СЕТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАК ФАКТОР НАГРУЗКИ НА ЛАНДШАФТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В древние и средние века степи, позднее вошедшие в состав Оренбургской губернии, служили ареной великих переселений народов, кочевий, военных сражений. Облик степных ландшафтов формировался под прессом деятельности человека: неустойчивый во времени и пространстве выпас скота, выжигание растительности в военных и мирных целях, разработка полезных ископаемых, устройство многочисленных захоронений в виде курганов и т.д. [6].
В XVIII в. территория Оренбургского края становится важной стратегической базой России. По Уралу и другим рекам закладываются первые русские правительственные поселения, причем большинство крепостей и городов возникли на месте бывших вольных поселений. Жители военных линий, помимо несения сторожевой и пикетной службы, начинают заниматься рыболовством, скотоводством и земледелием, и тем самым становятся первыми насадителями в губернии земледельческой культуры. Началась интенсивная распашка земель, увеличилось число степных пожаров. С помощью палов жители степей уничтожали густую сухую траву и стебли, оставшиеся с осени, в целях истребления сорняков, войлока, который мешал выпасу и развитию молодых растений [1]. Однако при степных пожарах сгорали не только надземные части растений, но и запасы органического вещества. Хотя польза от палов виделась в том, что образующаяся при этом зола служила отличным удобрением, но вред был больше. Нередко страдали целые деревни, хлебные запасы, стога сена и т.д. Ущерб наносился и животным, и в первую очередь птицам, гнездящимся в открытой степи. Тем не менее, этот древний обычай был в условиях экстенсивного землепользования своеобразным приемом улучшения полынных и полынно-злаковых пастбищ.
Коренное население степей – киргизы-кайсаки – оставались исключительно скотоводами. С увеличением численности поголовья скота наблюдалась деградация степных пастбищ. Особенно большую роль в опустынивании иг¬рает выпас отар овец и коз. Установлено, что при выпасе отар овец процессы разрушения целинного травостоя и разбивания верхнего горизонта почвы идут гораздо быстрее, так как овцы ходят тесным стадом и более интенсивно стравливают и вытаптывают растительность [6]. Однако для степей опасен не только перевыпас, но и недовыпас. Выпасающийся скот способствует втаптыванию в землю семян различных растений. Как отмечал академик В.Н. Сукачев, в естественных условиях фауна, населяющая степи, – необходимый элемент степных сообществ [4].
С начала заселения территории возросла рубка леса для строительства и на топливо, что способствовало развитию засухи в степном регионе. В.М. Черемшанский (1859 г.) писал: «Оренбургская губерния представляла в прежние времена страну чрезвычайно богатую лесами, но с умножением народонаселения запасы леса более и более исчезали. Промышленники, проникая в глубь лесов, ничего не щадили для удовлетворения временным своим выгодам» [5]. Такое нерасчетливое истребление лесов, естественно, во многих местах должно было произвести свои губительные действия, т.е. обмеление рек и невыгодную перемену климата, что особенно было ощутимо на Оренбургской пограничной линии [3]. Все это ухудшало климатическую обстановку, усиливало эрозионную деятельность ветра и воды.
Активная земледельческая колонизация, образование новых поселений, быстрый рост посевных площадей постепенно приобретали все более интенсивный характер. Переселенческое движение несло с собой новую земледельческую культуру, что подрывало традиционную систему киргизского землепользования.
В период советской власти антропогенные факторы стали ведущими в процессах изме¬нения ландшафтов не только сельских территорий. Во время проведения целинной кампании оказались распаханными эрозионно опасные и низкопродуктивные земли, преимущественно легкого механического состава, карбонатные, каменистые, а также с наличием до 30% солонцов [2]. Результатом подобной практики природопользования стала массовая эрозия вновь освоенных земель. По данным почвенных исследований, различными видами эрозии в настоящее время охвачено свыше 3,8 млн.га пастбищ. В связи с этим, экологически и экономически оправдано сокращение доли пашни за счет перевода ее малопродуктивной части в высокопродуктивные и дешевые пастбища.
Во время наиболее активного освоения и последующего доосвоения степной зоны не были зарезервированы площади для будущих заповедников. Оставшиеся непаханными территории степной зоны, а также находящиеся под воздействием различных антропогенных факторов степные угодья не обеспечивают ни сохранения видового и популяционного разнообразия степной флоры и фауны, ни почвенного разнообразия. В 60-80 гг. XX в. к распашке земель, вырубке леса, бесконтрольному выпасу скота, сенокошению, при расширении и усилении интенсивности их проявления, добавились такие новые разрушительные формы как карьерные разработки, массовое строительство, создание водохранилищ и т.д. Пик антропогенного воздействия на природные комплексы в зоне сельских поселений пришелся на конец 70-х годов XX в., характеризующийся максимальной распашкой земель, химизацией сельского хозяйства, увеличением выбросов промышленного производства. Но в начале 90-х годов, в связи с экономической реформой (1992 г.) происходит спад антропогенного влияния. Прежде всего, это проявилось в сельском хозяйстве – забрасывались земли в залежи без предварительной фитомелиорации. Площадь залежей достигла 0,4-0,5 млн.га.
В настоящее время наблюдается увеличение сельскохозяйственной нагрузки на агроландшафты Оренбургской области. Поэтому выбор оптимальных параметров сбалансированного степного землепользования является задачей дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бельков Г.И. Оренбургской целине – 50 лет: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. к 50-летию начала освоения целинных земель. – Оренбург, 2004 – 255 с.
2. Климентьев А.И. Почвы степного Зауралья: ландшафтно-генетическая и экологиче¬ская оценка. – Екатеринбург; УрО РАН, 2000. – 421 с.
3. Оренбургский край в системе евразийских губерний и областей России. – Оренбург, 2004.
4. Сукачев В.Н. Развитие растительности как элемента географической среды в соотношении с развитием общества. – Л., 1940. – 123 с.
5. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. – Уфа, 1859. – 464 с.
6. Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск, 1992. – 175 с.

И.В. Осипова