СОХРАНИМ НАШУ ВЕЛИКУЮ СТЕПЬ
SAVE OUR GREAT STEPPE
М.Е. Бельгибаев
M.Y. Belgibaev
Государственный университет имени Шакарима (Казахстан, 071400, г. Семей, ул. Глинки, 20а)
Shakarim State university (Kazakhstan, 071400, Semey, 20a Glinka Str.)
E-mail: Belgibaev-m@mail.ru
В статье рассматривается роль цивилизации и значение почвенно-экологических условий Казахстана, влияющих на устойчивое развитие Великой степи.
The role of civilization and the importance of soil-ecological conditions of Kazakhstan, affecting the sustainable development of the Great Steppe, are considered in the article.
Вначале дадим определение термина – устойчивое развитие (от англ. sustainabledevelopment) – постоянно поддерживаемое развитие, это развитие при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей, и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности. Определение возникло в результате работы Международной комиссии ООН по окружающий среде и развитию (МКОСР), которую возглавляла премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. Оно появилось в докладе этой комиссии, опубликованном в 1987 году. К определению был дан следующий комментарий: «Концепция устойчивого развития действительно предлагает определенные ограничения в области эксплуатации природных ресурсов, но эти ограничения не являются абсолютными, а относительными и связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. Но технические аспекты и аспекты социальной организации можно взять на контроль и усовершенствовать, что откроет путь в новую эру экономического роста» [1].
Когда речь идет о степных просторах, в первую очередь, естественно,имеется в видупочвенный покров. Почва – главный природный ресурс, практически невозобновимый в пределах исторического периода, величайшее, ничем не заменимое национальное достояние народа, золотой фонд нации. Это достояние предназначено природой всем поколениям – ныне живущим и последующим. Оно должно наследоваться не в ухудшенном состоянии, а в улучшенном виде. Это как по законам природы, так и морали. Уникальность почвы как естественно-исторического тела, особая роль ее в биосферных процессах показана в фундаментальных работах В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, В.А. Ковды, Г.В. Добровольского. В контексте обсуждаемой проблемы о приоритетности природных ресурсов в функционировании биосферы и человеческого общества проанализируем основные глобальные функции почвы и почвенного покрова [2].
В биосфере Земли почва выполняет незаменимые, важнейшие глобальные функции: производительная функция (создает биологическую продукцию), экологическая функция (средообразующая роль). На совместном проявлении этих глобальных функций почвы основано и функционирование жизни в наземных экосистемах Земли и биосферы в целом. Производительная функция почв – создание биологической продукции. Она обусловлена основным свойством, как называет академик Г.В. Добровольский, «великим» свойством почвы – плодородием [3]. О роли и значении почв и их плодородии в современной цивилизации можно судить по следующим данным. За счет почвенного плодородия человечество получает почти 99% продуктов питания. Биомасса суши, создающаяся системой почва – растение – животные, составляет 99,8% всей биомассы Земли, хотя площадь продуктивных почв в несколько раз меньше площади гидросферы-океана. Биопродуктивность почв во много раз (в 750 раз) выше продуктивности океана. Более 92-93% генетически различных видов растений, животных, микроорганизмов обитают и выполняют свои биогеохимические и биофизические функции, именно в почве формируют ее плодородие. По микробному генофонду почва является самым богатым субстратом. Среди природных ресурсов суши плодородием обладает только почва, что характеризует ее как незаменимый ресурс [2].
Экологические функции почв и почвенного покрова. За всю историю землепользования до последнего времени существовало отраслевое отношение к почве, главным образом, как к основному средству сельскохозяйственного производства и соответственно она оценивалась в основном через ее плодородие. Основы учения о плодородии почв возникли еще на заре земледелия. К настоящему времени разработаны фундаментальные теории о плодородии и практические технологии его регулирования в связи с необходимостью обеспечения нарастающей потребности человечества в биологической продукции. Однако роль почвы далеко не ограничивается ее использованием в сельском хозяйстве, почва играет на планете гораздо более обширную и важную роль. В общем плане установлено, что почва является важнейшим структурно-функциональным компонентом биосферы и основным узлом планетарных связей. Почва – это среда обитания растений, животных, микроорганизмов, аккумулятор и источник веществ и энергии для организмов суши и человека, обеспечивающий воспроизводство биомассы, генератор и хранитель биоразнообразия, планетраный узел геосферных связей, соединяющий биологический и геохимический круговорот [2]. Сложность и неоднородность почвенного покрова, обусловленная эволюционными процессами, неоднородность темпов, площадей и направленности антропогенно-техногенных воздействий (АТВ) не позволяют выделить какую-либо одну тенденцию изменения почвы в глобальном масштабе. Множественность изменений по направлениям, скоростям, глубинам, площадям, вызывает необходимость типизации: а) природных геосистем с их почвами, подвергающимся АТВ; б) основных АТВ как факторов почвенных изменений; в) длительности и хронопоследовательности АТВ на геосистемы и их почвы [3].
