СТЕПНЫЕ ЛАНДШАФТЫ И СТРАУС (STRUTHIO) В ПАЛЕОЛИТЕ ЗАПАДНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ 

STEPPE LANDSCAPES AND THE OSTRICH (STRUTHIO) IN THE PALEOLITH OF THE WESTERN TRANSBAIKALIA 

Н.П. Калмыков

N.P. Kalmykov 

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН» (Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41) 

Federal State-Financed Scientific Institution «Federal Research Center Southern Scientific Center RAS» (Russia, 344006, Rostov-on-Don, Chekhova ave., 41)

e-mail: kalm@ssc-ras.ru

 

Приводятся данные о находках скорлупы яиц страуса (Struthio) в Селенгинском среднегорье, которые расширяют сложившиеся ранее представления о границах его ареала и времени его обитания. Анализ пространственного и временного распределения скорлупы яиц позволяет предполагать, что степные ландшафты в Западном Забайкалье были распространены с позднего плиоцена, не исключено, что и раньше, в которых страус обитал в позднем плейстоцене и начале голоцена.

Data on finds of a shell of eggs of an ostrich (Struthio) are provided in the Selenga middle mountains which expand the ideas of borders of his area and time of his dwelling which have developed earlier. The analysis of spatial and temporary distribution of a shell of eggs allows to assume that steppe landscapes have been widespread in the Western Transbaikalia from a Late Pliocene, it is possible that earlier in which the ostrich lived in a Late Pleistocene and the beginning of the Holocene. 

Современный рельеф Западного Забайкалья характеризуется чередованием низких и средневысотных хребтов, обладающих сглаженными водоразделами, и межгорных впадин, ориентированных в северо-восточном направлении. С севера эта горная область ограничена хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, с запада и юго-запада – Джидинским хребтом. Южная граница его проходит по границе с Монголией и далее на восток – по северному склону Хэнтэй-Даурского нагорья [9]. На востоке она соприкасается с Витимским плоскогорьем по водоразделу между Селенгинским, Витимским и Шилкинским водосборными бассейнами. Западное Забайкалье подразделяется на Джидинский горный район и Селенгинское среднегорье, в многочисленных впадинах последнего развиты степные ландшафты. Высокие террасы рек сложены слоистыми песками, которые расположены как по краям древних, так и современных речных террас. Долины р. Селенги и ее притоков (Джида, Хилок, Чикой) заполнены отложениями различного генезиса и возраста, в них развиты классические эоловые формы рельефа, представленные дюнами, барханами, грядами, многочисленными котловинами выдувания. В настоящее время как на положительных аккумулятивных, так и на отрицательных формах рельефа видны следы дефляционной переработки верхнеплейстоценовых и голоценовых отложений. Отложения верхнего плейстоцена нередко содержат разнообразные археологические артефакты и окаменелости позвоночных животных, в том числе фрагменты яичной скорлупы страуса (Struthio sp.), представляющие несомненный интерес для палеогеографических реконструкций. Страус – бескилевая нелетающая птица, представитель семейства страусовых (Struthionidae), обитал в геологическом прошлом (плиоцене и плейстоцене) в Передней Азии, на юге Восточной Европы, в Центральной Азии, Индии. В историческое время зона обитания страусов (Struthio camelus) охватывала сухие безлесные пространства Африки и Ближнего Востока, Китая, ныне его ареал ограничен африканским континентом.

Вопрос о времени и условиях обитания страуса в Селенгинском среднегорье (рис. 1), где сосредоточены практически все находки скорлупы его яиц [3, 4], до сих пор остается открытым. Наличие на выдувах песчаных массивов фрагментов яичной скорлупы совместно с каменными орудиями и предметами обихода человека неолитических и более поздних культур не позволяло однозначно дать ответ о времени его обитания. Находки последнего время яичной скорлупы в ряде новых местонахождений (Тологой, Подзвонкая) [7] позволили значительно расширить не только наши знания по данному вопросу, но и наши представления о границах области распространения страуса в Западном Забайкалье.

В покровных отложениях местонахождения Тологой в 15 км выше г. Улан-Удэ по течению р. Селенги, сложенных супесями и суглинками и не содержащих археологические артефакты были обнаружены фрагменты яичной скорлупы страуса (Struthio sp.). Эти отложения слагают верхнюю толщу геологического разреза у горы Тологой, возраст которой поздний плейстоцен. В ней, кроме скорлупы яиц страуса (рис. 2), были найдены остатки бурозубки (Sorex caecutiens), даурской пищухи (Ochotona cf. daurica), длиннохвостого суслика (Citellus undulatus), тушканчика-прыгуна (Allactaga saltator), хомячка (Cricetulus barabensis), лесной полевки (Clethrionomys rufocanus), серых полевок (Microtus fortisM. gregalisM. oeconomys), Equus sp., Coelodonta antiquitatis [5].

Рисунок 1. Основные точки находок яичной скорлупы страуса (Struthio sp.) в Западном Забайкалье [7]: Тологой (1), Тарбагатай (2), Подлопатки (3), Ахур (4), Номохоново (5), Поворот (6), Ара-Дзокуй (7), Мыльникова (8), Улентуй (9), р. Сава (10), Зарубино (11), Михайловская (12), урочище Ивашка (13), Харанхой (14), Ботыйская яма (15), Капчеранга (16), Гужиртуй (17), Дурены (18), Харабусун (19), Подзвонкая (20) 

В другом местонахождении Подзвонкая (долина р. Тамир, приток р. Чикой) в культурном горизонте позднепалеолитической стоянки, помимо фрагментов скорлупы яиц Struthio sp., обнаружены остатки пищухи (Ochotona sp.), сурка (Marmota sibirica), волка (Canis lupus), лисицы (Vulpes sp.), медведя (Ursus sp.), куницы (Martes sp.), барсука (Meles meles), мамонта (Mammuthus cfprimigenius), лошади (Equus sp.), шерстистого носорога (Coelodonta antiquitatis), благородного оленя (Cervus cf. elaphus), косули (Capreolus capreolus), северного оленя (Rangifer cftarandus), первобытного быка (Bos sp.), бизона (Bison sp.), винторогой антилопы (Spirocerus kiakhtensis), дзерена (Gazella gutturosa), горного барана (Ovis cfammon) [6]. Возраст стоянки, по данным C14, находится в диапазоне 38900±3300 – 36800±3600 лет [11].

Рисунок 2. Фрагменты скорлупы яиц страуса (Struthio sp.) из местонахождения Тологой (Западное Забайкалье, поздний плейстоцен) 

Преобладающая часть костных остатков принадлежит Equus sp., Gazella gutturosa, Ovis cfammon, что указывает на достаточно высокую численность их популяций в долине р. Тамир. Экологические особенности млекопитающих из культурного горизонта поселения позволяют предполагать, что растительный покрова был мозаичным, степные ландшафты населяли Struthio sp.M. sibiricaEquus sp., C. antiquitatisS. kiakhtensisG. gutturosa. В то же время присутствие в биоценозах бассейна р. Чикой Ursus sp.Martes sp.Cervus cf. elaphus и Rangifer cftarandus указывает на то, что древний человек жил на границе леса и степи.

Отсутствие костей скелета страуса и наличие скорлупы его яиц, используемой древним человеком в качестве украшений [10, 12], ставили под сомнение обитание страуса в Селенгинском среднегорье, её нахождение объяснялось контактами палеолитического и неолитического человека с населением южных регионов. Это предположение, по всей видимости, ошибочно, так как нужны достоверные данные о подобных контактах в палеолите и неолите, которыми археологи в настоящее время не располагают [3]. Если предположить, что такие контакты имели место, то яичная скорлупа должна быть обнаружена не только в бассейне р. Селенги, но в Тункинской, Баргузинской, Удинской, Джидинской и других впадинах, где стоянки позднепалеолитического и неолитического человека многочисленны [2, 8], однако в них она не найдена.

Присутствие скорлупы яиц страуса в стоянках Селенгинского среднегорья на рубеже позднего плейстоцена и голоцена, вероятно, является не столь результатом контактов древнего человека с населением южных территорий и палеоклиматических и геоморфологических особенностей этой горной страны [3, 7], сколько следствием постоянного его обитания, начиная с позднего плиоцена. На это обстоятельство указывает скорлупа его яиц как из позднего плиоцена (местонахождение Береговая), так из среднего плейстоцена (местонахождение Тологой, верхняя часть средней толщи) Западного Забайкалья [1]. Частота находок и их география свидетельствуют о том, что по мере продвижения к северу плотность популяций Struthio sp. снижалась. Обмен между популяциями Западного Забайкалья и Северного Китая, по всей видимости, происходил по долинам рек и мелкосопочникам Селенгинского среднегорья и Орхоно-Селенгинской депрессии, разделяющей Хангайское и Хэнтэйское сводовые поднятия. По мере своего продвижения на север они проникали в долины рек Селенги, Джиды, Чикоя, Хилка, Уды, Куйтунки и Тамира, ставшие в позднем палеолите и неолите самой северной границей его ареала.

