СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СТЕПНОГО МИРА

 

Многообразен мир степи, уникальна ее природа и история. Степь является ойкуменой целого ряда  обществ и народов, поэтому сохранила как следы жизнедеятельности  древнего человека, так и многочисленные памятники культуры более позднего времени. Своеобразие, направленность материальной и духовной культуры степи сложились под непосредственным влиянием природных, экологических и климатических особенностей. Наиболее ярким выражением такого единства стало возникновение и развитие своеобразной кочевой цивилизации, оставившей потомкам многочисленные памятники и символы духовного выражения и культуры.  
Единство природного и культурного факторов ставят перед исследователями задачи изучения не только природных особенностей, но и культурного наследия степи. В современном мире это становится наиболее актуальным, так как проходящие бурные процессы изменяют не только степь, но и народы, ее населяющие. Поэтому актуальной стала проблема не только защиты и изучения  памятников культурного наследия, но и  их сохранения.
Степи Западного Казахстана – это обширный курганный регион, где цепочки курганов являются примечательной чертой местного ландшафта и зримыми свидетельствами прошедших исторических событий на значительном хронологическом отрезке – от энеолита до позднего средневековья.
Однако для того, чтобы сохранить не просто отдельные памятники истории, культуры и природы, а целостную природную и историко-культурную среду, необходимо не только выделение особо охраняемых территорий, где природа и культура формируют единые и целостные образования, но и разработка комплексной программы реконструкции, охраны и использования природных и историко-культурных объектов в целях организованного туризма и сохранения культурного наследия.
В настоящее время в условиях возрастания темпов хозяйственного освоения природных ресурсов и усиления негативных последствий антропогенных воздействий на окружающую среду особенно важной представляется организация охраны и использования особо ценных историко-культур¬ных и природных объектов Западно-Казахстанской области.
Известно, что Западно-Казахстанская область обладает уникальными историческими и культурными памятниками, исследование которых вновь возобновилось в последние три года. По нашим сведениям на территории области имеются памятники материальной и духовной культуры различных эпох и периодов. Всего более 6 тысяч курганов, поселений, городищ и могильных комплексов. Однако из них только 1300 курганов тщательно исследованы  и учтены методом GPS (глобальная система позиционирования).
- Каменный  век – около 200 памятников, в основном  в виде мастерских по обработке камня и изготовления орудий труда и охоты. Наиболее крупные расположены на горе Ешке- тау ( Ичка) в Таскалинском районе, плато Сынтас у озера Шалкар Теректинского района, в песках Аккумы в Чингирлауском районе. Временной разброс – от 200 тыс. лет до 8 – 10 тыс. лет назад.
- Бронзовый век и эпоха раннего железа – около 4 тысяч курганов в основном сакского и сарматско-савроматского времени, то есть с I тысячелетия до н.э. и до 2–3 веков н.э. Расположены практически по всей территории области, но основные захоронения в северной части бассейна реки Урал. Представлены в виде могильных комплексов и одиночных  курганов. Среди них царские курганы комплекса «Кырык – Оба» в Бурлинском районе.
- Эпоха средневековья – около 2 тысяч захоронений и курганных насыпей от тюркского периода до ХV–ХVI веков. Наиболее распространены кипчакские и огузские ахоронения. Нами обнаружены и городища (городские поселения). Самым крупным памятником того времени является городище «Жайык», расположенное в 12 км от областного центра. Ученые считают его предтечей современного Уральска.
- Новое время – VIII–ХIХ века представлены в основном кулыптасами – могильными надгробиями, численность которых неизвестна, так как исследования проводились эпизодически. С этого времени формируются также памятники архитектуры, сосредоточенные в основном в Уральске и Урде. Свою значительную лепту внес ХХ век. Особое место занимает музыкальная культура и творчество выдающихся композиторов и акынов земли казахской.
Изучение показало, что Западный Казахстан сложился как один из центров активной политической и экономической жизни. К примеру, в древние времена здесь существовали мощные степные империи, имевшие связи практически со всеми развитыми цивилизациями своего времени. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, изготовленные  местными мастерами или привезенные из дальних стран. Эти государства были с развитой социальной структурой и политической системой. Здесь проходили маршруты Великого шелкового пути, в Х–ХV веках существовали города. Это подтверждается последними исследованиями уральских ученых, а также специалистов из крупных научных центров Казахстана и России.
По итогам работ проведены 4 международные конференции, выпушено памятное издание по древней археологии области, ежегодно выпускается научный журнал «Вопросы истории и археологии Западного Казахстана». Все это позволило поставить работу по исследованию культурного наследия на научную основу и получить определенные научные результаты.
