СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ (на примере Советского участка недр)
На первый взгляд, кажется, что традиционное степеведение и поиск углеводородного сырья никак не связаны друг с другом, но российская действительность иногда опровергает все предположения. Общеизвестно, что в настоящее время наблюдается ухудшение сырьевой базы нефтегазовой отрасли при неуклонном снижении объемов добычи углеводородов. В связи с этим, в 2008 году Правительством РФ была актуализирована «Программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы», одним из основных направлений которой является освоение новых перспективных территорий.
К числу таких территорий в зоне деятельности «Газпром добыча Оренбург» относится Советский участок недр. Согласно лицензии на право пользования недрами, Советский участок расположен в Акбулакском и Беляевском административных районах Оренбургской области. Общая площадь участка 1006,2 км2, из которых 620 км2принадлежит Акбулакскому району и 386,2 км2 – Беляевскому. Согласно схеме нефтегазогеологического районирования [1] Советский участок недр входит в состав Сакмаро-Илекского района Предуральского краевого прогиба Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, в котором имеются значительные резервы для наращивания запасов нефти и газа и дальнейшего увеличения их добычи. В Сакмаро-Илекском районе сконцентрировано 18,74% неразведанных ресурсов газа и 10,65% конденсата от общего количества неосвоенных ресурсов области. К наиболее перспективным объектам здесь принадлежит бортовая зона Предуральского краевого прогиба, которая и будет охвачена поисковым бурением [1, 2]. Таким образом, геологоразведочные работы на наличие углеводородов в пределах Советского участка являются своевременными и обоснованными. Намечаемая деятельность в целом согласуется с направлением развития нефтегазового комплекса региона.
В соответствии с действующей нормативно-правовой базой РФ [3, 4], ООО «ВолгоуралНИПИгаз» были проведены инженерно-экологические изыскания по оценке фонового состояния окружающей среды. Одной из целей изысканий было определение условий проведения геологоразведочных работ для снижения или ликвидации нежелательных экологических последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения при реализации намечаемой деятельности.
Практический опыт работы показывает, что промыслом уже давно освоены все доступные участки и площади, не имеющие ограничений или конфликтов между видами природопользования. В последние годы поиск углеводородов ведется на площадях, имеющих различные экологические ограничения: в поймах рек, в лесах, в местах, обладающих высоким рекреационным потенциалом, и т.п. Поэтому для адекватной экологической оценки новых площадей и разработки достоверных прогнозов воздействия геологоразведочной деятельности на окружающую среду было установлено сотрудничество между исполнителями изысканий и непосредственными исследователями указанных территорий, учеными Института степи УрО РАН.
Состояние экологической изученности рассматриваемой территории неудовлетворительное. Специальные инженерно-экологические изыскания с опробованием и исследованием окружающей среды в пределах Советского участка недр ранее не проводились. В настоящее время район характеризуется низким уровнем антропогенного воздействия на биоту. Дестабилизирующие факторы – мощные источники шума, вибрации, электромагнитных полей, газопылевых выбросов, токсичных сточных вод или отходов – отсутствуют. Фактором беспокойства для наземных позвоночных является выпас домашнего скота, работа сельскохозяйственной техники, охота. Отсутствие выраженной антропогенной нагрузки способствует свободному биотическому обмену, расселению и миграции видов, а также заходу на рассматриваемую территорию охотничье-промысловых видов из Казахстана.
При проведении изысканий стала очевидна необходимость региональной оценки экологической ситуации, и изыскания были проведены на значительно большей по площади территории, чем лицензионный участок. При площади Советского лицензионного участка 1006,2 км2, площадь изысканий составила 2790 км2.
Одной из выявленных важнейших природных особенностей территории Советского участка является наличие двух территорий с особым режимом природопользования – Буртинской и Орловской степей. Основная территория Буртинской степи расположена восточнее участка, в пределах его границ находится часть территории заповедника и его охранной зоны. Орловская степь практически полностью входит в пределы границ Советского участка.
Второй важнейшей особенностью территории является ее флористическая неоднородность: наиболее ценные во флористическом отношении участки сосредоточены в заповеднике «Оренбургский» – Буртинской степи и особо охраняемой природной территории – Орловской степи [5]. Растительность участков детально изучалась специалистами Института степи УрО РАН. Одним из итогов их работы является инвентаризация флоры Орловской степи, и обоснование флористического разнообразия Буртинской степи (1998-2006).
