СПЕЦИФИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРЕНБУРГСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

FEATURES AND TRANSFORMATION TERRITORIAL STRUCTURE OF ETHNO-CULTURAL SPACE ORENBURG-KAZAKHSTAN ETHNO-CULTURAL TRANS-BORDER REGION

 

Т.ИГерасименко

Tatiana I.Gerasimenko

Оренбургский Государственный Университет
(460018, г. Оренбург ГСП, пр. Победы, 13)
Orenburg State University
(460018, Pobeda av., 13, Orenburg, Russia)
e-mail tanyag26@yandex.ru

В статье показана специфика территориальной структуры этнокультурного пространства Оренбургско-Казахстанского этнокультурного трансграничного региона, сформировавшейся под воздействием разных факторов

The article shows the features of territorial structure Orenburg-Kazakh ethno-cultural trans-border region space in different aspects

 

Оренбургско-Казахстанский этнокультурный трансграничный регион сформировался в результате смешения и особых форм сосуществования разноязычных народов в степном и лесостепном вмещающем ландшафте. Степь и лесостепь ? природная основа формирования этнокультурного территориального комплекса региона, который сложился как поликультурный. На этой территории проживает целый ряд этнокультурных групп, как автохтонных, так и обосновавшихся в результате длительного периода колонизации. Они представляют собой особый конгломерат народов и культур, обладающий региональной идентичностью, и образуют специфическую региональную культуру. В регионе пересекались и взаимодействовали культуры, принадлежавшие к разным языковым семьям и разным культурным мирам. Мы об этом много писали (например, [1, 2] и др.). В данном докладе остановимся на особенностях территориальной структуры региона, сложность которой предопределена воздействием целого ряда факторов. Важнейшие – это историко-географическая специфика процессов хозяйственного освоения территории и межэтнического взаимодействия под влиянием степных ландшафтов. Регион представляет собой маргинальный коммуникативный рубеж – уникальную граничную этноконтактную переходную зону на стыке двух миров со своими особенностями межнациональных отношений, способов и форм их регулирования, единый трансграничный регион, не имеющий четких границ. Точнее всего специфику этой зоны передает термин А. Пенка "кайм" ("kaim"). Для него характерно пространственное и временное сосуществование культур и многочисленные заимствования. Позитивная комплиментарность, характерная для населяющих регион этносов, способствовала формированию единого этнокультурного пространства. Этнические культуры неравноценны по роли в регионе. В каждом участке этнокультурного пространства можно обнаружить сочетание разных по происхождению элементов – от архаичных до урбанистических конгломеративных. Как во многих поликультурных регионах, выделяются доминирующая этническая культура, прочие коренные (нацменьшинств), урбанистическая конгломеративная, реликтовые, угасшие культуры. Доминирующей культурой на большей части территории региона является русская, имеющая региональную специфику и заимствования. В ряде районов доминируют культуры нацменьшинств и даже локальные. Некоторые культуры можно отнести к категории угасших, поскольку они почти полностью трансформированы и ассимилированы. Сохраняется ряд культур, развивавшихся изолированно, которые можно считать реликтовыми. В последние годы появились новые для территории этнокультурные группы, селящиеся компактно и привнёсшие новые элементы культуры, способные изменить сложившуюся структуру – например, армяне, азербайджанцы и др.

Этнокультурное пространство – часть многослойного геопространства (экономическое, экологическое, геокультурное, пространство). Территориальная структура (ТС) отдельных слоев не всегда совпадает, но все-таки в большинстве случаев коррелирует с инфраструктурным пространством. Важнейшими факторами социально-экономического развития ТС России и её регионов по-прежнему остаются удаленность от центра, транспортная освоенность и природная основа – природно-климатические условия и месторождения углеводородного сырья.

С точки зрения территориальной организации этнокультурного пространства регион можно характеризовать как сложно устроенную систему, с неоднородной, поляризованной и деформированной территориальной структурой, обусловленной историко-географическими условиями формирования территории и зоны влияния ядра ? Оренбурга, которая пульсировала, то расширяясь на юг, юго-восток, в отдельные периоды запад и север, то сокращаясь. Это пространственно-временной континиум, пульсирующий топохрон (выражение М.П. Крылова) со своими сложившимися способами адаптации в ландшафте и со своими сформировавшимися формами межэтнического взаимодействия.

Элементы узловой структуры сформировались в регионе под воздействием административного фактора, они сохраняются и даже усиливаются в настоящее время. На территории России к узловым могут быть отнесены лишь немногие регионы, тяготеющие к транспортным узлам, их число не растет, происходит дальнейшая концентрация разного рода ресурсов в отдельных (главным образом столичных) центрах, что вполне отражает усиливающуюся в обществе вертикаль власти.

Территориальная структура современного этнокультурного пространства Оренбургско-Казахстанского региона складывалась как чрезвычайно неоднородная и сложная ячеисто-мозаичная, с элементами узловой и линейно-узловой структуры. Регион однороден по сочетанию неоднородных элементов и не может быть отнесен ни к узловым, ни к гомогенным. По всей видимости, с точки зрения территориальной структуры можно считать гибридным. В течение длительного периода происходило его "размывание". Территориальную организацию российско-казахстанского трансграничного этнокультурного региона можно характеризовать как уникальную ячеисто-мозаичную открытую этнокультурную территориальную систему. Этнокультурное пространство заполнено структурированными ячейками – локальными (монокультурными и поликультурными) этнокультурными территориальными комплексами (ЛЭТК), входящими в состав РЭТК (регионального этнокультурного территориального комплекса).

