СТЕПНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭОЛОВЫХ ФАЦИЯХ ПРИБАЙКАЛЬЯ

 

Рассмотрение озера Байкал и его бассейна как участка мирового наследия нацеливает внимание на охрану природных достопримечательностей территории, необходимость щадящего природопользования, в том числе и для редких географических фаций, которыми являются эоловые. Прибайкальские степи и псаммостепи образуют отдельные растительные формации, отличающиеся друг от друга биотопными условиями, флористическим составом, физиономией.
Степи, принадлежащие к классу Cleistogenetea squarrosae (Mirkin et al. Gogoleva et al., 1987), развиваются на черноземах и каштановых почвах. Они богаты питательными элементами. Реакция их нейтральная или слабо щелочная. Сплошной, более или менее высокий травостой сложен многочисленными видами злаков, в основном видами рода ковылей Stipa, а также полынями Artemisia. Часто сопутствуют им кустарничково-злаковые степи.
Псаммостепи в настоящее время принадлежат к классу Oxytropidetea lanatae (Brzeg & Wika, 2001). Они образуют, как правило, низкий травостой, сложенный немногочисленными цветковыми видами. Почвы начальной стадии развития, формирующиеся на перевеваемых и закисленных песках, содержат незначительное количество питательных элементов. Роль ветра, как экологического фактора, весьма важна. Здесь все время происходит борьба растений с ветром за песок. Главными составляющими псаммостепей выступают Oxytropis lanata, Carex sabulosa, Agropyron cristatum, Leymus buriaticus, L. secalinus, Stellaria dichotoma, a также виды родов Androsaceae, Corispermum, Lappula, Papaver. На территории Забайкалья и на побережье оз. Байкал, в пределах псаммостепей в настоящее время выделяются четыре растительных сообщества: Astragalo olchonensis- Chamaerhodetum grandiflorae, Craniospermo-Leymetum secalini, Oxytropido lanatae-Festucetum baicalensis, Stellario dichotomae-Rosetum acicularis, а также несколько сообществ, отличающихся не до конца определенной фитосоциологической позицией: Festuca lenensis – Carex rupestris, Oxytropis lanata – Artemisia pubescens, Oxytropis lanata – Bromopsis pumpelliana, Oxytropis lanata – Kitagawia baicalensis, Phlojodocarpus baicalensis – Festuca ovina.
Псаммостепи узкой полосой распространены вдоль северо-западного побережья о. Ольхон, в немногих точках на западном берегу Байкала, а также намного чаще на восточном побережье озера. Кроме этого они наблюдаются в долинах рек Селенги, Чикоя, Хилка, в Баргузинской котловине.
Вследствие антропогенного прессинга наблюдается постоянное расширение площадей отмеченной растительной формации с открытым песчаным субстратом, что способствует развитию эоловых процессов. Это приводит к образованию описываемых псаммофитных растительных сообществ.
На контакте псаммостепей и собственно степей образуется экотонная зона, в пределах которой имеет место проникновение видов из одной растительной формации в другую: как из псаммостепей в степь, так из собственно степей в псаммостепи. В последнем случае такие виды отличаются, конечно, ослабленной живучестью из-за разных биотопных условий. В исследовательской точке, представленной барханом на террасе р. Аргады в Баргузинской котловине, это следующие виды: Serratula centauroides, Potentilla bifurca, P. acaulis, Scorzonera austriaca, Youngia tennuifolia, Aconitum barbatum, Linum perenne. В урочище Ялге на о. Ольхон в участки псаммостепей проникают Artemisia frigida, A. tanacetifolia, Astragalus inopinatus, Potentilla acaulis, P. tergemina, Stellaria cherleriae, а по соседству с полынными степями - Festuca lenensis, Iris sanguinea, Pulsatilla turczaninovii. В урочище Хяран-гол в бассейне Чикоя, вблизи российско-монгольской границы, в пределах псаммостепей обнаружено наличие степного вида Hedysarum fruticosum. В нескольких точках на территории Чикой-Селенгинского междуречья в участках псаммостепей наблюдаются многочисленные степные и лесостепные виды: Allium chamarense, Artemisia palustris, Asparagus buriaticus, Caragana buriatica, C. pygmaea, Carex melanantha, C. reptabunda, Dracocephalum nutans, Iris humilis, I. sanguinea, Scabiosa comosa, Thalictrum minor. Однако, как правило, это спорадические виды.
Рассматривая современные эоловые фации как ландшафтный феномен, необходимо иметь ввиду, что они могут явиться объектом ландшафтной рекреации, имея эстетическую ценность. Эти фации несут на себе отпечатки степного ландшафта, что является следствием их литогенной основы, истории развития.