СЛОЖНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ НАЗЕМНОЙ МЕЗОФАУНЫ СТЕПНЫХ ЭКОСИСТЕМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ СОСТОЯНИЯ

 

Разработка методов мониторинга степных экосистем является важнейшей задачей. Эти экосистемы характеризуются высоким динамизмом, специфическим составом и резким преобладанием подземной части над надземной. Для индикации состояния экосистем предлагалось использовать некоторые показатели структуры мезофауны почв (Гиляров, 1965). Нами оценена возможность использования параметров сообществ наземного зоологического комплекса (НЗК), который имеет большое видовое разнообразие и численность.
Внутренняя структура экосистемы определяется характером и способом взаимодействия отдельных структурных элементов (единиц). Наиболее точными индикаторами внутреннего состояния зоосистемы выступают количественные отношения между различными показателями. Для этих целей В.М. Шмидт (1984) использовал во флористике показатели отношений количества видов в семействах, оценивая степень изменения экосистемы. Я.П. Дидух и П.Г. Плюта (1994) выявили, что нецелесообразно брать за основу отношения между семействами с незначительным количеством видов, так как благодаря их низкой численности показатели в значительной мере зависят от случайных обстоятельств.
Исследования проводились на территории Криворожского ботанического сада. Сбор наземной мезофауны проводился методом ловушек Барбера-Гейлера. Приводим краткую характеристику пробных площадок, которые размещены на черноземе обыкновенном мало- или среднегумусном. В качестве контроля взята квазиклимаксовая экосистема с разнотравно-ковыльно-типчаковой растительностью на черноземе обыкновенном среднемощном (участок 1). Остальные участки отражают различные варианты степных экосистем: антропогенноизмененную с разнотравно-груднициевыми сообществами сукцессионных стадий возобновления (уч. 2), переходную стадию от разнотравно-злаковой до кустарниково-разнотравной (уч. 3), состояние стойкого субклимакса на склоне с груднициево-типчаковой формацией на крутом склоне (уч. 4), кустарниковую с преобладанием терна степного (уч. 5), полугидроморфную на днище балки с разнотравно-вейниковой растительностью (уч. 6).
НЗК пробных площадок ботанического сада включает 32 группы беспозвоночных , количество их и общая численность на разных пробных площадках значительно отличается. Общая численность беспозвоночных (в пересчете на 100 ловушкосуток), собранных за сезон, изменяется от 79,2 до 344,9 экземпляров в разных биотопах; наибольшая она там, где развита растительность: в нарушенной степи (344,9), на дне балки (306,8) и на восточном мезофитном склоне (301,6 экземпляров) по сравнению с контролем (274,7); в кустарниках склона (пл.5), благодаря воздействию древесной растительности, численность несколько снижена (181,7). На ксерофитном склоне балки (пл. 4) численность НЗК наименьшая (по сравнению с мезофитным склоном балки она в 3,8 раза ниже, что обусловлено слабым увлажнением).
Доминантными группами НЗК во всех биотопах являются Carabidae, Silphidae, Tenebrionidae, Arachnida. Субдоминантный фон составляют Orthoptera и Hemiptera. Из Hymenoptera следует отметить значительное количество муравьев, так как они являются фоном для степных участков наряду с Curculionidae, Scarabaeidae, Isopoda, Diptera, Chrysomelidae, Staphylinidae, Elateridae и др.
Выявлено, что наиболее чувствительным показателем является отношение суммы доминантных групп (или видов) и ведущих групп с переменной численностью в различных биотопах к сумме численности беспозвоночных групп с невысокой, но постоянной численностью. Эту величину мы назвали коэффициентом внутренней смены структуры зооценоза (Кс). Для расчета Кс взяты сумма доминантных групп Carabidae ? Silphidae и ведущей группы Tenebrionidae; за const принята сумма численности Mollusca, Isopoda, Diplopoda и Chilopoda. Получены следующие результаты: Кс1=6,12; Кс2=31,05; Кс3=6,42; Кс4=5,10; Кс5=0,54; Кс6=16,27 (цифрами в коэффициентах указаны номера участков). Если коэффициент смены внутренней структуры контрольного участка принять за 1, то величина остальных коэффициентов будет следующая: Кс2=5,07; Кс6=2,66; Кс3=1,05; Кс4=0,83; Кс5=0,09. Важнейшим фактором, влияющим на внутреннее строение НЗК, является биоморфическая структура растительных сообществ (Кс5). Небольшие изменения степени увлажнения влияют мало (Кс3 и Кс4). Изменения же типа увлажнения влияют существеннее (Кс6). Антропогенные факторы обуславливают изменения высокого порядка (Кс2). Следовательно, отклонения по абсолютной величине от единицы являются показателями влияния тех или иных факторов.
Таким образом, коэффициент смены внутренней структуры НЗК является интегральным показателем влияния различных факторов окружающей среды на мезофауну и может быть использован для оценки степени изменения биогеоценозов.