ЛЭТК по составу этнокультурных элементов можно сгруппировать следующим образом.

  1. Монокультурные ЛЭТК:
  • монокультурные ЛЭТК с преобладанием православной культуры (с подразделением на ЛЭТК с преобладанием славянского, финно-угорского, татарского или чувашского населения, особый этнокультурный регион представляют собой территории, заселенные потомками казаков);
  • монокультурные ЛЭТК с преобладанием мусульманского населения (с подразделением на ЛЭТК с преобладанием татарского, башкирского или казахского населения);
  • локальные этнокультурные ареалы, представляющие собой этно-экологические районы компактного изолированно проживания небольших этнографических групп – немцев-меннонитов, старообрядцев, баптистов, мормонов в инокультурном окружении.
  1. Поликультурные ЛЭТК:
  • православно-мусульманские ЛЭТК с разным соотношением православного и мусульманского населения;
  • ЛЭТК с доминирующей ролью православного населения и наличием других изолированных этнокультурных групп;
  • ЛЭТК с доминирующей ролью исламского населения и наличием отдельных анклавов христианского и другого населения;
  • урбанизированные поликультурные территории.

Некоторые построения с целью выделения узловых районов можно сделать по аналогии с теорией В. Кристаллера. Ядро (центр) района 1 порядка в Оренбургско-Казахстанском ЭКТГР – г. Оренбург, являющийся реальным центром для этнокультурных районов Центрального, ряда районов Западного и Восточного Оренбуржья, севера Казахстана и юга Башкирии. Эти связи определяются не только как историко-культурные, но и как современные по направлениям временных (в том числе кратковременных) миграций. В Оренбурге находятся реально работающие национальные и религиозные центры, издательства, центры подготовки специалистов по национальным языкам и т.д. Сюда едет молодежь разных национальностей на учебу. Западные районы Оренбуржья тяготеют к Самаре, ряд восточных территорий – к Челябинску. Ядра 2-го порядка – Орск; Актюбинск, Уральск, Костанай, 3-го – города и поселки – районные центры (Абдулино, Шарлык, Плешаново и др.). Часть центральных функций выполняют населенные пункты, не являющиеся административными центрами – например, Кичкасс Переволоцкого района (там расположен центр немецкой культуры, находится дом молитвы) и др.

В настоящее время в регионе, как и во всей России, сохраняются и увеличиваются различия в зависимости от географического – в частности, транспортно-географического положения. Сохраняются очень сложно устроенные узловые районы, основу которых составляют этнокультурные территориальные системы. Они наиболее сложно устроены, сохраняют и даже расширяют сферы влияния центров разного иерархического уровня, обладающие неким единством и взаимодействующие с ядром-центром. На территории России к такому типу могут быть отнесены лишь немногие регионы, тяготеющие к транспортным узлам, их число не растет, происходит дальнейшая концентрация разного рода ресурсов в отдельных (главным образом столичных) центрах, что вполне отражает усиливающуюся в обществе вертикаль власти. С казахстанской стороны процессы аналогичны.

После распада СССР ещё одним важным фактором, играющим важную роль в ТС, стала изменившаяся этническая структура региона в результате массовой эмиграции представителей отдельных этносов (немцы, евреи) и иммиграции прежде всего русскоязычных граждан с территории бывших союзных республик, а также представителей других этносов (казахи, армяне, узбеки и др.). Сформировались диаспоры и этнии, в ряде мест они селятся компактно и образуют неформальные этнические районы. В крупных урбанизированных центрах, в некоторых районах сельской местности реальностью стала сегментизация экономики по этническому признаку. К примеру, прибывшие армяне заняты или владеют предприятиями сферы услуг, корейцы заняты в сельском хозяйстве, таджики и узбеки – в строительстве. Как известно, в миграциях принимает участие наиболее активная и деятельная часть населения. Это порождает у местных жителей (особенно на фоне экономического кризиса) уверенность, что у них отнимают рабочие места. Привнесение иной культуры нередко является стрессовой ситуацией для местного населения и меняет культурный ландшафт и привычный ритм жизни. Так, опустевшие немецкие районы Оренбургской области заселяются башкирским населением и выходцами из Средней Азии и Казахстана, по большей части горожан, плохо приспособленных к сельским условиям. Села утратили безупречный вид и строгую планировку.

Важным фактором трансформации территориальной структуры этнокультурного пространства региона явилась межгосударственная делимитация и демаркация. Это привело к дивергенции единого прежде пространства. В последнее время усилились интеграционные процессов в результате восстановления и формирования на новой основе трансграничных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Герасименко Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов: монография. СПб, 2005. 235 с.
  2. Герасименко Т.И., Филимонова И.Ю. Оренбургско-Казахстанское порубежье: историко-этнографический и этногеографический аспекты. Оренбург: ОГУ, 2011. Часть I. 160 с.