СКОТОВОДСТВО И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТЕПЯХ ДАУРИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНИХ ЗАСУХ

 

Трансграничный регион Даурских степей, расположенный в Юго-Восточном Забайкалье, Северо-Восточной Монголии и Северо-Восточном Китае имеет огромное значение для сохранения ряда видов птиц, находящихся под глобальной угрозой исчезновения в мире и занесенных в Красный список МСОП (IUCN Red List). В том числе здесь обитает около 75% мировой популяции сухоноса (Anser cygnoides), 29% даурского журавля (Grus vipio) и 66% восточного подвида дрофы (Otis tarda dybowskii) [1, 2]. Наши исследования показывают, что в условиях многолетних засух традиционные методы природопользования (особенно, скотоводов-кочевников в Монголии) вступают в острое противоречие с интересами охраны природы. Исследования проведены в период 1990-2008 гг. на обширной территории степей и лесо-степей Юго-Восточного Забайкалья, Монголии и Китая.
Для Даурии характерно чередование многолетних засушливых и влажных климатических периодов, являющихся причиной коренных изменений степных экосистем. В ходе чередования многолетних засушливых и влажных периодов происходят значительные колебания уровня воды в озерах и реках. Даже Торейские озера, имеющие в многоводные годы площадь более 900 км?, могут практически полностью высыхать [6]. Последний пик засушливого периода был в 1983 г., а влажного – в 1995-1998 гг. Период 1990-1998 гг. можно охарактеризовать как влажный, 1999 г. – умеренно-засушливый. Крайне засушливыми выдались 2000-2007 и первая половина 2008 гг. К 2007 г. в Даурской степи высохло приблизительно 98% водно-болотных угодий, являющихся чрезвычайно важной составной частью степных экосистем. Возник резкий дефицит мест обитания многих видов птиц. Так, к 2007 г. не менее 70% мест гнездования журавлей и гусей стали непригодны для обитания, и птицы вынуждены концентрироваться на немногих уцелевших водно-болотных угодьях. При отсутствии вмешательства со стороны человека происходит значительное увеличение плотности размножающихся птиц и таким образом пернатым удается пережить критически неблагоприятные для них засушливые периоды. К сожалению, именно в это время резко возрастает фактор беспокойства и негативное влияние людей, особенно в Монголии, где население ведет кочевой образ жизни. В засухи степная растительность становится очень бедной, в тоже время некогда заболоченные гнездовые участки журавлей и гусей подсыхают и превращаются в прекрасные места для выпаса скота. Гнезда становятся легко доступны, не только для хищников и собак, но и для копытных животных и нередко бывают попросту растоптаны пасущимися стадами. В Даурии развито скотоводство (в России и Китае - пастбищное, в Монголии – кочевое). Места выпаса скота и поселения людей в Монголии привязаны к природным источникам пресной воды (рекам и ключам) и при этом распределение кочевников-скотоводов очень динамично. В результате перераспределения численность домашних животных и людей резко возрастает именно на тех немногих участках, которые пригодны для гнездования птиц. Поэтому даже при сравнительно низкой общей плотности людского населения, она в засушливые периоды оказывается очень высокой в местах обитания птиц. В это время фактор беспокойства является очень серьезной помехой для пытающихся вырастить потомство пар. Например, летом 2000 г. количество семей пастухов в местах гнездования журавлей в долине Керулена и в ее непосредственных окрестностях возросло по сравнению с 1999 г. в 9 раз, а количество скота, пасущегося в пойме – в 100 раз, достигнув плотности 3 юрты и более 400 голов скота на каждый квадратный километр долины. К 2007 году плотность людей и скота еще многократно увеличились, сделав размножение журавлей невозможным.
Выводки сухоносов кормятся в основном на осоковых и злаковых лугах вдоль побережья степных озер. В последние годы из-за очень быстрого падения уровня воды в озерах оголяющееся вдоль берегов дно не успевало зарастать. В результате этого даже на крупных озерах перед гнездящимися птицами остро встала проблема недостатка корма [4, 7]. В результате значительно увеличилась смертность птенцов. Так, если на Торейских озерах во влажные годы (1990-2001 гг.) преобладали семьи с 4 гусятами (в среднем 4,1±1,6 птенца; n=197 выводков), то с 2003 г. встречались в основном пары с одним птенцом. При этом на рост гусят, кроме состояния кормовой базы, огромное влияние оказывает беспокойство. Семьи с птенцами ведут себя очень осторожно. Еще издалека заметив опасность, они уплывают далеко от берега и там пережидают опасность. Частое беспокойство представляет большую угрозу для гусят в малокормные годы, поскольку еще больше снижает потребление и без того труднодоступных кормов. К сожалению, беспокойство возрастает именно в засушливые годы, когда скот предпочитает пастись на прибрежных лугах. При этом он не только тревожит птиц и мешает гусятам питаться, но также подрывает и без того тощие кормовые ресурсы.
Таким образом, многолетние засухи являются критически неблагоприятными для журавлей, гусей и многих других видов птиц, например, дроф [3, 5]. При этом на проблемы естественного характера (сокращение мест обитания и ухудшение кормовой базы) накладываются антропогенные угрозы (резкое увеличение беспокойства и другие), что практически исключает возможность гнездования птиц. В настоящее время особо охраняемые природные территории в Северо-Восточной Монголии (также, как и в Даурии в целом) охватывают лишь менее 10% мест обитания журавлей, гусей и дроф и не обеспечивают сохранение птиц, а за пределами ООПТ практически никакой охраны в Монголии нет. Необходимо провести эколого-образовательную работу с населением и обеспечить охрану и разумное использование ключевых мест гнездования птиц, выделив там как зоны покоя для птиц, так и участки для выпаса и водопоя скота. Только таким образом неблагоприятный засушливый период (который по некоторым прогнозам может продлиться до 2015 г.) удастся пережить не только людям, но и птицам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горошко О.А. Современное состояние восточного подвида дрофы и проблемы его охраны / О.А. Горошко // Дрофиные птицы России и сопредельных стран: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во СГУ, 2000. – С. 15-22.
2. Горошко О.А. Сухонос на востоке Забайкалья и Монголии / О.А. Горошко // Казарка, 2001. – № 7. – С. 68–98.
3. Горошко О.А. Влияние многолетних климатических циклов на популяцию восточного подвида дрофы Otis tarda dybowskii Taczanowski, 1874 / О.А. Горошко // Дрофиные птицы России и сопредельных стран. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – Вып. 2. – С. 7-29.
4. Горошко О.А. Численность и состояние популяции сухоноса в Даурии в 2003 г. / О.А. Горошко // Казарка. – 2004. – № 10. – С. 194-211.
5. Горошко О.А., Цэвээнмядаг Н. Данные о влиянии засух на популяцию даурских журавлей / О.А. Горошко, Н. Цэвээнмядаг // Наземные позвоночные Даурии: Сб. науч. тр. Вып. 3. – Чита: Поиск, 2003. – С. 121-130.
6. Обязов В.А. Связь колебаний водности озер степной зоны Забайкалья с многолетними гидрометеорологическими изменениями на примере Торейских озер / В.А. Обязов // Изв. РГО. – 1994. – Т. 124, Вып. 5. – С. 48–54.
7. Goroshko O.A. 2003 – extremely unfavourable year for Swan Geese in Dauria trans-boundary region (Russia and Mongolia) / O.A. Goroshko // 2003 International Anatidae Symposium in East Asia & Siberia Region. Proceedings. Seosan, Korea, 2003. P. 83-92.