СТЕПИ ПРИСАМАРЬЯ ДНЕПРОВСКОГО: ЛАНДШАФТНО-ЦЕНОТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ПОДХОДЫ К ЕГО СОХРАНЕНИЮ

STEPPE OF PRISAMARYA DNIEPROVSKE: LANDSCAPE AND CENOTIC DIVERSITY AND APPROACHES TO THEIR CONSERVATION

 

В.В. Манюк

V.V. Manyuk 

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара 

(Украина, 49044, г. Днепропетровск, пр. Карла Маркса, 36) 

Oles Honchar Dnipropetrovs’k National University

 (Ukraine, 49044, Dnipropetrovsk, Karl Makrs Pr., 36)

e-mail: dikunua@mail.ru

 

Ландшафтно-ценотическое разнообразие степей Присамарья Днепровского рассмотрено в контексте бассейнового подхода и перспектив проектирования в регионе биосферного заповедника. Выделено и охарактеризовано 6 комплексов ландшафтных урочищ, охватывающих водораздельные, балочные, аренные и галофильные степи.

Landscape-cenotic diversity of steppes Prisamarya Dniprovske considered in the context of the basin approach and perspectives of design in the region Biosphere Reserve. Six complexes of landscape tracts covering watershed, eolian arena and halophilic steppe, were defined and characterized. 

Бассейн р. Самары Днепровской является важнейшим природным регионом для сохранения степных ландшафтов и экосистем Понтийской степной провинции. Самара является наибольшим левобережным притоком р. Днепра в степной зоне с длиной русла 320 км, а с главным притоком Волчьей – 640 км, площадь водосбора составляет 22,6 тыс. км2. Самарский бассейн дренирует северный макросклон Приазовской возвышенности, западный и северо-западный склоны Донецкого кряжа, а на севере – юго-восточную оконечность макросклона Полтавской равнины. С точки зрения привязки к тектоническим структурам бассейн расположен в зоне, где сочленяются Украинский кристаллический щит, Донецкая складчатая структура и Днепровско-Донецкая впадина, образуя своеобразный «угол».

Бассейн Самары охватывает пять геоботанических районов [3], что свидетельствует о высоком фитоценотическом разнообразии региона. Он выполняет роль важнейшего экокоридора, соединяющего Днепровский и Северскодонецкий транснациональные коридоры Панъевропейской экосети. В меридиональном направлении Присамарье является коридором между степями Приазовья и Слобожанщины. В нижнем течении р. Самары сохранился уникальный интразональный природный комплекс «Самарского бора» с наиболее высоким уровнем видового, ценотического и ландшафтного разнообразия на просторах Степного Приднепровья. Наибольшую известность в научных и природоохранных кругах «Самарский бор» получил благодаря феномену пойменно-борового лесного комплекса, представляющего здесь южный природный форпост суббореальных лесов, но не менее важную роль Присамарье играет и для сохранения степного ландшафтного и биоразнообразия. Не смотря на высокую ботанико-географическую изученность Самарского бора и низовьев долины Самары в целом, публикаций, посвященных непосредственно природе присамарских степей, крайне мало, а монографических исследований в этом направлении не проводилось. Сведения о степях разрознены в более общих источниках о природе Присамарья, из которых особый интерес представляют работы А.Л. Бельгарда [2], М.И. Котова [4], В.В. Тарасова [7], Б.А. Барановского [1]. В то же время изучение видового и ценотического богатства степной растительности Присамарья, ее распределения в различных ландшафтах, степень антропогенной трансформации и созологический анализ являются первоочередными заданиями в связи с проектированием на этой территории природоохранной территории высшего ранга – биосферного заповедника «Присамарье Днепровское» [5].

Поиск оптимальных границ будущего биосферного заповедника, обоснование выбора участков для зонирования должен осуществляться в контексте следующих методологических подходов: холизма, концепции экосети, бассейнового принципа, биогеографической и ландшафтной репрезентативности и всеохватности. Также одной из задач является разработка классификации ландшафтно-ценотических комплексов, адаптированной для практических целей охраны природы и природопользования в бассейне р. Самары, с учетом дальнейшего функционирования здесь биосферного заповедника. Ниже приводятся предварительные результаты применения этих подходов в отношении степного ландшафтно-фитоценотического комплекса.

Бассейн р. Самары представляет собой с точки зрения геоморфологической дифференциации сложный комплекс, включающий более 270 балочных систем (с длиной главного водостока более 3 км). Это множество можно объединить по подобию мезоформ рельефа, глубине расчленения и другим критериям в более крупные балочно-речные системы, такие как бассейны Кильчени, Вольнянки, Терновки (правобережье р. Самары); Быка, Скельки, Ковалихи, Татарки (левобережье р. Самары); Соленой, Каменки, Мокрых Ялов, Гайчура, Малой Терсы (бассейн р. Волчьей). На каждом из таких участков представлены в той или иной мере ландшафты, сохранившие степной характер. Их можно объединить в шесть комплексов по геоморфологическому строению, обусловленному историей развития урочищ, морфометрии бассейнов, сочетаниям растительным сообществ и степени антропогенной трансформации.

  1. Комплекс водораздельных урочищ. Ровные плакорные поверхности главных междуречных водоразделов. Этот некогда важнейший зональный тип урочищ полностью превращен в полевые ландшафты, за исключением единственного случая. На водоразделе между р. Самарой и р. Волчьей, в 30 км от места их слияния, сохранился уникальный участок Васильковской степи, которая на протяжении более 80 лет являлась полосой отчуждения испытательного полигона, и где сохранились в хорошем состоянии зональные разнотравно-типчаково-ковыльные степи. Резервирование Васильковской степи под создание объекта природно-заповедного фонда не помешало ее постепенной распашке, за последние 5 лет ее площадь сократилась на 0,5 тыс. га, а за период с середины 1990-х гг. распахано более 2 тыс. га. Уникальный остров зональных северно-причерноморских степей, сравнимый по размерам и сохранности с классическими степными заповедниками Украины, чудом и в неведении дожил до ХХІ ст., но сейчас может быть безвозвратно утрачен. Здесь доминируют злаково-разнотравные сообщества (Stipa lessingiana Trin., Festuca vallesiaca Goud.), и лишь изредка встречаются сообщества степных кустарников Amygdalus nana L.Caragana frutex (L.) K.KochChamaecytisus ruthenicus Klask. Территория до сих пор остается малоизученной. При условии сохранения оставшихся участков может стать кластером заповедного ядра биосферного заповедника.
  2. Комплекс приводораздельно-балочных урочищ. Основной тип урочищ, охватывающий балочную сеть, широко развитую по всему бассейну. На разных участках балки могут очень сильно различаться (от линейно вытянутых и почти неразветвленных до густо разветвленных, от пологих и широких до узких и глубоких, сухие и с постоянными водотоками). Несмотря на такую пестроту, общим для них есть распространение на склонах преимущественно степной растительности, характер которой в ценотическом отношении оказывается достаточно однородным, и больше зависит от характера антропогенной загрузки на каждый конкретный участок. Разнообразие местоположений усложняется разнообразием литотопов (лессовидных суглинки, красно-бурые и бурые глины, неогеновые и палеогеновые пески и супеси). На значительной протяженности бассейнов рр. Мокрые Ялы, Гайчура, Янчура, Верхней и Нижней Терсы, Терновки, так же, как и в верховьях Самары и Волчьей, степные участки в балках очень фрагментированы либо сохранились в виде узких полос, испытывают чрезмерную пастбищную нагрузку, регулярно выжигаются. В то же время некоторые балки сохранились хорошо, и нужно отметить, что многим из них за последнее десятилетие присвоен статус ландшафтных заказников. Наибольший фитосозологический интерес среди балочных степей представляет правобережная байрачно-балочная система над Самарским бором, где участки дубовых лесов сменяются степными склонами. Из последних значительная часть – своеобразные псаммофильные степи на песках сарматского яруса. Здесь сохранились очень редкие в регионе сообщества Stipa tirsa Steven, значительные площади занимают ковыльники с доминированием Stipa lessingiana Trinet Rupr., S. pennata L., S. pulcherrima K.Koch. [6]. Важное место в этих балках также занимают сообщества луговых «красочных» степей. Далее на восток, в среднем течении р. Самары, по балкам таких притоков как Терновка и Малая Терновка, повсеместно доминирует лишь Stipa capillata L.
  3. Комплекс придолинных овражно-балочных урочищ. От приводораздельно-балочных систем существенно отличаются участки коренных берегов – макросклоны, усложненные параллельными балками, оврагами, лощинами либо оползнями. Там, где современные русла непосредственно подступают к макросклону, образуются «стенки», или «пристены». Они могут быть как лесистыми («Крутой пристен»), так и степными (пристен на р. Малая Терса). Некоторым районам Присамарья свойственны реликтовые макросклоны, далеко отодвинутые от современного русла. Фитоценотический спектр пристенов близок к предыдущему комплексу, но с заметно большей долей сообществ смытых склонов (чебречники, полынковые, змеевковые, астрагалово-ковыльные степи). К этому типу урочищ приурочены изолированные популяции очень редких для региона эустепантов (Krascheninnikovia ceratoides (L.) Gueldenst., Serratula erucifolia (L). Boriss.).
  4. Комплекс урочищ песчаных арен. Феномен Самарского бора обязан своим существованием большому массиву эоловых песков, которые занимают центральное положение внутри дуги, описанной р. Самарой в ее нижнем течении. Но степные сообщества самарской арены имеют подчиненное положение, будучи лишь вкраплениями среди бореальных сообществ. Островки арен за пределами Самарского бора встречаются и выше по течению Самары и Волчьей, однако почти везде они засажены искусственными борами. На главной самарской арене представлены сообщества Stipa borysthenica Klok. ex Prokud., типчаково-тонконоговые и житняковые песчаные степи, на разбитых песках недавно выявлены группировки Coryneforus canescens (L.) Beauv. Степное ядро аренных степей формируют преимущественно днепровские и днепровско-донские псаммофильно-ксерофильные эндемики. Аренные степи Присамарья находятся в зоне действующего учебного полигона и активной хозяйственной деятельности военлесхоза. В составе проектированного биосферного заповедника должны быть отнесены к заповедному ядру вместе с боровыми фациями арен.
  5. Комплекс урочищ на плоских поверхностях древних котловин и террас. Наиболее полно представлены южнее Самарского бора, где равнинные древние террасы с реликтовыми озерно-лиманными западинами на низких гипсометрических уровнях перекрыты лессовидными суглинками. Это создает условия для развития галофильных субстратов и сообществ. Степные фитоценозы чередуются с гидроморфными солончаковыми и солонцово-луговыми сообществами. На более дренированных участках могут формироваться типчаковые и типчаково-полынковые (с Artemisia santonica L.) степи, изредка с островками ковыльных сообществ, на остальных участках представлены сазовидные степи с доминированием полыней, галофильных злаков и маревых. Наиболее ценные участки таких степей вошли в заказники «Булаховский лиман», «Соленый лиман», «Петропавловские лиманы» и другие, но в реальности никак не охраняются. Кроме участков, приуроченных к долинам, интерес представляют засоленные степи на пологих склонах балок правобережья р. Волчьей. Одна из таких балок в заказнике «Чаплино-Васильковский» является ценной ключевой ботанической территорией, поскольку здесь, кроме хорошо сохранившегося участка сазовых полынных степей, представлены ковыльные и астрагало-ковыльные сообщества, в том числе с участием Astragalus tanaiticus K. Koch (крайняя западная точка ареала).
  6. Комплекс петрофильных приречных урочищ. В пределах обширного Самарского бассейна Украинский кристаллический щит выходит на дневную поверхность только в среднем течении р. Волчьей, где на нескольких участках есть пороги в русле, скалы по берегам, каменистые балки и щебнистые склоны. Преимущественно это комплекс кислых гранитоидных пород, в редких случаях обнажаются гнейсы. В северо-восточной части бассейна, по правому берегу р. Бык, есть также выходы на поверхность песчаников каменноугольной системы. Петрофильные урочища – это убежища для ряда редких видов и сообществ, приоритетные для формирования кластеров заповедного ядра биосферного заповедника. Необходимость их охраны также связана с тем, что на таких участках нередко устраивают карьеры, коренным образом уничтожающие редкие природные ландшафты и сообщества.