Есть более критический взгляд на будущее почвенного покрова планеты. Е.А. Дергачева отмечает: «Современные темпы деградации почв в тридцать раз превышают среднеисторические масштабы, а оставшихся для ведения сельского хозяйства земель хватит, по-видимому, на полтора столетия. В результате технологизации сельского хозяйства, подкрепляемой деятельностью ТНК развитых и развивающихся стран, осуществляется широкомасштабная техногенная трансформация (по сути, техносферизация) биосферы» [4].
Автор почти полвека занимается изучением почв и ландшафтов аридной зоны Казахстана. После освоения целинных земель в 1954 году в результате использования несовершенной почвообратывающей техники и не соответствующей системы земледелия на многих полях возникла ветровая эрозия (дефляция почв). В шестидесятые, семидесятые годы 20-го века ветровая эрозия почв в Казахстане охватила площадь более 15 млн га, связанных с пыльными бурями. Дефляция или ветровая эрозия почв приводит к снижению плодородия почв. Содержание гумуса в черноземах и темно-каштановых почвах Северного Казахстана снизилось до 30-40%. Кроме того ветровая эрозия почв усиливает деградацию почв и приводит к опустыниванию территории. В настоящее время опустынивание охватило более 66% территории степной зоны Республики Казахстан. Опустыниванию ландшафтов способствует также глобальное потепление климата [5].
В Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (1994 г.) этот процесс определяется как «деградация земель в аридных, полуаридных и сухих районах с недостаточным количеством осадков из-за различных факторов, включая климатические колебания и деятельность человека». Деградация земель, в свою очередь, определяется как «сокращение или потеря биологической или экономической продуктивности засушливых земель». Поэтому опустынивание относится к числу острейших проблем окружающей среды в настоящее время и является главным препятствием для удовлетворения основных потребностей людей, проживающих на засушливых землях.
Автор изучал скорость почвообразовательного процесса и предельно допустимый уровень эрозии и дефляции почв. Исследования показали, что можно «отдать на съедение» экзогенным процессам (дефляции и водной эрозии почв) всего 0,1-0,2 мм в год. Эти показатели близки к скорости почвообразовательного процесса, хотя в настоящий период АТВ она значительно ниже – до 0,1 мм и ниже [6, 7]. Однако в некоторые годы во время пыльных бурь на легких почвах выдувалось несколько сантиметров верхнего гумусового горизонта почв, что выше предельно допустимого уровня в десятки раз и более (рис. 1).
Рисунок 1 – Профиль нивелировки ключевого участка на развеваемом поле совхоза «Аманкарагайский» Кустанайской области: 1 – эоловые отложения; 2 – гумусовый горизонт А; 3 – гумусовый горизонт В; 4 – горизонт ВС; 5 – горизонт С; 6 – почвенные разрезы; 7 – первоначальная поверхность почвы до дефляции (составлен М.Е. Бельгибаевым).
Автором предложена классификация дефлированных почв на основе изучения территории Северного и Центрального Казахстана [8]. Некоторые закономерности проявления эоловых процессов приведены в работе автора [9].
В последние годы во многих странах и учебных заведених переходят на изучение и использование результатов экологического почвоведения. «Экологическое почвоведение» – новое направление в современном почвоведении, изучающее роль почв, как уникальной среды обитания растений, животных, микроорганизмов, особенно в жизнедеятельности человека и функционирования биосферы и отдельных экосистем. Экологические функции почв – это свойства почв, которые влияют на условия жизни растений, животных и микроорганизмов, на жизнедеятельность человека, а также на состав и состояние гидросферы, атмосферы, литосферы и в целом биосферы. К ним относятся плодородие почв, очищение атмосферы, вод, сохранение почвенного покрова, депонирование биофильных элементов и их соединений, банк биоинформации, поддержание биоразнообразия и другие проблемы [2].