В конце палеолита древний человек уже занял все доступные ниши в Северной Евразии, негативное воздействие которого на окружающую его фауну млекопитающих, как правило, совпало с динамикой естественных процессов, способствующих изменению ландшафтов в Западном Забайкалье. Это выравнивание рельефа, продолжающееся похолодание, аридизация климата, снижение дренажа и т.д., суммарный эффект их влияния на биогеоценозы только возрастал. Исчезновение страусов, как и наиболее крупных консументов первого порядка (M. primigeniusC. antiquitatis), по всей видимости, надо связывать с расселением человека в степных ландшафтах, который способствовал их элиминации из экосистем, вызванной природными процессами.

Анализ пространственного распределения скорлупы яиц страуса (Struthio sp.) позволяет сделать вывод, что страус действительно обитал в Западном Забайкалье от позднего плиоцена до неолита, возможно, что до исторического времени. Его ареал охватывал почти всё Селенгинское среднегорье до хребтов Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, обрамляющих с юга и востока озеро Байкал. Оно вместе с Орхон-Селенгинским среднегорьем Северной Монголии, занимающей переходную область межсводового понижения между нагорьями Хангай и Хэнтэй, представляла коридор для инвазии страусов из Северного Китая или в него, где они продолжали обитать и в I-II вв. нашей эры. В Сирийской пустыне и на севере Аравийского полуострова они дожили до XX в.

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН на 2018 г., № гр. проекта 01201363186 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Верещагин Н.К., Иваньев Л.Н., Кузнецов М.Ф. К истории фауны млекопитающих и стратиграфии кайнозойских отложений Западного Забайкалья // Тр. БКНИИ СО АН СССР. Сер. геол.-геогр. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. Вып.2. С.51-66.
  2. Геология и культура древних поселений Западного Забайкалья // Д.Б.Базаров, М.В.Константинов, А.Б. Иметхенов, Л.Д. Базарова, В.В. Савинова. Новосибирск: Наука, 1982.
  3. Иванов А.Д. Новые находки яичной скорлупы ископаемого страуса в Селенгинской Даурии // Тр. БКНИИ СО АН СССР. Сер. геол.-геогр. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. Вып.2. С.67-74.
  4. Иваньев Л.Н. Остатки ископаемого страуса в Западном Забайкалье // Тр. Иркутск. гос. ун-та. Сер. геол. 1958. Т.XIV. Вып.2. С. 157-165.
  5. Иметхенов А.Б., Калмыков Н.П. Фауна и флора кайнозоя Бурятии (каталог). Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. 181с.
  6. Калмыков Н.П. Природа и древний человек в бассейне оз. Байкал. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. 130 с.
  7. Калмыков Н.П. Страус (Struthio) в позднем палеолите Селенгинского среднегорья (Западное Забайкалье) // Научный вестник ДонГАУ. 2012. №4. С.110-115.
  8. Лбова Л.В., Хамзина Е.А. Древности Бурятии. Карта археологических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 241 с
  9. Нагорья Прибайкалья и Забайкалья / Н.А. Логачев, И.В. Антощенко-Оленев, Д.Б. Базаров, В.И. Галкин и др. М.: Наука, 1974. 358 с.
  10. Сосновский Г.П. О находках древней каменной индустрии и остатков страуса в Селенгинской Даурии // Проблемы истории мат. культуры, 1932. №11-12. С.19-24.
  11. Ташак В.И., Калмыков Н.П. Среда обитания населения юга Бурятии в начале верхнего палеолита // Каменный век Южной Сибири и Монголии: теоретические проблемы и новые открытия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. С.22-28.
  12. Tugarinov A. Ein fossiler Strauss in Transbaikalia // ДАН СССР. 1930. №23. С.611-614.