УДК 504.062+574.474

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-191-194

 

СОХРАНЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЦЕННОСТИ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

CONSERVATION OF THE RECREATION PRICE OF STEPPE LANDSCAPES UNDER CONDITIONS OF INTENSIFICATION OF NATURAL RESOURCE MANAGEMENT

 

А.Н. Володченко, К.М. Гарига, О.А. Покручина

A.N. Volodchenko, K.M. Gariga, O.A. Pokruchina

 

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского, Балашов, Россия

Balashov Institute of Saratov State University, Balashov, Russia

 

E-mail: kimixla@mail.ru

 

Аннотация. Экотуризм положительно влияет на природную и культурную среду и имеет большой потенциал для поддержки усилий по сохранению, народного экообразования и устойчивого развития. В статье рассматриваются наиболее важные аспекты сохранения природной среды и рекреационного потенциала при организации экотуризма.

Ключевые слова: степные ландшафты, природные парки, рекреационная нагрузка, экологический туризм.

 

Abstract. Ecotourism has a positive effect on natural and cultural environment and has the potential to support conservation efforts, public ecoeducation, and sustainable development. The article deals with the most important aspects of preserving the natural environment and recreational potential in the organization of ecotourism.

Keywords: steppe landscapes, natural parks, recreational load, ecological tourism.

 

Туризму и рекреационной деятельности в настоящее время уделяется все большее внимание. В ряде регионов России туризм исторически является одним из важных элементов хозяйственной деятельности, во многих других только начинается формирование рекреационной инфраструктуры. Степная зона России обладает значительным туристко-рекреационным потенциалом, который может обеспечить положительную динамику развития экономики регионов и повысить общий уровень благосостояния населения [10]. Утверждение Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» и «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» способствовало повышению интереса к этому виду деятельности и бурному росту туризма.

Потребность точной экономической оценки туристско-рекреационного потенциала территорий вызвала появление широкого круга работ, содержащих различные методики и критерии определения туристского потенциала [1, 4]. Вместе с тем разнообразие работ показывает, что пока не определено единого метода подсчета рекреационного потенциала [8].

Большая часть степной природной зоны в значительной мере преобразована человеком, крупные массивы степей были полностью уничтожены в ходе земледельческого освоения территории, фрагменты степных сообществ спорадичны и занимают преимущественно малоценные земли [7]. Наиболее крупные и значимые для охраны биоразнообразие степные участки включены в состав ООПТ, а более мелкие разделены обширными пространствами полей и подвергаются нерегулируемому антропогенному воздействию.

Естественные степные экосистемы имеют высокую рекреационную привлекательность, которая обуславливается флористическим и фаунистическим разнообразием, мозаичностью и сезонными аспектами растительного покрова, а также особенностями рельефа в сочетании с вышеперечисленными факторами. Каждый регион обладает уникальными природными участками, наличие в регионах обширных антропогенно не затронутых территорий определяет высокий потенциал для последующего развития экологического туризма. Рациональное использование степных участков может сформировать конкурентно-способную и самобытную туристко-рекреационную отрасль.

Однако, планирование и организация туристической деятельности требует не только оценку, но и сохранение рекреационной ценности ландшафтов. При этом следует обращать внимание как на регламентирование рекреационной нагрузки, так и на сохранение таксономического разнообразия и естественных местообитаний животных и растений [11]. Важную роль играет оценка актуального состояния, характера развития и хозяйственного использования степных ландшафтов.

Наиболее перспективными территориями для развития экологического туризма в степной зоне считаются особо охраняемые природные территории, на которых существуют как давно сформировавшиеся туристические маршруты, так и создаются новые. Зачастую в разрабатываемых на региональном уровне планах по развитию экологического туризма основное внимание концентрируется именно на использовании ООПТ высокого ранга. Преимущества такого подхода очевидны: территория отличается слабой антропогенной нагрузкой и хорошо сохранившимися экосистемами, имеется штат сотрудников и более или менее развитая рекреационная инфраструктура, многие заповедники, а национальные парки являются широко известным брендом, не нуждающимся в дополнительной рекламе.

В настоящее время потенциал выделения ООПТ высокого ранга в степной зоне, где естественные экосистемы наиболее интенсивно трансформированы практически исчерпан. Сохраняются возможности выделения ООПТ более низкого уровня, но они нередко охраняются формально и слабо ограничены от воздействия негативных антропогенных факторов, которые в ряде случаев могут привести к разрушению экосистем. Создание в степной зоне ООПТ часто встречает ожесточенное сопротивление природопользователей, поэтому процесс их выделения может продолжаться длительный период, а возможности к осуществлению рекреационной деятельности продолжать оставаться невысокими.

В тоже время при полном выключении степей из хозяйственного оборота, что происходит в заповедниках и национальных парках, возможно развитие процесса сильватизации, результатом которого является замещение степной растительности малорослыми лесами и зарослями кустарников [3]. Наиболее интенсивно этот процесс проходит в лесостепной зоне и северной степи. Сохранение степей требует введения элементов антропогенного вмешательства (например, регулируемый выпас, сенокошение, пал) в существующий режим охраны.