Экологизация – процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сфере законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования, экологической культуры и др. Этот процесс отвечает не только за внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа «загрязняющий платит», но прежде всего осознание конечности нашей планеты, суши и океана, экологического пространства, естественной биоты и существования предела антропогенной деформации естественной окружающей среды, за которым наступает экологическая катастрофа и возникает проблема выживания человека как вида (Экологический энциклопедический словарь. М., 1999. 749 с.). В этом же издании дается определение экологической проблемы. «Экологическая проблема – любые явления, связанные с заметным отрицательным воздействием человека на природу, обратными влияниями природы на человека и его экономику с жизненно и хозяйственно значимыми процессами, обусловленные естественными или антропогенными причинами».
Наши степи хранят уникальные свидетельства древней человеческой истории и культуры. Об этом поведал доктор географических наук, директор Института степи Российской академии наук в г. Оренбурге академик Чибилёв А.А. Он является одним из авторов нового научного направления «Степеведение». Чибилёв А.А. отмечает, «что и в России и в Казахстане нет законов, касающихся охраны степи и степных ландшафтов. Степь как природное явление совершенно не защищена в правовом отношении. Поэтому остается единственный путь – создавать степные заповедники. Степь как ландшафт формировался на протяжении многих тысячелетий не только под воздействием природных факторов, но и в значительной степени под влиянием деятельности человека. Мы знаем, что по огромному степному коридору Евразии прошло несколько волн переселения народов как с Востока на Запад, так и наоборот. Здесь возникали и исчезали союзы кочевых народов – степные империи. Степь или поле использовались и в военных целях. Поэтому степь содержит уникальные следы и артефакты истории человечества. В степи находятся десятки тысяч курганов, погребенных поселений, каменных изваяний. Все это давно стало неотъемлимой частью степного ландшафта. Степные памятники очень скупо делятся с нами своими тайнами. Степи сегодня – самый пострадавший ландшафт от хозяйственной деятельности на нашей планете» (Аргументы и факты. 2003. № 9).
К теме названия нашей статьи очень важное значение имеет проект Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания «Рухани жаңғыру» (Казахстанская правда. 13 апреля 2017 г.). Уместно привести здесь некоторые положения «Рухани жаңғыру» («Духовное обновление»). Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер» («Родина»)?
Первое: необходимо огранизовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер». Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании. Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы. Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные ВУЗы, художественные фонды местных музеев и галерей и т.д. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране, к Казахстану.
В четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно».
Центром, созданным при поддержке государственных органов, международного секретариата G-Global, Программы развития ООН в Казахстане осуществляется 25 проектов, связанных с реализацией Концепции по переходу к «зеленой» экономике и экологической культуре [9].
В заключение приведем данные США – «Доклад Международной программы тысячелетия» (ОЭ). «Обобщающий доклад об опустынивании опирается на концептуальную основу оценки экосистем (ОЭ), которая предполагает, что люди являются неотъемлемой частью экосистем и что между ними и другими компонентами экосистем существует взаимная связь. Изменения в состоянии человека вызывают прямые и косвенные изменения в экосистемах и тем самым – изменения в благосостоянии человека. В то же время на состояние человека влияют социальные, экономические и культурные факторы, не связанные с экосистемами. Несмотря на то, что в ОЭ подчеркиваются связи человека, в ней признается, что в деятельности людей принимается во внимание и присущая видам и экосистемам внутренняя ценность, безотносительно от степени их полезности для кого бы то ни было еще.
Цель ОЭ заключалась в том, чтобы оценить влияние экосистемных изменений на благосостояние человека и создать научную основу для принятия мер, необходимых для усиления природоохранной деятельности и устойчивого использования экосистем, а также их вклад в благосостояние человека» [10].
Как видно из приведенных данных в США широко используют термин «экосистема». Территорию, в сильной степени подверженной опустыниванию, трудно назвать «экосистемой» при отсутствии растений и живых организмов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: