СТЕПНОЕ ВЕРХОВЬЕ ДОНА КАК ЧАСТЬ ИВАНОВСКОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЫ

STEPPE UPPER REACHES OF DON RIVER AS PART OF IVANOVSKAYA WATER SYSTEM

 

В.А.Снытко1, В.А.Широкова1, И.Н.Юркин1, Н.А.Озерова1, В.А.Низовцев2

V.A.Snytko1, V.A.Shirokova1, I.N.Yurkin1, N.A.Ozerova1, V.A.Nizovtsev2

1Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН

2Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

1 Institute for the History of Science and Technology named after S.I.

Vavilov, Russian Academy of Sciences

2 Lomonosov Moscow State University

 

Излагается история строительства Ивановской водной системы в степном верховье Дона в XVIII-XIX вв. Незавершенность строительства объясняется как политико-экономической  ситуацией, так и маловодностью степной территории. Ивановская водная система приобретает актуальность в связи с музейным «освоением» близлежащей территории, которую ведет Государственный военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле».

The history of the construction of Ivanovskaya water systems in the steppe upper reaches of Don river in XVIII-XIX centuries is described. Uncompleted construction is explained by a political-economic situation, as well as by the aridity of the steppe area. Ivanovskaya water system becomes relevant in connection with «museum» development of  the surrounding area run by the State Military-Historical Museum «Kulikovo field». 

Ивановский канал – одна из впечатляющих по своему масштабу попыток создания в России времени Петра I искусственных водных путей. Общая длина его системы превышала 200 км  (при относительно коротком участке собственно канала), что  выдвигает эту водную дорогу в число  протяженных в петровской России. Петровским каналом называлась пролегавшая по верховьям Дона, Шату и Упе частично искусственная водная дорога, недолгое время связывавшая системы великих рек Восточной Европы Дона и Волги.  Строительство этой водной системы – совокупный труд мастеров и рабочих разных стран. В 1701 г. было приступлено к канальным работам в районе Иван-озера. Есть предположения, что проект Ивановского канала принадлежал Петру I.

Общее руководство работами на Иван-озере было поручено московскому коменданту князю Матвею Петровичу Гагарину, с той поры проводившему здесь большую часть времени. Работы включали расширение и углубление естественных водоемов и водотоков, строительство на них шлюзов, создание канала, который должен был заменить участок естественного русла р. Шат. Техническое руководство работами осуществляли голландские мастера. Их выполняли работники из 15 уездов, а также пленные шведы. В первый же год было построено 7 шлюзов. В дальнейшем они продолжались почти все первое десятилетие XVIII в. Параллельно руслу вытекающей из озера реки Шат в ее верховьях проложили канал. Были созданы шлюзы на реках Упа, Шат и Дон, их русла на отдельных участках спрямлены. По каналу в 1709 г. прошло 300 судов.

В дальнейшем работы были свернуты (в том числе вследствие временной утраты Россией территорий в Приазовье), но от идеи отнюдь не отказались:  построенные шлюзы в меру сил сохранялись, и до конца XIX в. ставился вопрос о завершении строительства. Дважды оно даже возобновлялось – несколько новых шлюзов было построено ровно через столетие после начала работ, в первом десятилетии XIX в.. В целом за все время истории канала шлюзов на названных реках было построено не менее 37. Одной из причин незавершеннотс строительства явилась маловодность верховий Дона.

 Строительство Ивановской водной системы - совокупный труд мастеров и рабочих разных стран:  прежде всего русских,  но также голландцев,  англичан, шведов. Ее памятники – весьма ценная (хотя и недостаточно оцененная) составляющая индустриального наследия России.

