«СВЯТЫЕ» РОДНИКИ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ. ХИМИЯ, МИСТИКА, ЭКОЛОГИЯ

«SACRED» SPRINGS OF THE BASHKIR ZAURALYE. CHEMISTRY, MYSTICS, ECOLOGY

Л.Н. Белан¹, А.Ю. Хисаметдинова², В.Н. Никонов¹, С.И. Янтурин²

L.N. Belan¹, A.Y. Khisametdinova², V.N. Nikonov¹, S.I. Yanturin² 

¹ГУП НИИ Безопасности жизнедеятельности РБ (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 8 Марта, 12/1)

²Сибайский институт (филиал) БашГУ (Россия, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Белова, 21)

¹GUP SRI of Safety of Life Activity of the Republic of Bashkortostan (Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, 8 March Str., 12/1)

²Sibay Institute (Branch) of Bashkir State University (Russia, Republic of Bashkortostan, Sibay, Belova Str., 21)

e-mail: 1Info@nii-bgd.ru2hisamay@mail.ru

 

Башкирское Зауралье расположено в предгорьях Южного Урала на границе настоящих степей и остепненных лесостепей. Регион характеризуется богатым разнообразием растительных и минеральных ресурсов. В статье рассматриваются так называемые в народе «святые источники». Результаты химического анализа вод этих родников сравниваются со «святой водой» из Саудовской Аравии, признанной в мусульманском мире. Полученные данные представляют интерес как по их химическому составу, так по исцеляющему действию на здоровье человека. Каждый источник имеет свою уникальную легенду и может служить как место притяжения паломников не только для внутреннего туризма.

The Bashkir Zauralye is located at the foothills of the Southern Urals on the border of the present steppes and stepped forest steppes. The region is characterized by a rich variety of plant and mineral resources. The article deals with so-called «holy sources» among the people. The results of the chemical analysis of these springs waters are compared with the «holy water» from Saudi Arabia, recognized in the Muslim world. The obtained data represent the interests both in terms of their chemical composition, as well as in the healing effect on human health. Each source has its own unique legend and can serve as a place of attraction for pilgrims not only for domestic tourism. 

По признанию знатоков башкирского фольклора Башкирское Зауралье занимает большое место в происхождении эпосов, преданий и легенд. Многие из них настолько привлекательны и убедительны, что порождают самые позитивные мысли при одном их упоминании. «Живая вода», которая дарит человеку вечность, не зря занимает центральное место во всемирно известном эпосе «Урал батыр». По сей день в народе живет множество легенд, повествующих о необычных свойствах воды некоторых родников и их возникновении. Испокон веков воде из «святых» родников приписываются лечебные свойства.

Что же объединяет эти источники, зависит ли «необычное» свойство воды от ее химического состава? Чтобы ответить на поставленный вопрос мы отобрали пробы воды из нескольких «святых» источников Башкирского Зауралья и выполнили химический анализ в аккредитованных лабораториях. В выборке представлены родники Учалинского района – «Аулия», «Змеиный», «Салиха», родники «Кумуш» и «Родник хазрата» Баймакского района, и родник «Альмухаметово» Абзелиловского района РБ. Все указанные районы имеют более или менее сходную геохимическую специализацию и находятся в пределах бассейна трещинных вод Тагило-Магнитогорского прогиба. Известно, что химический состав подземных вод на начальной стадии минерализации формируются в значительной степени атмосферными осадками. Эти родники, как правило, находятся на большом расстоянии от промышленных центров и в силу этих факторов атмотехногенные воздействия минимальны [1, 4].

Вода родника «Зям-Зям», из Саудовской Аравии была любезно предоставлена нам хазратом мечети «Таква» г. Сибай Сафиным Раифом, который совершил хадж в Мекку в 2016 году.

Из таблицы 1 видно, что источник «Зям-Зям» по определенным нами компонентам не имеет отклонений от норм СанПин. Это, в самом деле, признанная «святая вода» в мусульманском мире. Для сравнения с ней приводим результаты химического анализа вод некоторых источников, известных в Башкирском Зауралье как святые. Так, исследованные нами местные «святые» источники по химическому составу в целом сопоставимы с источником «Зям-Зям», вода их также по большинству показателей отвечает санитарным требованиям. Родник «Кумуш» в Баймакском районе содержит серебро, слово «кумуш» в переводе с башкирского и означает «серебро», а вот почему данный родник так назван, не знает никто из населения, проживающего в данной местности. Остается поражаться природной чуткости народа...

