СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ И ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ГЕОСИСТЕМ КАРАЧАГАНАКСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

 

Данная работа посвящена изучению растительного покрова территории Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, где отмечаются новые нарушенные и естественные растительные сообщества.

This work is devoted to study of vegetative cover of the territory of Karachaganak oil and gas condensate field, where it is marked new destroyed and natural vegetation groups.

Рассматриваемый регион относится к Евразиатской степной области, Зауральско-Тургайской (Западно-Казахстанской) подпровинции и подзоне типчаково-ковыльных степей [1]. Особенности флоры КНГКМ проанализированы на примере трансформированных рудеральных сообществ. Как показали исследования, техногенная флора включает 155 видов высших сосудистых растений и состоит из двух флорогенетических элементов. Первый включает виды, попадающие на техногенные участки из природного естественного окружения – апофиты. Второй флорогенетический элемент составляют адвентивные, сорные растения – антропофиты. Преобладающей группой являются апофиты, составляющие 63% от общего числа видов, антропофиты же составляют 37%.
На территории Карачаганакского месторождения (КНГКМ) пробурено более 1000 скважин из них 240 добывающих, 60 – нагнетательных, остальные законсервированы.
С добывающих скважин газ и конденсат сепарируется и подается на ГП-3 и ГП-2, а затем из ГП-3 подается в экспортный трубопровод Аксай-Оренбург (130 км). Часть газоконденсата выбрасывается в виде факелов (на ГП-2 – 4 факела, на ГП-3 – 8 факелов). От ГП-2 проложены трубопроводы с газом на КПК (Карачаганакский перерабатывающий комплекс). Планируется, что очищенный газ будет подаваться в Каспийский трубопроводный Консорциум (КТК) в Атырау с последующей подачей углеводородного сырья в Новороссийск.
В центре месторождения проходят трубопроводы ранней нефти очень высокого качества. Внутрипромысловые трубопроводы предназначены для соединения всех скважин между ГП-2, ГП-3, КПК и КГК.
В западной части месторождения находится сателлитная станция, которая направляет газовый поток в технологическую линию. Кроме того, здесь проходят трубопроводы обратной закачки газа и располагаются трубопроводы системы сбора. Недалеко расположена компрессорная станция из 4 компрессоров - газов выветривания, которая позволяет направлять газы дегазации в технологический процесс вместо их сжигания. Газопровод по левобережью р. Урал стал прокладываться осенью 2005 г. Теперь газ будет проведен в Срымский и Каратобинский, Акжаиский районы.
В центре КНГКМ находится комплекс по утилизации отходов.
В восточной части расположена «Лира» – 6 подземных резервуаров для хранения газоконденсата, созданные посредством ядерных взрывов на глубине 931 м. Здесь хранится 84 тысячи тон газоконденсата.
Между каждыми тремя и пятью скважинами находятся амбары для сжигания газов и снижения давления в трубопроводах.
Кроме выше названных объектов на территории месторождения есть Карачаганакский городок строителей. Работает цементный завод и местная ГРС. Вокруг этих промышленных объектов расположены валы, которые поросли однолетней сорной растительностью.
На всех перечисленных объектах верхний плодородный слой почвы (ПСП) снят на 1–1,5 м. и складирован в бурты. В связи с этим произошло уничтожение степного растительного покрова и создание совершенно нового сорно-рудерального комплекса, на месте естественной растительности, поэтому происходит постепенное изменение состава и структуры растительности под давлением техногенных и антропогенных факторов. В результате здесь создались новые природно-техногенные геосистемы, в которых произошли следующие изменения:
1. Смена видового состава, с многолетних стержнекорневых видов на однолетнюю сорную флору.
2. Ценотические изменения, т.е. замена коренных растительных сообществ антропогенными и космополитными видами. А также произошло замещение аборигенных видов пришлыми американскими видами.
Вероятно, на изменение растительного покрова сыграли следующие факторы: выбросы, транспорт и деструкция почвенного покрова.
Месторождение находится на отрогах Подуральского плато, высота которого 120–130 м., поэтому здесь много западин, падин, оврагов, балок и других форм эрозионных процессов. Главной рекой является р.Березовка с ее притоками. Правый берег р.Березовка разрушен (2–3 км) до основного базиса для прокладки экспортного трубопровода на г.Оренбург. Река Березовка – типично степная река, поэтому древесно-кустарниковая растительность поселяется в излучинах меандрирующей реки. Деревья характерны около прудов и в глубоких местах, в основном представлены единичными экземплярами – тополем белым, ивой белой, из кустарников – крушина слабительная и жимолость татарская. В пойме Березовки доминируют луговые виды: вейник, костер полевица. Много сорных видов: марь белая, бодяк, осот и др.
На территории КНГКМ овраги и балки, как правило, начинаются с отрогов Подуральского плато. Это балки Теренсай, Калминовка, Кончубай. Глубина их разная, от 2–3 м до 7–8 м. Склоны балок заняты кустарниковыми зарослями из бобовника, караганы и таволги, по днищу Теренсая растет земляника зеленая. Балки Кончубай и Калминовка в верхней части подпружены, поэтому и растительность здесь состоит из кустарниковых ив, тростника, рогоза, осок и сорного разнотравья.
Дороги на месторождении обильны. Они проложены к каждой действующей и законсервированной скважине и делятся на строящиеся, проектируемые и существующие. Есть и железная дорога от Аксая к промыслу. Все дороги заросли сорной растительностью.
