СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛАНДШАФТОВ СТЕПИ ЮЖНОГО УРАЛА НА ПРИМЕРЕ СТЕПЕЙ ЮГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Обследованная территория включает в себя степную зоны Челябинской области в пределах Зауральского пенеплена Уральской страны. Административно это часть Агаповского, Нагайбакского, Карталинского районов и большая часть Кизильского района. Участок расположен севернее заповедника областного значения Аркаим.
Основной целью нашей работы являлась оценка современного состояния основных естественных типов ландшафтов степной зоны Зауралья в пределах исследованной площади.
Для целей оценки состояния современных ландшафтов было принято решение создать карту с реставрацией естественных ландшафтов данной территории (исключить в выделенных ландшафтах антропогенный фактор влияния), определялись площади, вид и степень антропогенной нагрузки в настоящее время. Деструктивными факторами служили обширная распашка земель, пастбищная дегрессия, эрозия почв, активно прогрессирующая овражная сеть, инфраструктура поселений, горно-промышленные разработки, зарегулирование рек (водохранилища), селитебные зоны и их сопредельные территории, лесные гари.
Результатом работы явилась эколого-ландшафтная карта, наглядно показывающая степень изменения выделенных подтипов естественных ландшафтов под действием различных деструктивных факторов.
В ходе этой работы, руководствуясь классификацией ландшафтов Николаева В.А. [2], было выделено 3 основных класса ландшафтов. В свою очередь, классы подразделили на 8 подтипов, в пределах класса равнинных степных ландшафтов: настоящая степь (1609 км2), каменистая степь (385,8 км2), луговая степь (919,1 км2); в пределах класса равнинных ландшафтов лесостепни: колковый лес (268,4 км2), смешанный лес (1102 км2); и в пределах класса пойменных и русловых интразональных ландшафтов: пойменный луг (279 км2), заболоченный луг (13,59 км2), байрачный лес (1,330 км2). При более детальной классификации было выделено еще 30 родов на основе формирующих их компонентов (геология, геоморфология, почвы и растительность).
Сосновые боры на рассматриваемой территории приурочены к выступам гранитных массивов Восточно-уральского поднятия и произрастают в северо-восточной части на серых лесных почвах, а в юго-восточной на черноземах обыкновенных карбонатизированных и неполноразвитых. В современном состоянии площадь занимаемая хвойным древостоем составляет 89,95 км2 (8% от площади ландшафтов смешанных лесов), причем 12,51 км2 (14%) из них составляют искусственные лесопосадки сосны. К северо-восточной части относиться 80% площади сосновых боров, остальные 20% распределены в центрально-восточной и юго-восточной части листа.
Сосновые леса почти повсюду уступили место устойчиво производным березнякам и осинникам.
Смешенный с преимуществом мягколиственных пород древостой занимает в пределах ландшафта смешанного леса 28% от площади выделенного ландшафта; в пределах ландшафта колковых лесов – 24%, в пределах ландшафта луговой степи в северной и центральной части листа – 2%, в пределах настоящей степи – 0,5%; в пределах каменистой степи преимущественно в западной части – 0,9%.
Степные ландшафты испытывают на себе основную антропогенную нагрузку на данной территории. Ландшафт настоящей степи распахан более чем на 70%, луговой на 65%; каменистая на 42%. Растительность вокруг населенных пунктов находиться в 4 стадии сбоя от выпаса рогатого скота. Распаханность пойменных лугов, а она составляет 41%, на многих реках пашни располагаются до самого уреза воды, что крайне негативно сказывается на качестве водных источников. Основной процент распаханной поймы приходится на главные реки – Зингейку и Гумбейку.
В настоящее время большое количество распаханных ранее площадей заброшены и образовали залежи на различных стадиях сукцессии с большим количеством сорных видов [1].
Техногенные формы рельефа занимают на описываемой территории незначительные площади. В основном – это горно-рудные предприятия. Наиболее крупными из них являются карьеры по добыче флюсовых доломитов, находящиеся вблизи п.Агаповка. Суммарная площадь выемок, отвалов составляет здесь 15,54 км2. Слабо-нарушенный техногенный рельеф, связанный с разведкой пьезооптического кварца, к востоку от д.Черкасы. На остальной территории существуют мелкие выработки, из которых местное население берет материалы для строительства: стройкамень, известняк, глину, песок и т.д. В сумме площадь техногенно-нарушенных земель составляет менее 0,5% от общей площади.
Анализ, составленной эколого-ландшафтной карты, свидетельствует о том, что соотношение условно-естественных ландшафтов и агроландшафтов современных, показывает, что все типы ландшафтов используются в сельскохозяйственных целях. Больше чем на 60% распаханы настоящая, луговая степь, площадь колкового леса и заболоченного луга; на 40% распаханы участки каменистой степи, пойменного луга и смешанного леса.
Подводя итоги можно сказать, что современные ландшафты изучаемой площади очень изменены деятельностью человека. Наибольшие изменения вызваны почти сплошной распашкой ковыльных степей и части солонцеватых лугов, пастьбой скота, сенокошением и степными пожарами. В результате распространения на обширные территории сильного антропогенного воздействия активно развивается овражная сеть, прогрессирует эрозия почв. Разнотравно-ковыльные и ковыльно-типчаковые степи почти не сохранились, сильно изменены систематическими рубками березовые колки, заметно сократилась площадь сосновых боров, повсеместно замещаясь мягколиственными породами. Под воздействием пастьбы скота, пожаров и рубок возникли фитоценозы обширных остепененных полян Джабык-Карагайского бора на месте сухих сосновых лесов и редколесий. Нарушение гидрологического режима водохранилищами и распашкой пойм приводит к заболачиванию одних участков и иссушением других (в том числе исчезновению ряда мелких рек). Необходим постоянный мониторинг состояния ландшафтов. Разработка природоохранных мероприятий должна проводиться индивидуально для каждого типа естественных ландшафтов, для более эффективного и правильного (не идущего в разрез с природными условиями) восстановления естественной структуры степи.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левит А.И., Миронычева-Токарева Н.П. Степные и лесостепные ландшафты юга Челябинской области и их трансформация / А.И. Левит, Н.П. Миронычева-Токарева. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2005. – 196 с.
2. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Семинарские и практические занятия / В.А. Николаев. – М., 2000. – 94 с.