Из 166 видов-степантов, занесенных в Красную книгу растений Днепропетровской области [8], в Присамарье выявлено 107, что подтверждает его ключевую региональную роль в сохранении степного фиторазноообразия. В то же время здесь не выявлено узкоэндемичных видов сосудистых растений. С востока на запад наблюдается постепенное затухание восточных (донских) элементов, граница ареала которых проходит примерно по линии Кочережки-Васильковка. Нужно отметить, что достаточно изученными с точки зрения фитоценоразнообразия являются не более 10 % степных участков Присамарья, и, при нынешних темпах трансформации степных экосистем, есть высокая угроза того, что многие из участков исчезнут, оставшись даже не исследованными. Поэтому при проектировании биосферного заповедника в Присамарье представляется необходимым и возможным включить в его состав все ценные степные участки не только в районе главного ядра (Самарского бора), но и на других, в том числе удаленных от него участках бассейна. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барановский Б.О., Иванько И.А. Флористическое разнообразие ландшафтного заказника «Троицко-Вишневский» // Биоразнообразие и роль животных в экосистемах: материалы ІV Междунар. науч. конф. Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2007. С. 8-9.
  2. Высоцкий Г.М., Бельгард А.Л. Дибривский лес // Сб. работ биол. фак. Днепропетров. ун-та. Днепропетровск, 1938. Т. I, вып. 1. С. 155-172.
  3. Геоботаническое районирование Украинской ССР. Киев: Наук. думка, 1977. 304 с.
  4. Котов М.И. Ботанико-географический очерк низовьев р. Самары // Тр. Гос. ихтиологической опытной станции. Херсон, 1930. Т. VI, вып. 1. С.57-99.
  5. Манюк В.В. и др. Присамарье Днепровское – жемчужина природы международного значения / В.В. Манюк, В.Н. Колесник и др. Днепропетровск, 2010. 37 с.
  6. Пищита И.В. Возрастная структура и плотность малочисленных изолированных популяций ковылей (Stipa L.) в Присамарье Днепропетровском // Вопросы степного лесоведенияи лесной рекультивации земель: межвуз. сборник научн. трудов. / Днепропетров. гос. ун-т. Днепропетровск: ДГУ, 1999. Вып. 3. С.151-158.
  7. Тарасов В.В. Флора Днепропетровской и Запорожской областей. Сосудистые растения. Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2005. 276 с.
  8. Красная книга Днепропетровской области. Растительный мир / Б.О. Барановский, В.В. Тарасов. Днепропетровск: ВКК «Баланс-клуб», 2010. 500 с.