СООБЩЕСТВА ИНДИКАТОРЫ ПАСТБИЩНОЙ ДИГРЕССИИ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ЮЖНОГО УРАЛА

 

Последствия освоения целинных и залежных земель с соответствующим сокращением площади естественных кормовых угодий и одновременным увеличением поголовья скота сказались прежде всего на степных биомах, о чем свидетельствуют многочисленные публикации за последние два десятилетия. Эти негативные явления отразились на повсеместном развитии процессов пастбищной дигрессии, в изменении флористического и фаунистического состава, изменении условий самого экотопа. Среди последних деградация, загрязнение, потеря ею гумуса; изменение гидрологического режима, физико-химических свойств почвы, в частности, увеличение почвенного засоления. Одним из факторов, влияющих на сукцессию естественной растительности, является интенсивный выпас скота, способствующий пастбищной дигрессии, и, в конечном итоге, деградации почв, а сами растительные сообщества являются индикатором характера и степени пастбищной дигрессии. Данные сообщества были нами выявлены за период с 1987 по 2002 гг. во время маршрутных исследований галофитной растительности лесостепной и степной зон Южного Урала и на Российско-Казахстанской границе в пределах Оренбургской области. Районы исследования охватили южную (переходную) лесостепную, а также Предуральскую и Зауральскую степную зоны Башкортостана, относящиеся, в соответствии с почвенно-географическим районированием СССР [6], к провинции Высокого Заволжья Русской равнины и к области Зауральского пенеплена. В пределах Оренбургской области – Предуральскую и Зауральскую степь, входящую в Евразиатскую степную область, Казахстанскую провинцию, Заволжско-Уральскую подпровинцию, полосу типчаково-ковыльных степей [2]. Маршруты исследований проходили также по северной части Западно-Казахстанской, Актюбинской и западной части Кустанайской областей Казахстана, относящихся к зоне ковыльно-разнотравной степи и к зоне сухих степей со сложными сочетаниями солонцеватых растительных группировок.
Этот район характеризуется усилением континентальности климата в южном и восточном направлениях с соответствующим уменьшением среднегодового количества осадков: от 450-350 мм до 200-300 мм. Почвенный покров представлен черноземами типичными, черноземами южными и темно-каштановыми почвами. Среди зональных часто встречаются засоленные почвы солонцовых комплексов.
Засоленные почвы Уральского региона, наряду с другими, по мнению Е.И. Панковой и А.Ф. Новиковой [5], имеют тенденцию к увеличению своих площадей, и, по-видимому, этому способствуют антропогенные воздействия, направленные на весь природный комплекс и, прежде, всего на растительный, и проявляющиеся в трансформации гликофитной растительности в галофитную. Хозяйственная деятельность человека направлена в сторону усиления опустынивания и обезвоживания [3]. Соглашаясь с мнением названных исследователей, отметим, что достаточно чутким индикатором этих процессов является изменение состава флоры растительности. Это ярко проявляется в условиях степной зоны Башкирского Зауралья, где за последние более чем три десятилетия (наблюдения ведутся автором с 1968 года) увеличилась доля растений, характерных для пустынно-степной зоны. На эту особенность также обратил внимание и А.Х. Мукатанов [3]. В частности, он отмечает появление здесь ромашково-типчаковых сообществ и широкое расселение таких видов, как Artemisia lerchiana (здесь и далее названия растений приводятся по С.К. Черепанову [7]), A. pauciflora, Kochia prostrata, Salsola tamariscina, Atriplex cana, Leymus paboanus, Psathyrostachys juncea [4].
Большая пастбищная нагрузка, вытаптывание на незасоленных почвах ведет к замещению травостоя сообществами с доминированием Polygonum aviculare. На засоленных почвах в поймах рек, побережий соленых озер, на старых заброшенных проселочных дорогах с умеренным выпасом развиваются сообщества с доминированием Polygonum bellardii, Suaeda prostrata, Salicornia europaea. Интенсивный выпас на водоразделах по склонам холмов, на солонцах с эродированной почвой способствует развитию сообществ с доминированием Petrosimonia litwinowii. Эти сообщества индицируют крайнюю степень пастбищной дигрессии и распространены на крайнем юго-востоке Башкирского Зауралья и восточных районах Оренбургской области. В качестве подтверждения последнего приведем описание растительности № 141, выполненное нами в 4 км к юго-востоку от д. Полтавка Гайского района Оренбургской области. Рельеф – слабый склон юго-западной экспозиции. Размер пробной площади 6 м2. Общее проективное покрытие – 45%. Высота травостоя 3-5 см. Petrosimonia litwinowii – 40%, Limonium suffruticosum – 5%, Lepidium ruderale + Atriplex tatarica +. Дата описания 3.07.01
Для данного сообщества характерны низкое проективное покрытие, исключительно бедный видовой состав и процессы синантропизации, т.е. замещение видов естественных сообществ видами, устойчивыми к антропогенному воздействию [1].