Время не пощадило канал и его сооружения. В литературе сообщаются путанные сведениями о канальных сооружениях, в то же время весьма ценными представляются сведения о других существовавших в этом районе промышленных объектах.  Упоминается о множестве возникших при барских усадьбах перерабатывающих заводов:  крахмальных, паточных, винокуренных. Отмечено, в качестве примера, что вдоль Дона на участке от с. Орловка до Гаев (10 верст) существовали большие сады и заводы. Два даже называются: Екатерининский крахмальный и Гаевский винокуренный.  Использовавшаяся технология производства крахмала требовала большого количества холодной ключевой воды для его промывки. Это предполагает существование гидротехнических сооружений, остатки которых могли сохраниться.  Упоминаются и существовавшие в этих местах – конкретно в с.  Козлове, близ Епифани, в с. Муровлянке, в д. Голицине близ с. Монастырщина, в д. Починках, в д. Дубках – «сравнительно большие» мельницы. Таким образом, строительство канала способствовало освоению территории.

Ивановская водная система приобретает актуальность в связи с музейным "освоением" близлежащей территории, которую ведет Государственный военно-исторический музей-заповедник «Куликово поле». На участке Дона, являющегося северной границей поля сражения, существовал, по меньшей мере, один шлюз (близ д. Татинки). Еще два шлюза – у с. Сторожевая Дубрава и д. Прилепки – находились в ближайшей окрестности места битвы.  Для исторического музея, имеющего на своей территории ограниченное число крупномасштабных памятников, естественен поиск объектов, которые могли бы представлять дополнительный интерес для посетителей. Это обстоятельство явилось одной из мотиваций, ориентировавших его на создание и развитие историко-бытового музея в Епифани, выполняющей в этом контексте роль своего рода северных ворот Куликова поля.

В рамках той же логики представляется перспективным использование в интересах музея и памятников Ивановской водной системы.  Историко-техническая ценность этих объектов не исчерпывает богатства их содержания.  История канала и его идеология теснейшим образом связаны с военной историей России, с эволюцией имперской идеи и имперской политики, с другими идеологическими мотивами, вполне органичными идейной атмосфере, связанной с памятью о великой битве средневековья. В свою очередь, интерпретация этих артефактов в указанном контексте нисколько не мешает им оставаться ценными памятниками истории техники.

Независимо от изменчивой «потребительской» значимости памятников, важнейшая связанная с ними задача на данном этапе - их выявление,  изучение и организация охраны. Возможно, включение памятников донского участка Ивановской канальной системы в орбиту интересов музея позволит эту проблему отчасти снять.

Если говорить о выявлении памятников (без него нечего и охранять), то перспективы решения этой задачи представляются вполне обнадеживающими. Канальные сооружения полтора века находились под охраной, постепенно разрушаясь прежде всего от естественных причин.  Шлюзы затягивало землей и илом,  что затруднило выборку материала при последующей – в конце XIX - XX вв. – их разборке. Многое, как нам представляется, должно было остаться в земле, и обнаружены эти остатки  могут быть не только археологическими раскопками. Документы свидетельствуют о большом количестве в конструкциях шлюзов металлических деталей - наличие в почве металла легко регистрируется с помощью геофизических методов, в частности, посредством геомагнитной разведки.

Полевые работы на объекте  требуют тщательной предварительной подготовки. Важным и абсолютно необходимым ее элементом является выявление и систематизация сведений о местоположении и состоянии объектов, - в том числе, сведений, содержащихся в научной и научно-популярной литературе. Многие объекты,  в особенности на донском участке Ивановской водной системы,  еще недавно физически существовали.  Весьма вероятно,  что в том или ином виде некоторые из них сушествуют и сегодня. Надежда на это позволяет со сдержанным, но уверенным оптимизмом смотреть на возможность их обнаружения. А следовательно - и на последующую работу в направлении социокультурной актуализации их средствами музейных и туристических технологий.

Проведенные в 2009-2010 гг. полевые работы сотрудниками Института истории естествознания и техники РАН по трассе  системы позволили обнаружить остатки канальных сооружений, охарактеризовать современную экологическую обстановку. Река Дон в верхнем течении может использоваться в рекреационных целях, в том числе и в туристических. Остатки системы могут явиться демонстрационным материалом музея-заповедника «Куликово поле». 

Работа выполнена по проекту 12-05-00316 Российского фонда фундаментальных исследований и проекту 11-03-00340 Российского гуманитарного научного фонда.