СТЕПНЫЕ ФОРМАЦИИ САРАТОВСКОГО ЗАВОЛЖЬЯ

 

В последние годы степи Евразии довольно интенсивно восстанавливаются (в связи с уменьшением распашки) и, таким образом, становятся вполне репрезентативным полигоном для изучения флористического биоразнообразия, разнообразия ассоциаций, динамических процессов, подзональных закономерностей.
Наши исследования проводились в экотонной полосе между европейской и азиатской степью (Саратовское Заволжье, южнее р. Большой Иргиз), где на темно-каштановых почвах предсыртовых равнин развиваются бедноразнотравно-злаковые (сухие) степи. Для них характерно небольшое количество видов в сообществе (20-30), доминирование злаков Stipa lessingiana и Festuca valesiaca и характерные виды степного разнотравья – Salvia tesquicola, Limonium gmelinii, Astragalus onobrychis, Onosma polychroma, Achillea nobilis, Thymus marshallianus, Potentilla argentea, Ornithogallum fisherianum [2].
Нами были выбраны два наиболее репрезентативных участка целинных степей. Первый («Заволжские степи») расположен на стыке Краснопартизанского, Пугачевского, Озинского и Дергачевского районов вблизи долины реки Жестянки и имеет площадь около 4500 га, второй («Тюльпанная степь») – в междуречье рек Б. Чалыкла и Камелик и имеет площадь около 1000 га. Нарушенность первого колеблется в пределах от слабой (2) до сильной (4), на втором же есть практически совершенно не измененные антропогенным воздействием фрагменты, которые могут считаться эталонными для подзоны сухих степей. Недаром на этом участке сохранились такие редкие и исчезающие виды, как Eriosinaphe longifolia, Tulipa gesneriana, Iris pumila и другие.
В плакорных условиях при отсутствии воздействия антропогенных факторов здесь развиваются чаще всего ковылковые (Stipa lessingiana) формации, представленные разнотравно-ковылковыми (Festuca valesiaca+mh), типчаково-ковылковыми (Stipa lessingiana+ Festuca valesiaca), реже тырсово-ковылковыми (Stipa lessingiana+Stipa capillata) ассоциациями. В то же время не меньшую, а то и большую площадь в данной подзоне занимают типчаковые (Festuca valesiaca) формации, представленные в основном ковылково-типчаковыми (Festuca valesiaca+Stipa lessingiana), разнотравно-типчаковыми (Festuca valesiaca+mh), злаково-типчаковыми (Festuca valesiaca +gramineae), реже тырсово-типчаковыми (Festuca valesiaca+Stipa capillata) и пырейно-типчаковыми (Festuca valesiaca+Elytrigia repens) ассоциациями, причем обилие и проективное покрытие типчака и ковылка очень часто настолько близки, что зачастую бывает очень затруднительно отнести сообщество к той или иной ассоциации (состав сопутствующих видов в них практически одинаков). До сих пор нет единого мнения о том, является ли типчаковая формация здесь коренной, или все-таки она производная, являющаяся следствием выпаса, что характерно для типчаковых формаций в подзонах настоящих и луговых степей. Остальные формации, занимающие здесь небольшие площади, являются либо интразональными (как, например, формации Elytrigia repens и Calamagrostis epigeios в балках), либо приурочены к залежам различного возраста (полидоминантно- полынные и бурьянистые) или являются следствием сильной дигрессии (лебедовые, эбелековые и т.п.)
Структура растительного покрова в плакорных условиях сухих степей обычно равномерная, а не мозаичная, как это имеет место в подзоне богато-разнотравно-злаковых (луговых) степей. На речных террасах, для которых характерно засоление почв, структура растительного покрова носит комплексный характер. Комплексы обычно 2-3-х членные. Наиболее часто встречаются на наших участках ромашниково-типчаково-белополынные и ромашниково-типчаково-чернополынные комплексы. Они здесь не носят зональный характер, а являются (по правилу предварения ) как бы анклавом подзоны опустыненных степей, расположенных к югу от описываемой территории.
Одной из характернейших особенностей растительного покрова подзоны бедноразнотравно-злаковых (сухих) степей является наличие микрогруппировок степных кустарников – Caragana frutex и Spirea crenata, причем первые встречаются гораздо чаще. Эти микрогруппировки отличаются достаточно большим разнообразием – от мертвопокровных до разнотравно-злаковых. Они различны также по возрасту, площади, высоте и жизненности. Вопрос об их ранге, происхождении, статусе и типологии очень интересен и довольно слабо изучен [1]. Для его выяснения требуются специальные стационарные исследования.
Сравнивая наши результаты с результатами исследований Л.Е. Родина [3] 70-летней давности, мы не обнаружили каких либо существенных различий, как по части флористического состава, так и по набору ассоциаций. Можно сказать, что в динамическом аспекте за 70-100 лет сухие степи Саратовского Заволжья не изменили своего облика.
Итогом наших исследований послужило составление карто-схемы степной растительности данных участков в масштабе 1: 25 000 (подготовлена к печати), которая наглядно показывает современное распределение растительных ассоциаций по площади и их разнообразие. Данные участки, к сожалению, не вошли во Всероссийский реестр охраняемых территорий, но, безусловно, нуждаются в охранном статусе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малышева Г.С., Малаховский П.Д. Типы степей Среднего Поволжья в контактной зоне Причерноморской и Заволжско-Казахстанской провинций // Аридные экосистемы. – М., 2000, Т.6. № 11-12. – С.48-56.
2. Малышева Г.С., Малаховский П.Д. Кустарниковые степи Саратовского Заволжья // Аридные экосистемы. – М., 1998. Т.4. № 8. – С. 118-127.
3. Родин Л.Е. Типы степей Нижнего Заволжья // Ботан.журн, 1933. Т.18. №4 – С. 299-306.