Индикатором степени пастбищной дигрессии является уменьшение общего покрытия фитоценоза, доли злаковых растений, и, в особенности, бобовых, выпадающих из травостоя уже на начальных стадиях выпаса. В степной зоне выпас ведет к усилению засоления и вытеснению из сообщества гликофитов галофитами преимущественно видами семейства Chenopodiaceae. Под влиянием выпаса также происходит снижение урожайности пастбищ с 16 ц/га до 3.1 ц/га.
Приводимые ниже сообщества двух ассоциаций, относящиеся к союзу Poa bullosae Artemision pauciflorae all. nov. (на современном уровне изученности степных и пустынных растительных сообществ России и сопредельных стран с точки зрения направления Браун-Бланке затруднительно отнесение этого союза к какому-либо порядку и классу), являются пограничными с сообществами где доминирует Petrosimonia litwinowii. Они индицируют среднюю степень пастбищной дигрессии при интенсивном выпасе, хотя различаются по районам распространения.
Асс. Festico valesiacae ? Artemisietum austriacae ass. nov.
Диагностическими видами (Д.в.) являются Artemisia austriaca, Phlomis tuberosа, Caragana frutex.
Доминируют – Festuca valesiaca, Artemisia austriaca.
Общее проективное покрытие высших растений 70-90%. Высота надземных побегов растений в сообществах 25-35 см. Флористическое богатство 6-11 видов на площадке описания.
Сообщества распространены преимущественно в Оренбургском Предуралье и, в значительно меньшей степени, в Зауралье. Являются фоновыми сообществами Общего Сырта и Белебеевской возвышенности на водоразделах и на террасах в долинах рек с интенсивным выпасом. Почвы черноземы солонцеватые.
Асс. Leymo ramosi Artemisietum austriacae ass. nov.
Д.в. Artemisia austriaca, Leymus ramosus,
? эти же виды являются доминирующими.
Общее проективное покрытие высших растений – 40-60%. Высота надземных побегов растений в сообществах 30-35 см. Флористическое богатство 5-8 видов на площадке описания.
Сообщества сухих степей юго-восточной части Оренбургского Зауралья на границе с Актюбинской областью на солонцеватых каштановых почвах. Характер выпаса – интенсивный.
Известно, что определенную роль в снижении засоленности почвы играет вынос солей растениями непосредственно из корнеобитаемых горизонтов и накопление их в надземных органах. Соли, аккумулированные в надземных органах галофитов, не полностью возвращаются с растительным опадом в почвы и, соответственно, восстановление травостоя способствует рассолению почв, повышению биологической продуктивности степных биомов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Л.Н. Оценка синантропизации степных сообществ как элемент экологического мониторинга // Степи северной Евразии; стратегия сохранения природного разнообразия и степного природопользования в XXI веке. Материалы международного симпозиума / Под ред. член-кор. РАН А.А. Чибилева. ? Оренбург, 2000. ? С. 43.
2. Горчаковский П.Л., Рябинина З.Н. Степи Южной части Оренбургской области (Урало-Илежское междуречье) // Растительные сообщества Урала и их антропогенная деградация. ? Свердловск: УНЦ АН СССР, 1984. ? С. 3-64.
3. Мукатанов А.Х. Введение в изучение биогеоценозов Южного Урала. – Уфа, 1986. ? 131 с.
4. Мукатанов А.Х. Почвенно-географическое районирование Башкирии // Почвоведение, 1993. № 9. ? С. 47-50.
5. Панкова Е.И., Новикова А.Ф. Засоленные почвы России (диагностика, география, площади) // Почвоведение, 1995. №1. ? С. 73-83.
6. Физико-географическое районирование СССР. ? М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1968. ? 576 с.
7. Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств. ? СПб., 1995. – 992 с.
8. Шамсутдинов З.Ш., Савченко И.В., Шамсутдинов Н.З. Галофиты России, их экологическая оценка и использование (второе издание). – М., 2001. ? 399 с.