Третьей особенностью территории является наличие и разнообразие во флоре пищевых, медоносных, красильных, лекарственных и прочих, используемых человеком, растений.
Перечисленные особенности потребовали учета при проведении проектных работ. Была принята к сведению и недостаточная изученность устойчивости степных растительных сообществ к аэротехногенному воздействию[6].
Ландшафтное разнообразие территории, наличие двух заповедных территорий, отличающихся не только флористическим, но и фаунистическим разнообразием, потребовали при проектной деятельности научного обоснования комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию и рациональное использование природных ресурсов. В число особенностей территории, требующей учета при проведении работ, было внесено следующее: обеспечение сохранности степных заповедников Буртинской и Орловской степей, экосистем реки Буртя, памятника природы горы Тасоба и пойм мелких притоков Урта-бурти, поддерживающих биотопическое разнообразие участка.
Особенного отношения потребовал к себе участок «Орловская степь». В настоящее время на ее территории ведутся работы по организации парка-биостанции, одновременно рассматривается возможность включения ее в качестве пятого участка в состав Государственного природного заповедника «Оренбургский». Анализ биологического разнообразия[7-9] позволяет отнести Орловскую степь, так же, как и Буртинскую, к ключевым ландшафтам области, обеспечивающим устойчивое экологическое развитие южной части Оренбургской области и сопредельных территорий Республики Казахстан.
Буртинская степь, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 156 от 12.05.1989 г. и решения исполнительного Комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов № 250-П от 10.08.1988 г., с 1989 года является частью государственного степного заповедника «Оренбургский».
Недропользователь получил право на пользование земельными участками 18.08.2006г. от администрации Беляевского района и 27.11.2006г. от администрации Акбулакского района без указания того, что в пределы отвода попадает часть территории Буртинской степи и ее охранной зоны. Охранная зона заповедника была установлена задолго до выдачи лицензии, в 1992 году, ныне действующим Распоряжением администрации Оренбургской области № 412-р от 5.05.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение об охранной зоне государственного заповедника «Оренбургский»», и, теоретически, администрация района обязана была об этом знать.
Кроме того, при выдаче лицензии в порядке переоформления 28.07.08г., не было указано, что в пределы участка входит и образованная годом ранее особо охраняемая природная территория – «Оренбургская Тарпания» (Орловская степь). Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федерального имущества по Оренбургской области № 944-р и № 945-р от 03.09.2007 г., ОООФ «Возрождение Оренбургских степей» получил в аренду участок «Орловская степь» для организации парка-биостанции. Соответствующий договор аренды был заключен 4.09.2007 г. [5]. Таким образом, Орловская степь приобрела статус особо охраняемых территорий и объектов. Соответствующий пакет документов был отправлен в Росимущество и Правительство РФ для утверждения.
По определению Федерального Закона «Об особо охраняемых территориях» [10], особо охраняемыми территориями являются «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые:
• имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
• изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования;
• и для которых установлен режим особой охраны».
Особо охраняемые природные территории – территории с ограниченным режимом природопользования, в том числе и землепользования, а, значит, недопустимостью проектной деятельности, связанной с нарушением земель, проходом тяжелой техники, шумовым воздействием.
Наличие в пределах Советского участка двух эталонных участков степей, представляющих собой неоспоримую ценность и являющихся объектами природного наследия Оренбургской области, оказалось полной неожиданностью для недропользователя. Увы, классическое степеведение действительно существовало с недропользователем в параллельных мирах, несмотря на то, что результаты исследований Буртинской и Орловской степи неоднократно публиковались, в специализированных научных изданиях, которые либо недоступны, либо малопонятны разведчикам недр и проектировщикам.
Следует заметить, что в настоящее время Орловская степь не имеет охранной зоны, хотя рассматривается в качестве пятого участка заповедника «Оренбургский». Поэтому при проведении инженерно-экологических изысканий, на перспективу была учтена конечная цель создания парка-биостанции – реинтродукция лошади Пржевальского [5]. Исходя из принципов этологии и зоопсихологии, была проведена ориентировочная оценка воздействия проектной деятельности на поголовье лошадей [11], а именно шума и газопылевых выбросов буровых. Расчеты рассеивания вредных веществ и автоматизированный расчет уровня шума показали, что зона радиусом в 1 км от границ Орловской степи – Оренбургской Тарпании, по своей сути является буферной зоной и, в перспективе, в ее границах проектная деятельность не рекомендуется.
