СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ВОСТОЧНОГО МАНЫЧА (НА ПРИМЕРЕ КЛЮЧЕВЫХ УЧАСТКОВ)

 

Район исследований расположен в восточной части Кумо-Манычской впадины и занимает область аккумулятивных равнин морского происхождения. По агроклиматическому районированию [1] территория исследований относится к очень засушливой зоне, с жарким летом и умеренно мягкой зимой. Климат умеренно жаркий и очень засушливый. Для него характерны следующие климатические показатели: сумма положительных температур 3700–3950° С. Сумма температур в период со среднесуточной температурой воздуха выше 10°С 3400–3600°; продолжительность безморозного периода 175-185 дней. Гидротермический коэффициент 0,5–0,7; количество осадков за теплый период составляют 200–250 мм. Средняя месячная температура воздуха в июле 24,5°–25,5°, максимальная температура воздуха летом достигает 40° С. Зима умеренно мягкая, средняя январская температура –5°, –6°, средний из абсолютных минимумов температуры воздуха –22, – 24°С,  минимальная температура в январе –35°С. Начало снеготаяния 15–20 февраля, окончание снеготаяния- 28 февраля –5 марта. Средняя продолжительность снеготаяния –13 дней.
Восточный Маныч находится в области полупустыни. Это глубоко врезанная бессточная маловодная река. Летом она значительно пересыхает и разбивается на плесы. В низовьях Восточный Маныч принимает опресняющий его приток Калаус. Состинские озера – это верхняя ступень слепой дельты Маныча, нижняя ее ступень - система озер, бугров и солончаков, расположенных в пределах Прикаспийской низменности. Ширина долины Восточного Маныча от 0,5 до 2 км. В долине Восточного Маныча грунтовые воды соленые, залегают на глубине 3–10 м [3].
Засоленность днища ложбины, поверхностных и грунтовых вод, возрастающая к востоку аридность климата способствуют опустыниванию ландшафтов, засолению озер и почв, развитию солончаков.
В зоне полупустыни преобладают светло-каштановые и бурые почвы, в комплексе с солонцами и солончаками. В восточной части ложбины в пойме развиты солончаки и засоленные луга с преимущественно пустынными фитоценозами ксерофильных полусуккулентных полукустарничков и однолетних суккулентных солянок, а для верхних террас характерны пустынно-степные ландшафты микрокмплексного сложения.
Значительное распространение здесь получили полынные травостои: полынь белая и полынь черная, которые сформировались на плоских  понижениях пологих склонов водоразделов с солонцами глубокими, средними и мелкими. Большими массивами расположены солончаково-полынные, солончаковополынно-злаковые ассоциации на лугово-каштановых и луговых солончаковых почвах и луговых солонцах. Пырейные, ситниковые травостои на этих же почвах приурочены к понижениям в районе озер и лиманов. Злаковые, полынные степи на каштановых почвах  характерны для широких выровненных участков водоразделов. Травостой слагается из ксерофитных злаков – овсяницы  валлийской, типчака, ковылей Лессинга и волосовидного, тырса, житняка гребневидного и полыней: белой и австрийской [2].
В пойме Восточного Маныча находится Чограйское водохранилище.
6 июня 2007 года нами было проведена экспедиция в район исследований. Недалеко от плотины Чограйского водохранилища был заложен экологический профиль. Координаты ключевого участка: 45° 31' 140 с.ш,, 44° 40' 037 в.д.
В 100 метрах от уреза воды, на бывшем дне Чограйского водохранилища среди пятен голой земли началось зарастание лебедовой ассоциацией с солянкой. В травостое встречается лебеда бородавчатая, солянка шерстистая, щавель конский, горец птичий. В 200 метрах от уреза воды, на бывшей границе водохранилища, произрастает  рогозовая ассоциация. Она тянется на 50 метров. В травостое кроме рогоза встречается прутняк и лебеда бородавчатая, а костер безостый, мятлик луковичный и тысячелистник обыкновенный – единично. В 250 м от кромки воды на 20 метров простирается ассоциация, состоящая из чертополоха с тысячелистником. С 270 метров располагается вейниковая ассоциация. В травостое встречается вейник, бескильница расставленная, вербейник, полынь и люцерна малая. С 320 м начинается фоновая ассоциация – мятликово-белополынная.
На этом ключевом участке с фоновой зональной растительностью (координаты 45° 31' 120 с.ш., 44° 40' 022 в.д.) мы проводили геоботанические  исследования 26 мая 2006 года и 7 мая 2008 года. В 2007 году растительность была комплексная: мятликово-белополынная и разнотравно-полынная. Общее проективное покрытие мятликово-белополынной ассоциации было 35%, средняя высота 15 см. Мятлик луковичный является доминтом. Содоминты – полынь белая и мортук пшеничный.