Они имеют принципиальное существенное отличие от проводимых ранее исследований. Впервые создана научная организация, призванная  не только проводить изучение, но и систематизировать накопленные сведения, создавать единые методики исследования и объединить усилия ученых Казахстана и России. Это – Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии, начавший свою работу в 2002 году. Главной целью нашей деятельности является обогащение отечественной истории и культуры через изучение памятников культурного наследия, создание необходимой системы их защиты и приобщение к культуре населения. Поэтому в стратегии изучения культурного наследия мы выделяем три основных этапа:
- непосредственное научное изучение памятника;
- пропаганду наследия через научные издания, конференции, СМИ, введение в современные носители и передатчики информации, в сферу туризма, экспонирование в музеях;
- музеефикация наиболее крупных памятников через создание историко-культурных и природно-ландшафтных музеев – заповедников под открытым небом.
В области таких музеев нет. Поэтому, если решение задач первых двух этапов уже органично вошло в общую стратегию деятельности, то работа по созданию музеев под открытым небом только берет свое начало.
Западно-Казахстанская область обладает большим количеством памятников истории и культуры, многие из них включены в список наиболее ценных. Среди них особое место занимают два археологических памятника – городище «Жайык», находящийся  в 12 км от областного центра, и комплекс «Крык – Оба», расположенный в Бурлинском районе, которые включены в  государственную программу изучения культурного наследия. Здесь проведен целый комплекс исследований с участием ученых из Алматы, Москвы, Саратова, Оренбурга. Они позволили определить хронологию памятников и их структуру. Общий вывод специалистов – необходимость изучения на основе долговременной программы на основе создания музея под открытым небом.
Курганный комплекс Кырык-Оба, который, в силу своей уникальности на фоне других памятников археологии, является одним из наиболее примечательных свидетельств древней истории края, несомненно, необходимо сохранить в неприкосновенном виде. Так родился проект открытия на основе комплекса царских курганов Кырык – Оба «Музея - заповедника под открытым небом «Степная пирамида». Основной целью является содействие развитию национальной культуры и истории через исследование, сохранение и использование историко-культурного и археологического наследия евразийской степи, через содействие развитию туристической инфраструктуры региона.
Музей-заповедник «Степная пирамида» будет расположен в центре уникального природного комплекса. Главной ценностью данной территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным взаимодействием природы и многовековой деятельностью человека, нашедшей отражение в характере и красоте исторических памятников.
В рамках проекта по созданию музея-заповедника будет проведено экологическое изучение природных ресурсов, что значительно расширит охрану и использование природного наследия региона и создаст базу для создания культурно-развлекательной инфраструктуры. В результате реализации проекта комплексного развития музея-заповедника, в ее границы войдут все участки, на которых расположены памятники архитектуры, музей получит территорию для развития новых видов деятельности. Будут созданы условия для действенной охраны культурного и природного наследия и контроля его использования, обеспечено проведение реставрационных работ на археологических памятниках музея-заповедника. Проект планируется реализовать на земельном участке, расположенном в Бурлинском районе Западно-Казахстанской области, общей площадью 1200 гектаров.
Представляется, что относительно близкое расположение Кырык-Обы от оживленной автомобильной трассы Уральск-Аксай и наличие целого комплекса уникальных погребальных памятников также сделает кырыкобинские курганы привлекательным для посетителей. А отсутствие стесненных городских условий может сделать Кырык-Оба привлекательным объектом для презентации музейных проектов типа «Половецкого стана» или проведения народных праздников.
Далее встает вопрос о списке собственно археологических объектов в составе историко-культурного заповедника и его границах.
Центром всего музея – заповедника «Степная пирамида» должна стать группа царских курганов «Кырык-Оба I» из трех насыпей. Два самых крупных кургана с «батонами», несомненно, являются не только царскими усыпальницами скифского времени, но и представляют собой единый погребальный комплекс. Расположены они строго по линии запад – восток. «Батоны» примыкают к ним с юга, почти по линии север – юг. Причем в их расположении прослеживается определенная логика: меньший «батон» кургана 1 расположен к западу от оси кургана, а более маленький «батон» кургана 2 находится к востоку от оси кургана, образуя, таким образом,  зеркальную симметрию с курганом 1. Не исключено, что и курган 3 имел такие же «батоны», хотя из-за сильной распашки визуально в настоящее время на поверхности нет никаких следов, которые могли бы указать на их наличие.