Среди многих небольших фрагментов степей нередки участки, сохраняющие близкий к естественному облик растительного покрова и являющиеся рефугиумом для редких степных обитателей. Обычно они включены в состав сельскохозяйственных земель и используются как сенокосы или временные пастбища. В последнее время, в связи с активным развитием земледелия выросла опасность включения этих участков в хозяйственных оборот как пахотных земель. Естественно, что негативные последствия этого процесса для биоразнообразия степей огромны, но также исчезновение объектов туризма снижает рекреационный потенциал территории. Поэтому, необходимым условием многих проектов развития экологического туризма является повышение информированности и заинтересованности всех возможных сторон. Скорее всего, заинтересованность должна проявляться на уровне сельских поселений, для жителей которых экологический туризм может быть существенным источником заработка.

Перспективным направлением можно считать создание особо используемых природных территорий (ОИПТ). Интересный опыт работы таких объектов был накоплен при реализации работы Муравьевского парка, существующего в Амурской области [6]. Деятельность этого ОИПТ реализована на принципах устойчивого природопользования, она включает в себя туристко-рекреационные услуги, охрану окружающей среды и реализацию отдельных направлений хозяйственной деятельности, направленной на поддержание ландшафтной структуры парка.

В некоторых случаях возможно искусственное улучшение рекреационной ценности ландшафта за счет обогащения характерными для данного региона видами растений и привлечения животных, например редких птиц или млекопитающих. Одной из форм такой деятельности является организация сафари парков, целью которых является формирование природоподобных ландшафтов с включением крупных млекопитающих, с большим интересом посещаемых туристами [9].

Другой значимой составляющей является регламентация рекреационной нагрузки на степные ландшафты, что необходимо для поддержания их туристической привлекательности, экосистемных функций и сохранения популяций обитающих организмов. Отмечено, что геосистемы природных парков часто страдают от превышения экологической емкости ландшафтов в результате неорганизованного туризма [5]. Если же говорить о неохраняемых территориях, то воздействие может быть более сильным и оказывать губительное воздействие на отдельные компоненты посещаемой экосистемы. Общие подходы к оценке рекреационной емкости степных экосистем пока не сформированы и находятся в разработке отдельных инициативных групп исследователей [2]. При формировании таких критериев, кажется рациональным учет исторически сложившейся устойчивости степных экосистем к воздействию копытных. А показатели рекреационной нагрузки должны включать сезонные изменения вегетирующей растительности и характер перемещения посетителей.

Таким образом, сохранение туристической привлекательности территории и поддержание рекреационного потенциала является комплексной задачей. Для ее решения в аспекте устойчивого развития необходимо привлечение различных заинтересованных групп населения. Только в этом случае возможна реализация экологического туризма с сохранением уникальных участков степных сообществ и природного наследия степного региона.

 

Cписок литературы

1. Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М. Методологические подходы к исследованию туристско-рекреационного потенциала территории // Историко-культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17-18 ап. 2017 г. Казань: Изд-во Казанского гос. ин-та культуры, 2017. С. 93-102.

2. Кириллов С.Н., Холоденко А.В., Гречишкин А.О. Регулирование рекреационных нагрузок на степные ландшафты природных парков Волгоградской области // Проблемы региональной экологии. 2019. № 1. С. 65-70.

3. Новикова Л.А. Сохранение луговых степей Приволжской возвышенности в условиях заповедника // Вопросы степеведения. Вып. XV. Заповедное дело: достижения, проблемы и перспективы: науч. докл. и ст. междунар. конф., посвящ. 30-летию организации гос. природного заповедника «Оренбургский» (г. Оренбург, 13-15 мая 2019 г.) / под ред. акад. РАН А.А. Чибилева. Оренбург: ИС УрО РАН, 2019. С. 236–239.

4. Полунина И.В., Михно В.Б. Оценка рекреационного потенциала долинно-речных ландшафтов Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2017. № 3. С. 33-38.

5. Рябинина Н.О. Перспективные направления экологического туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях Волгоградского региона // Здоровая окружающая среда – основа безопасности регионов: материалы первого междунар. экологического форума в Рязани (11-13 мая 2017 года, г. Рязань). Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ, 2017. С. 299-306.

6. Смиренский С.М., Смиренская Е.М. Муравьёвский парк – особо используемая природная территория (ОИПТ) // Научные труды Национального парка «Хвалынский»: Сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Амирит, 2019. С. 159-166.

7. Чибилёв А.А. Степная Евразия: региональный обзор природного разнообразия. М.; Оренбург: Институт степи РАН; РГО, 2017. 324 с.

8. Чибилёва В.П., Чибилёв А.А. Подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала территории Оренбургской области // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 дек. 2017 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 44-48.

9. Lupp G., Höchtl F., & Wende W. «Wilderness» – A designation for central  European landscapes? // Land Use Policy. 2011. Vol. 28(3). P. 594-603.

10. Ryabinina N. Preserving of Landscape Diversity in Steppe Zone of Southeast of Russian Plain // Advances in Engineering Research. Vol. 191. P. 257-263.

11. Stronza A., Hunt C.A., Fitzgerald L.A. Ecotourism for Conservation? // Annual Review of Environment and Resources. Vol. 44(1). P. 229-252.