СТЕПНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В АРАНЕОФАУНЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
STEPPE ELEMENTS IN THE SPIDER FAUNA OF UDMURT REPUBLIC
А.Н. Созонтов
A.N. Sozontov
Удмуртский государственный университет
(Россия, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1/1)
Udmurt State University
(Russia, 426034, Izhevsk, Universitetskaya St., 1/1)
e-mail: A.N.Sozontov@gmail.com
В статье рассматриваются степные элементы аранеофауны Удмуртской Республики, их общее и региональное распространение, биотопическая приуроченность.
Steppe elements in the spider fauna of Udmurt Republic and their total and local distribution, biotopical preference are considered in the present paper.
Удмуртская Республика (далее УР) расположена на востоке Русской равнины, вблизи границы с Западным Предуральем, между 55,8 и 58,5 параллелями СШ. С современных позиций биогеографии эта территория включает в себя 3 подзоны: южную тайгу, северную (хвойно-широколиственных лесов) и южную (широколиственно-хвойных лесов с участием дуба) подзоны подтайги. Таким образом, вся эта территория относится к таежной и подтаежной зонам. Однако в южной части УР ярко выражены явления естественного и антропогенного остепнения. Первое наблюдается в долинах крупных рек (Кама и Вятка) и на склонах южной экспозиции, где представлены участки лесостепного типа, нередко реликтового характера (Шадрин, 1999). Антропогенное остепнение проявляется в общей ксерофикации сегетальных ландшафтов и в современном расселении по ним на север степных форм растений и животных. Появление на месте лесов открытых ландшафтов создает предпосылки для их заселения лесостепными и степными элементами, в результате их расселения на север. Явление антропогенного и реликтового остепнения ранее было продемонстрировано на примере сосудистых растений и ряда групп насекомых (жесткокрылые, дневные чешуекрылые, прямокрылые) [5-6; 1-2; 12]. Пауки на территории УР в данном аспекте пока не анализировались, что и определяет актуальность данного сообщения.
Материал к статье получен в ходе полевых исследований автора (2009-2014 гг.). Свои сборы предоставили также С.В. Дедюхин и А.В. Ускова, за что автор выражает им благодарность. Сведения о распространении пауков приводятся по ряду обобщающих работ [7-8]. Типизация ареалов дается по К.Б. Городкову [4]. Под степными фаунистическими элементами в пределах лесных ландшафтов мы, вслед за Ю.И. Черновым [11], понимаем виды, расселившиеся за пределы своего основного ареала, но занимающие незональные участки с условиями среды, близкими к степным.
Обнаруженные в УР виды пауков, имеющие связи с остепненными сообществами, можно с некоторой степенью условности разделить на три группы.
Некоторые виды на данном этапе затруднительно однозначно отнести к какой-либо категории, но которые, имеются в республике также биоценотически связаны преимущественно с остепненными сообществами. Сведения по двум из них – Linyphia tenuipalpis Simon, 1884 и Aculepeira ceropegia (Walckenaer, 1802) – были опубликованы ранее [10]. Отдельного упоминания заслуживает находка самки Titanoeca praefica (Simon, 1870), на псаммофитной просеке сосняка (окр. п. Селычка, Якшур-Бодьинский р-н). Данный вид, известный с юга Европейской России, не отмечался ни в одном сопредельном регионе, подавляющее большинство находок на Урале признаны ошибочными, общее распространение также все ещё остается неясным.
На исследуемой территории практически все приведенные в данной работе виды имеют низкую численность и представлены единичными находками. Рассматривая ландшафтное распределение степных элементов в фауне пауков УР можно отметить, что большинство из них найдены в пойме или на склонах Камы и лишь немногие на междуречных склонах (Neoscona adianta) или песчаных массивах (Titanoeca praefica и Uloborus walckenaerius).
Для пауков первой и второй группы биотопические преференции достаточно показательны. Южнобореально-суббореальные виды обитают на разнотравных лугах, близких по условиям к луговым и, в меньшей степени, к злаковым степям. Суббореальные виды пауков, находящиеся в УР на самом северном пределе распространения, заселяют в большей степени ксеротермные и разреженные луговые сообщества на песках, глинах и других типах субстрата с низким содержанием гумуса, более сходные по условиям с песчаными и каменистыми степями. Однако для пауков третьей группы (степных видов), подобных закономерностей обнаружить не удается. По всей видимости, у каждого вида третьей группы имеются индивидуальные особенности биотопического распределения и путей заселения остепненных стаций южной подтайги.
К сожалению, материала, позволяющего достоверно оценить соответствие рубежей распространения степных элементов в фауне пауков Удмуртии границам физико-географического и флористического районирования пока недостаточно. Из приведенных в статье видов 44% (8 из 18) встречается только на крайнем юге УР (в Каракулинском и Алнашском р-нах). Ещё столько же по долине Средней Камы доходят до национального парка «Нечкинский», расположенного на границы между подтаежными подзонами. Следовательно, 88% видов в своем распространении имеют определенную привязку к пойме Камы. Детальное изучение распространения пауков в пределах Удмуртии – задача последующих исследований.
Таким образом, можно обоснованно полагать, что элементы степного происхождения проникают в аранеофауну УР через так называемые фаунистические коридоры, чем и является долина р. Камы, в среднем течении имеющая субмеридиональное направление, и в значительной степени формирующая разнообразие и специфику ландшафтов. Проникнувшие за пределы своего основного ареала популяции пауков и сосредотачиваются в местообитаниях, максимально приближенных к первоначальным, где могут сохраняться на протяжении длительного периода времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: