7%.
Чуть менее половины сельского населения Алтайского края вообще не имеют представления о категориях ООПТ. Показательно, что среди лиц, считающих себя достаточно информированными в вопросах заповедного дела, а таковых среди опрошенных было 64 чел., 20 (т.е. треть) также не смогли назвать ни одной категории ООПТ.
Для выявления приоритетных с точки зрения населения ценностных характеристик природных объектов респондентам были предложены два вопроса, позволяющие взглянуть на проблему с разных сторон. Предлагалось 1) назвать задачи, которые должны решать ООПТ, и 2) указать, что ценного должно быть в природном объекте, чтобы ему придали статус охраняемого. Мнение опрошенных вполне соответствует стереотипам, сложившимся в соответствии с традициями отечественного заповедного дела и охраны природы в целом. Сохранение видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, считается первоочередной задачей территориальной охраны природы. Такая «биоцентричная» мотивация была характерна изначально для большинства российских заповедников и заказников (соболиные, лосиные, бобровые и т.д.), на пропаганде охраны видов, занесенных в Красные книги, во многом, базировалось отечественное природоохранное движение. То, что существенная часть респондентов считают необходимым охранять богатые природными ресурсами территории, также можно связать с традициями отечественного заповедного дела, и, кроме того, со сложившимся имиджем России, как ресурсной страны. Среди нехарактерных для традиционного российского сознания задач территориальной охраны природы единицы назвали сохранение сакрально значимых природных объектов.
Примерно треть опрошенных считают, что ООПТ никаким образом не ущемляют интересы местного населения, однако почти столько же полагают, что основной вред, исходящий от ООПТ, заключается в препятствии заготовкам древесины. При этом подавляющее большинство считает, что для самих ООПТ основной вред представляют браконьерство и другие виды нелицензионного потребления ресурсов.
Свою роль в организации и управлении ООПТ более половины опрошенных (60 %) ограничивают лишь непосредственным участием в охране природных объектов. Чуть менее четверти (23,8%) считают, что население должно участвовать в обсуждении проектов организации ООПТ. Почти столько же (22%) опрошенных полагают, что население должно быть и инициатором придания ценным природным объектам статуса охраняемых. По мнению 13%, данные вопросы вообще не должны интересовать население.
Как говорилось выше, одна из задач анкетирования заключалась в выявлении объектов, которые, по мнению населения, нуждаются в охране и требуют присвоения статуса особо охраняемых. 52,4% опрошенных считают, что такие объекты на территории их района имеются; 15,1% полагают, что нет; 32,5% – затруднились ответить. В то же время не все из ответивших утвердительно смогли назвать конкретные объекты, а ответы многих были слишком общими: «лес», «березовые колки», «деревья», «родники», «животные» и т.д. Всего было названо 29 конкретных объектов, 18 из которых представляют собой гидрологические объекты, 8 – геологические и 3 – ботанические. Преобладание объектов гидросферы можно объяснить той важной ролью, которую играет вода в жизнедеятельности людей, особенно в условиях степной и лесостепной климатических зон, в пределах которых находится большая часть Алтайского края. Именно поэтому среди называемых респондентами объектов часто фигурируют средние реки, такие как Алей, Ануй, Чарыш, Чумыш. Вдоль этих рек сконцентрирована основная часть сельских поселений, с ними связаны хозяйственная деятельность и отдых. Еще две группы часто называемых водных объектов – это соленые озера в степной части края и водопады в горной части. Кроме того, в горных же районах среди предлагаемых населением в качестве ООПТ объектов часто встречаются геологические: пещеры, отдельные вершины, скалы. Ботанические объекты, главным образом лесные, назывались в качестве перспективных ООПТ жителями степной части края. В условиях степи лесные массивы – редкость, поэтому высоко ценятся населением, наряду с водными объектами.