Таким образом, современная специфика экологического сопровождения геологоразведочных работ состоит в том, что при несовершенстве нормативно-правовой базы, для адекватной экологической оценки фонового состояния территории необходимо сотрудничество учреждений и организаций, занимающихся отдельными вопросами природоохранной деятельности, проектировщиков и промысловиков. В частности, знание статуса и точных границ особо охраняемых природных объектов позволяет на стадии проектирования объектов различного назначения учесть их наличие и особенности с целью сохранения.
Второй особенностью подобных работ является все возрастающая изначальная сложность и напряженность экологической ситуации, и наличие двух и более локальных ограничений на проектную деятельность. Следствием является необходимость определения устойчивости экосистем к проектной деятельности и ранжирование территории лицензионного участка по категориям: «проектная деятельность недопустима», «допустима с ограничениями», «обычный режим проектной деятельности». В результате анализа современного состояния окружающей природной среды было проведено экологическое районирование территории Советского участка. В соответствии с ним, проектная деятельность недопустима на территории заповедника «Буртинская степь», в её охранной зоне, на территории парка-биостанции «Оренбургская Тарпания», памятника природы «гора Тасоба», в санитарных зонах вокруг поселений. На перспективу ориентировочно выделена охранная зона парка-биостанции. К территориям с ограничениями в проектной деятельности отнесены водоохранные зоны водных объектов. Прочие земли, представленные, в основном, сельскохозяйственными угодьями, отнесены к категории обычного режима проектной деятельности.
И последнее – все чаще складываются ситуации, когда требования, приведенные в проектах экологического сопровождения деятельности по разведке углеводородного сырья, действительно становятся нетрадиционными формами охраны ландшафтно-биологического разнообразия оренбургских степей, поскольку участки с запретом проектной деятельности выводятся из планов на бурение сроком на 10 и более лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пантелеев А.С. Геологическое строение и нефтегазоносность Оренбургской области./ А.А. Пантелеев. – Оренбург: ОНАКО, 1997. – 192 с.
2. Политыкина М.А., Кутеев Ю.М. и др. Перспективы укрепления сырьевой базы Оренбургского нефтегазохимического комплекса / М.А. Политыкина, Ю.М. Кутеев и др. // Защита окружающей среды в нефтегазоносном комплексе. – 2008. – № 9. – С. 10-16.
3. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства. – М.: Министерство Строительства РФ, 1997.
4. СП 11-103-97. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства. – М.: Министерство Строительства РФ, 1997.
5. Левыкин С.В. Пояснительная записка о наличии и местонахождении проектируемой особо охраняемой территории – парка-биостанции «Оренбургская Тарпания» в пределах Советского лицензионного участка / С.В. Левыкин – Оренбург, 2008. – 28 с.
6. Кин Н.О. Растительные сообщества в зоне промышленной разработки газа и аккумуляция ими тяжелых металлов / Н.О. Кин // Экология. – 2008. – №4. – С. 269-275.
7. Калмыкова О.Г., Кин Н.О. Особенности формирования растительных сообществ на территориях бывших военных полигонов (на примере Орловской степи Оренбургской области) / О.Г. Калмыкова, Н.О. Кин // Фальцфейновские чтения: Мат-лы междунар. науч. конф. т. I. – Херсон: Терра, 2005. – С. 232-235.
8. Кин Н.О., Пензева И.О. Орловский полигон как эталонный участок зональных степей / Н.О. Кин, И.О. Пензева // Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Сб. док. Всеросс. конф. молодых ученых и студентов. – Уфа: РИО и Баш ГУ, 2004. – С.17-19.
9. Чибилёв А.А. Перспективы развития природно-заповедного фонда в степной зоне Северной Евразии: новые формы заповедных резерватов. (Институт степи УрО РАН) http://bibliofond.ru/view.aspx?id=117927. Полная публикация: интернет-ресурс «Библиофонд».
10. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (с изменениями и дополнениями на 24.06.2008 г.). www.consultant.ru/popular/okrsred/
11. Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии / А.А. Иванов. – С.-Пб.: Лань, 2007. – 623 с.
И.Н. Брежнева