Наблюдая динамику растительности на данном ключевом участке, можно сказать, что общее название ассоциации сохранилось, но растительность незначительно изменилась: общее проективное покрытие увеличилось с 35% до 40-50%, средняя высота увеличилась с 15 до 20 см, в травостое вместо мортука пшеничного появился житняк гребневидный, он более ценный злак. Происходит самовосстановление естественных кормовых угодий.
Характерной чертой территории Калмыкии, которая поможет ей восстановить с помощью человека свой природный ресурсный потенциал, является сравнительно небольшой процент распаханности территории.
На другом ключевом участке полевые обследования проводились 27 сентября 2005 года и 7 мая 2008 года. Ключевой участок расположен между левым берегом реки Подманок (Восточный Маныч) и Черноземельским оросительным каналом (Ики-Бурульский район, Республика Калмыкия). Координаты ключевого участка 45°29?740??с.ш. и 44°40?745??в.д. Участок расположен на склоне южной экспозиции 3-4°. Высота 5 м над уровнем моря.
Состояние растительности на момент обследования в 2005 году было следующее:
Точка 1 расположена в 14 м от левого берега реки Подманок. Растительная ассоциация – сарсазановая. При общем проективном покрытии травостоя 35% и средней высоте 10-15см в травостое доминирует сарсазан шишковатый, а лебеда бородавчатая – 1%. Точка 2 расположена в 39 м от уреза воды. Растительная ассоциация – лебедовая, состоящая при общем проективном покрытии 40% и средней высоте 10 см из лебеды бородавчатой. Бескильница расставленная – 2%. Точка 3 расположена в 61 м от уреза воды. Растительная ассоциация солончаково-полынно-солянковая на светло-каштановых солончаковатых почвах. При общем проективном покрытии 30% и средней высоте 25-30 см в травостое преобладает солянка супротиволистная, а полынь солончаковая-содоминант. Точка 4 расположена в 96 м от уреза воды. Растительность комплексная: солончаково-полынная – 90% и 10% супротиволистносолянковая. В солончаковополынной ассоциации при общем проективном покрытии 40-45% и средней высоте 25-30 см полынь солончаковая доминирует. В травостое встречаются cолянка супротиволистная, лебеда бородавчатая и бескильница раставленная по 2-3%. Единично встречается камфоросма.
В мае 2008 года состояние растительности ключевого участка отличалось следующими особенностями. Точка 1. От уреза вода на расстоянии 0–3 м находится сарсазановая ассоциация, состоящая только из сарсазана шишковатого. Точка 2. 3–28 м – среди пятен голой земли встречаются куртины сарсазана. Проективное покрытие 50%, высота 8 см. В травостое доминирует сарсазан шишковатый. Точка 3. 28–41 м лебедовая ассоциация. Общее проективное покрытие травостоя 15%, средняя высота 5 см, Лебеда бородавчатая доминирует. Точка 4. 41–56 м – переходная зона к фоновой. Точка 5. С 56 м – фоновая растительность, комплексная, состоящая из полынной (85%)  и однолетниковой (15%) ассоциаций. В полынной ассоциации общее проективное покрытие 35%, средняя высота 15 см. В травостое доминируют полыни белая и солончаковая, а лебеда бородавчатая – содоминант.
В однолетниковой ассоциации в травостое доминирует мятлик луковичный, а содоминнтами являются мортук восточный и полынь белая. Лебеда бородавчатая, солянка супротиволистная и бескильница расставленная встречаются незначительно.
При сравнении описаний растительности 2005 и 2008 года можно сказать, что смена ассоциаций по профилю не изменилась. Но фоновая растительность началась ближе к урезу воды (с 56 метров), и в ней произошло улучшение видового состава. Появились злаки: мятлик луковичный мортук восточный, бескильница расставленная
Данное состояние пастбищных экосистем в экотонной зоне наблюдается в настоящее время при сравнительно незначительной пастбищной нагрузке. При строгом нормировании нагрузки на пастбища и недопущении возрастания антропогенного воздействия состояние пастбищных экосистем может быть улучшено в короткие сроки.
В перспективе антропогенная нагрузка на природные системы аридных ландшафтов может значительно увеличиться. Сложившаяся ситуация требует пересмотра системы природопользования региона в целом и аридных экосистем в частности. При этом наиболее актуальны вопросы организации мониторинга за состоянием природных экосистем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агроклиматические ресурсы Калмыцкой АССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 187 с.
2. Бакинова Т.И., Лачко О.А., Емельяненко Г.Г. Кормовые угодья Республики Калмыкия. – Элиста, 1996. – 117 с.
3. Доскач А.Г. Природное районирование Прикаспийской полупустыни. – М.: Наука, 1979. – 141 с.

Н.М. Богун