Вообще эти «батоны» составляют одну из ярких особенностей Кырык-Обы и не находят близких аналогий среди курганов степей Евразии. Лишь в отдаленной степени с ними можно сопоставить курганы с «усами», большая часть которых относится к эпохе Великого переселения народов и ни в коей мере не мере не могут сравниваться по своим размерам с курганами Кырык-Обы. Хотя совершенно не исключено, что и «батоны» и «усы» несли одинаковую семантическую нагрузку, несмотря на хронологический разрыв между ними в тысячу лет.
Учитывая, что каменная выкладка на Кырык-Обе была исследована в нижней части северной полы, которая обычно оплывает под действием природных факторов меньше всего и, зная угол наклона кладки, а также диаметр насыпи, вполне возможно вычислить максимальную первоначальную высоту кургана 1, которая, несомненно, будет превышать современные 14 метров. Общепризнано, что сооружение курганов в степи и строительство пирамид в Египте имеют в своей основе единый побудительный мотив – сооружение усыпальницы для главы общества и связаны с идеологическими представлениями. В этом плане интересно вспомнить, что и египетские пирамиды в древности были облицованы белоснежным известняком, правда, не сохранившимся до наших дней.
Все это дает возможность как для создания музейной экспозиции на базе произведенных раскопок, так и для производства реконструкций погребального сооружения главного царского кургана. Такая музейная экспозиция необходима для привлечения туристов – она наглядно показывает, что представляет из себя курган как усыпальница, его архитектуру, обряд захоронения и комплекс погребальных вещей сопровождающих умершего.
Важным звеном всего музея должен стать экспозиционный павильон на территории комплекса Кырык-Оба I. Именно здесь, в помещении можно будет на экране монитора совершить виртуальную прогулку вокруг анимированной модели современного состояния курганов Кырык-Обы и тех же курганов в древности, сразу после сооружения, когда они еще сохраняли на поверхности свой каменный панцирь.
Поскольку уже раскопан ряд курганов Кырык-Оба II, то на основе полученных материалов вполне возможно воспроизвести реконструкцию погребальной постройки, тем более что графические варианты реконструкции по кургану 19 уже предложены. И естественно, реконструкция даже одного из таких мавзолеев несомненно только повысить привлекательность для туристов всего археологического музея-заповедника.
Вообще реконструкция какого-либо археологического объекта является неотъемлемой частью музеев-заповедников. Этот принцип соблюден в Танаисе и Аркаиме и даже в Этнографическом музее народов Забайкалья, где на огромной территории воссозданы бурятские улусы, деревни русского старожильческого населения, казачий дворик, есть археологический комплекс из двух объектов. Это так называемые «плиточные могилы», появившиеся в эпоху бронзы во второй половине II тыс. до н.э. и просуществовавшие до середины I тыс. до н.э., и реконструкции двух жилищ хунну рубежа новой эры.
По результатам микромагнитной съемки кургана 1 был сделан вывод, что насыпь памятника сложена из довольно однородного почвенно-грунтового материала и о существовании каких-либо сложных внутренних конструкций из материкового суглинистого материала говорить нет оснований, а в кургане имелось одно основное погребение, которое было разрушено грабителями.
Однако в настоящее время в наиболее глубокой части древней грабительской воронки в насыпи кургана есть довольно свежий грабительский шурф глубиной до 4 метров. При его осмотре летом 2008 года на его стенках была отмечена необычная структура насыпи, когда слои светло-коричневого суглинка перестилались темно-коричневыми тонкими прослойками. Все это очень напоминает сырцовую кладку, аналогичную той, которая была обнаружена в мавзолеях Кырык-Обы II. То есть мы можем предполагать, что и в данном случае, под земляной насыпью кургана может скрываться мавзолей, сложенный из сырцовых кирпичей, а также с использованием дерева, как в курганах Кырык-Обы II. Данное предположение может быть подтверждено или опровергнуто только после проведения комплекса работ по дистанционному, неразрушительному исследованию насыпей всех трех курганов.
При создании археологического музея-заповедника будет неплохо включить в его состав поселенческий памятник на территории между царскими курганами. Разумеется, этот поселенческий памятник не будет синхронен курганам, поскольку в раннем железном веке на данной территории не было оседлого населения. Наиболее вероятно найти поселение бронзового века – как показывает опыт разведок, в степной зоне на 5 км течения реки приходится как минимум одно поселение срубной культуры эпохи поздней бронзы. В экспозиционном плане такие поселения нельзя назвать особенно выигрышными – от эпохи бронзы на поверхности обычно в лучшем случае остаются только западины от жилищ, но данный участок необходим как место отдыха экскурсантов. Здесь также может быть организован экспозиционный павильон и представлены на всеобщее обозрение законсервированные разрезы культурного слоя.