КНГКМ находится на бывших пахотных землях Бурлинского и Чингирлауского районов, где были полевые станы, заложенные в 50-ые годы прошлого столетия. Вокруг бывших полевых станов сохранились пруды, где произрастают тополь черный, осина, ива белая. В травостое встречаются типичные лесные виды, такие как будра, земляника, вейник и др.
Залежная растительность на территории исследования составляет 60% процентов и зависит от возраста залежи, экологических, почвенных и др. причин. Одни виды растений сменяются другими. Так, на молодых залежах (1–3 года) встречаются бодяк полевой, вьюнок полевой, молочай. К ним примешивается однолетники: ярутка полевая, пастушья сумка, дескурайния и др. Латуковые сообщества быстро разрастаются и образуют бурьянистые заросли, в которых чередуются разные сорные виды (ромашка, чертополох, мелколепестник) в виде пятен. Общее проективное покрытие составляет 30–40%, а высота травостоя от 40 до 60 см. Спустя год или два пятнистость становится менее выраженной, и появляется бурьянистая растительность: полынь горькая, донники, крестовники, мари. Общее проективное покрытие достигает 60–80%, высота 60–90 см. В их видовом составе встречается от 11 до 25 видов. На средневозрастных залежах (4–7 лет) вступают в стадию зарастания корневищные виды, например: образуются пятна с вострецом. Кроме них встречаются полынь горькая, тысячелистник благородный и молочай прутьевидный. Общее проективное покрытие составляет 30–50%, высота 40–60 см. Постепенно в бурьянистое разнотравье внедряются другие полыни: полынь австрийская, полынь Лерха или белая, полынь чилижная. После пятилетнего возраста залежей появляются единичные степные дерновинные злаки: типчак, тонконог и ковыли. Затем залежь переходит в старовозрастный период (7–15 лет), где преобладают полынь белая, типчак, ковылок, тырсовники. Демутация залежей на КНГКМ проходит медленнее и завершается после 15–20 лет.
На территории месторождения есть земли коренного улучшения, где высевался житняк гребневидный. В настоящее время такие участки хорошо сохранились и выкашиваются до сих пор на сено (в окр. п. Карачаганак и между ГП-2 и ГП-3). Здесь богатый травостой и в разные фенофазы насчитывается от 16 до 33 видов, с проективным покрытием 80-90%.
На водоразделах между рекой Березовка и балкой Теренсай хорошо сохранились коренные целинные участки. Это природные экосистемы с преобладанием ковылка и тырсы (250 м ширины – 2–3 км длины с обеих сторон р. Березовки). Видовой состав в них очень бедный. Так, в грудницево-ковылковой ассоциации произрастает 15 видов, в типчаково-ковылковой – 14, а в тырсово-типчаковой – 24 вида. В то же время следует отметить, что ковылок на протяжении последних трех лет не плодоносит. За пределами месторождения (в 7 км) в природной, естественной экосистеме в тех же сообществах отмечено от 27 до 44 видов.
Лесные полосы вокруг КНГКМ разного возраста, есть новые 5-летние, 8-летние, а в основном это 30–35-летние и даже 40–50-летние насаждения.
Чаще всего вдоль шоссейных дорог заложены 6–8 рядные и даже 12–14 рядные лесополосы, крайние ряды занимают смородина золотистая, жимолость татарская, иногда лох серебристый. Древесный ярус состоит из 4–6 рядов вяза мелколистного. В некоторых лесополосах посажены клен американский, ясень зеленый, тополь черный, тополь белый, береза бородавчатая, дуб черешчатый. В старых лесополосах не производят никаких агротехнических работ, поэтому здесь характерны суховершинные и с сухими ветвями деревья, а в междурядьях господствует сорная растительность с прилегающей территории. Так, в лесополосах, где был пожар, травяной покров беднее, чем там, где пожара не было. Для последних характерны дерновинные злаки, ковыли, типчак, житняк. Богато и разнотравье: спаржа аптечная, василек скабиозовидный, тысячелистник обыкновенный и др. Только в лесополосах еще встречаются тюльпан Шренка и адонис весенний, занесенные в Красную книгу РК.
По берегам балок Калминовка и Кончубай и р.Березовка, а также вдоль промысловых трубопроводов посажены новые лесополосы 5 и 8 лет. К сожалению, они очень короткие 200–400 м. Они в удовлетворительном состоянии. Считаем, что берега и поймы р.Березовки не следует распахивать под лесополосы, ибо посаженная в 2000 году полоса погибла. Также хотелось отметить, что посадке деревьев соблюдать лесомелиоративные работы и не сажать их под первые ветви, как это сделано около Секьюрити.
В связи с увеличением и расширением площадей под различные объекты КНГКМ сорные виды захватывают территорию и удерживают ее за собой благодаря высокому репродуктивному потенциалу, подавляя и заглушая степные виды своей жизнедеятельностью и полнотой использования среды. Следует учитывать, что для степных видов характерен медленный рост и плохая адаптация к неблагоприятным условиям среды. Кроме того, происходят ценотические изменения, т.е. замена коренных растительных сообществ антропогенными, космополитными видами, замещение аборигенных видов пришлыми американскими видами. Степные виды в борьбе за существование берут не энергией жизнеспособности и роста, а своей выносливостью к крайне суровым техногенным условиям, т.е. у степных растений вырабатывается стресс-толерантная стратегия растений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Огуреева Г.Н., Сафронова И.Н., Юрковская Т.К. Типы поясности и зональности растительного покрова и прилегающих сопредельных территорий. – М., 1999.

 

Т.Е. Дарбаева, М.М. Фартушина, Н.Е. Рамазанова