Рождение легенды «Родник хазрата» связано с именем известного в XIX веке народного целителя Абдуллы Саиди, который осветил родник, принимая активное участие в его появлении.

Самая знаменитая легенда, это легенда о святом пророке аулие, который со своей семьей странствовал по этим местам и был убит местными жителями по незнанию. Когда ему отрубили голову, его тело, держа ее в руках, поднялось на вершину горы Ауштау. В тот же день у подножия горы забил родник. Тогда башкиры, чтобы хоть как-то загладить свою вину, со всеми почестями похоронили пророка на вершине горы и дали название роднику «Аулия».

Родник «Аулия» таит в себе множество секретов природы. Железо в ее составе в два раза превышает предельно допустимую норму СанПин, этот родник живет две-три недели в году - в мае, а потом перестает биться до следующего года. В это время паломники приезжают за святой водой чуть ли не со всей России и сопредельных территорий.

Вышеприведенные характеристики вещественного состава воды из перечисленных источников в Башкирском Зауралье не являются уникальными, присущими только им. Специалисты по гидрохимии подземных вод нашего региона назовут множество других родников и источников с подобным или сопоставимым химическим составом. Так в чем же тут дело?

Таблица 1 Результаты химического анализа «Святых» источников

Следует напомнить, что природная вода – не только «универсальный растворитель» с неповторимыми физико-химическими свойствами, но и источник жизни на Земле. Человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, то есть в нас заложена система физико-химических каналов на основе свойств воды, регулирующих все биохимические процессы в организме. 

Известно, что вкус, свойственный данной воде и являющийся определяющим фактором ее качества, не может быть в полной мере оценен приборными методами химического анализа. Поэтому потребительские качества воды оцениваются еще и субъективными органолептическими методами, т.е. с помощью органов чувств человека – обонятельных, вкусовых, осязательных и зрительных. То есть сводить качество питьевой воды только к характеристикам ее химического состава – примерно то же, что и попытка судить о человеке по особенностям химического состава его тела.

Следует отметить еще один важный аспект. Человечеству уже не одно тысячелетие известно, что обычная (и даже не идеальная по качеству) вода, пройдя обряд освящения, в ритуале любой веры, никогда не портится. Все мы являемся частью Космоса, наполненного всеми видами энергии. И даже самый убежденный материалист не сомневается в существовании принципа обратной причинно-следственной связи. В соответствии с этим принципом не только энергия окружающего мира воздействует на нас и наше благополучие, но и наша духовная энергия преобразует окружающий мир.

Опытами установлено, что молитва изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. И, наверное, не только оптическую плотность. Можно не сомневаться – народная мудрость, умноженная на веру, найдя однажды источники чистой воды, за столетия поклонения им многократно усилила их целебный эффект, сделав эти источники святыми.

На наш взгляд, овеянные легендами «святые источники» могут стать значимой точкой притяжения духовно-ориентированных туристов и просто любителей природы. Богатство и уникальность башкирской природы несет в себе не только эстетическую ценность, но и облада­ет огромным духовно-нравственным потенциалом. Именно эта ее особенность и позволяет реализовать новые, нетрадиционные направ­ления туристической деятельности: психологический туризм, организация паломнических туров. Общение с природной, духовным наследием народа, несомненно, несет положительный настрой, помогает обрести цельность и ценность собственного бытия, гармонизирует энергетическую структуру человека, восстанавливает духовные и интеллектуальные силы [2, 3, 5]. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдрахманов Р.Ф. Пресные и подземные минеральные лечебные воды Башкортостана. Уфа: Гилем, 2014, 416 с.
  2. Галяутдинова С.И., Белан Л.Н., Гумерова Р.Б. Яшмовый пояс Урала как объект психологического туризма // Проблемы востоковедения. № 1(55). Уфа, 2012. C. 68-72.
  3. Галяутдинова С.И., Белан Л.Н., Гумерова Р.Б. Понимание психологической готовности туриста к чрезвычайной ситуации в походе // Социально-психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (6 окт. 2011 г.). Уфа: БашГУ, 2011. 220 с.
  4. Гидрогеология СССР, том XV, Башкирская АССР. М.: Недра, 1972. 342 с.
  5. Никонов В.В. Белан Л.Н. и др. Перспективы развития геотуризма в Республике Башкортостан // Материалы VIII Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 17-20 нояб. 2010). С. 278-280.