Таким образом, центральным пунктом всего музея должен стать курганный комплекс «Кырык-Оба 1». Заповедная зона с полным запретом хозяйственной деятельности и какого-либо изменения ландшафта. Охранная зона – по 500 метров от курганов и все межкурганное пространство в соответствии с требованиями и особенностями режима использования охранной зоны, т.е. теми функциями, которые выполняет охранная зона в целях сохранения памятника археологии, а именно:
- обеспечение сохранности памятника археологии и ближайшей к нему среды;
- доступность для научных и охранных археологических мероприятий на памятнике по плану государственного органа охраны памятников с возникновением такой необходимости (в том числе, для строительства экспозиционного павильона, для строительства реконструированных объектов, для размещения экспедиционного лагеря и т.д.);
- обеспечение благоприятного и целостного зрительного восприятия археологического памятника (курганных групп) и возможных в дальнейшем реконструкций погребальных камер и сооружений;
- доступность для туристских целей, образовательно-воспитательных задач, консервации и музеефикации;
- восстановление первоначального внешнего вида памятника (рвов, насыпей и т.п.) и растительности, которые являются элементами исторически сложившейся природной среды памятника археологии;
- устройство указателей, дорожек, смотровых площадок, относящихся к памятнику и не нарушающих историко-природный ландшафт.
Необходимость 500-метровой охранной зоны вокруг ядра музея-заповедника обусловлена также особенностями сооружения и функционирования памятников археологии.
Такой тип памятников археологии, как курганные группы, помимо собственно насыпей (где сосредоточен основной массив исторической  информации), выделяющихся своими размерами, могут иметь отдельные архитектурные сооружения – рвы и «батоны» и культовые места, функционально связанные с данным памятником, но не выраженные в рельефе. Обнаружение последних возможно только в результате полного археологического исследования памятника раскопками или неразрушающими дистанционными методами естественных наук. Таким образом, граница охранной зоны участка 1 археологического музея-заповедника «Кырык-Оба» устанавливается в 500 м по периметру памятника. Отсчет производится от крайних точек рвов, окружающих насыпи и «батоны».
Поселенческий памятник (пока необходимо найти в окрестностях курганов). Рекреационная зона для организации отдыха и пунктов питания (палаточный городок, кемпинги). В перспективе возможно создание научного городка по примеру Аркаима, где сейчас круглогодично проживают до 20 сотрудников музея.
Примером в организации археологического музея-заповедника может служить уже неоднократно упоминаемый Аркаим, где кроме основного объекта – укрепленного поселения синташтинской культуры эпохи бронзы – созданы «Музей человека и природы», «Музей древних производств», исторический парк, в котором представлены разные типы погребальных конструкций бронзового века и раннего средневековья, реконструированы погребальный склеп кургана вождя раннего железного века и жилище каменного века.
В организационно-правовом отношении археологический музей-заповедник удобнее объединить в единый комплекс с городищем Жайык и мавзолеями кыпчакской знати Золотой Орды, которые находятся в 8 км южнее г.Уральска и где также предполагается провести комплекс мер по музеефикации.
Таким образом, для музеефикации курганов Кырык-Обы необходим следующий комплекс мероприятий.
1. Разработка эколого-исторического обоснования музея-заповедника «Степная пирамида», которая включает комплексный анализ историко-культурного и природного наследия музея-заповедника. В первую очередь необходимо подготовить картографический материал, определить участки с памятниками и количество самих памятников археологии.
2. Проведение историко-культурного и природного зонирования территории.
3. Разработка проектов охранных зон с обоснованием границ музея-заповедника, их типов и режима охраны.
4. Комплекс мер организационно-правого характера по закреплению выделенных земель за археологическим музеем-заповедником, придание особого статуса выделенной историко-культурной территории и разработка законодательных решений, утверждающих статус территории.
5. Разработка комплекса мер по использованию территории музея-заповедника:
- мероприятия по изучению археологического наследия музея-заповедника;
- мероприятия по консервации памятников археологии и их охране, установка охранных знаков по периметру выделенных участков;
- работы по реконструкции погребальных сооружений;
- развитие экспозиционного комплекса;
- развитие туристско-рекреационного комплекса.
По подобному алгоритму рассматриваются и предлагаются к осуществлению проекты музеефикации, преимущественно поселенческих памятников, но и они всегда включают кроме основного объекта, по возможности большее количество памятников археологии, исторические реконструкции, павильонную экспозицию и отдельную туристско-рекреационную зону.
 

М.Н. Сдыков