ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
TERRITORIAL FEATURES OF EDUCATIONAL SYSTEM IN A POLYCULTURAL REGION (WITH EXAMPLE OF ULYANOVSKAYA OBLAST)
В.С. Чепурнова
V.S. Chepurnova
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
(Россия, 432071, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4)
Ulyanovsk State Pedagogical University of I.N. Ulyanov (Russia, 432071, Ulyanovsk, sq. 100-letia of V.I. Lenin, 4)
e-mail: tchepurnowa.v@yandex.ru
На примере полиэтнического лесостепного региона дан обзор организации изучения родного языка и культуры в системе общего и дополнительного образования. Рассмотрены оригинальные образовательные технологии и их применение для обучения родному языку и основам родной культуры.
A review of native language and culture education within the frames of public and additional educational system is given with the example of a polyethnic forest-steppe region. Original educational technologies and their application to native language and culture fundamentals education are examined.
Ульяновская область расположена в лесостепной зоне, исторически обладает благоприятными условиями для расселения и хозяйственной деятельности. К таковым можно отнести географическое положение области в центре европейской части страны, равнинность территории, умеренно-континентальный климат, наличие судоходной реки, а так же благоприятные экономические условия. Ульяновская область входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО) и граничит с такими субъектами РФ, как Самарская, Саратовская, Пензенская области, Чувашской республикой, Татарстаном и Мордовией. Географическое положение и история заселения Ульяновской области во многом определяет ее национальный состав [1, с. 7].
Состав населения Ульяновской области полиэтничен. По данным всероссийской переписи населения 2010 года [2] в него входят русские (69,71%), татары (11,59%), чуваши (7,35%), мордва (3,01%), украинцы (0,81%), азербайджанцы (о,36%), армяне (0,35%), цыгане (0,26%), белорусы (0,20%). Немцы, узбеки, таджики, башкиры, молдаване, марийцы, евреи, казахи, грузины, удмурты, лезгины, чеченцы, езиды, вьетнамцы, осетины – менее 0,20% каждый.
Изначально образовательные учреждения на территории области были обособлены. Это происходило по многим причинам: разрозненность населения, сильное влияние этнической культуры, различное мировосприятие, особенности воспитания в семье. Сильно было влияние родной культуры на образование и образовательный процесс. Постепенно, к концу XVIII века в национальном составе области стало преобладать русскоязычное население. Процесс ассимиляции с русским населением повлиял на всю систему образования, сделав ее более унифицированной. Реконструкция системы образования позволила сделать ее более совершенной, повысить уровень образованности населения. В то же время происходило снижение понимания ценности собственной национальной и культурной идентификации (в качестве критериев национальной самоидентификации, как правило, называются такие критерии как национальность родителей, национальная культура, обычаи и традиции, национальная языковая среда).
Новые параметры функционирования современной образовательной системы – гуманитаризация, вариативность, толерантность – требуют упорядочения в модернизируемых процессах системы, их согласованности в федеративном и национально-региональном компонентах, влияющих на формирование многоуровневой идентификации личности: персональной, этнокультурной, поликультурной (национальной) [3, с. 217]. В решении этой задачи особое место занимает национальная культура, способная конструктивно влиять на социализацию и культурацию личности в полиэтническом пространстве региона и консолидацию регионального сообщества на основе идей толерантности.
Это особенно актуально для развития национально-региональных образовательных систем учитывающих ценностные ориентации, установки, поведенческие стереотипы разных этнических единиц. Проживающие на территории области национальности обладают развитыми этнонациональными культурами, обогащающими поликультурное пространство региона, создавая условия для развития уникальной образовательной системы, удовлетворяющей потребностям многонационального населения [4, с. 12].
В научной среде пока не сложился единый теоретико-методологический подход к целям, функциям, содержанию этнокультурного образования в многонациональных регионах, обеспечивающих многоуровневую идентификацию личности ребенка. Педагогическая наука, сталкиваясь с противоречием между универсальной общечеловеческой миссией образования и усилением этнизации на уровне региона, проявляющейся в увеличении дисциплин, связанных с историей и культурой коренных народов, не готова предложить школьникам равных условий в удовлетворении этнообразовательных интересов. У школьников возникают внутренние противоречия, вызванные рассогласованием этнических интересов, что выражается в нарушении гармонии между осознанием своей этнической идентификации, самодостаточности, национального достоинства и оценкой культурных традиций соседних народов (маргинализация или этноцентризм).
Многонациональный состав жителей региона приводит к тому, что в области появляется все больше школ с этнокультурным компонентом. В сельской местности с каждым годом появляется все больше билингвальных (двуязычных) школ с родным (нерусским) языком. Раньше в общеобразовательных учреждениях изучали родной язык, культуру своего народа через систему дополнительного образования детей (кружки). В настоящее время многие школы принимают решение переходить на учебный план с изучением родного (нерусского) языка.
Изучение татарского, чувашского и мордовского языка и культуры преобладающих наций поставлено в Ульяновской области в значительной степени. Знакомство детей с родной культурой начинается еще в дошкольных образовательных учреждениях в виде включения в образовательный и воспитательный процесс этнокультурного компонента. В г. Ульяновске это МБДОУ №№ 20, 111, 233. По области таковыми являются детские сады, расположенные в тех районах, где в процентном соотношении велико количество нерусскоязычного населения.
Во многих школах области изучение родного языка включено в учебную программу и изучается с начальной школы. Например, Елховоозерская СОШ Цильнинского района, Новобеденьговская СОШ Ульяновского района, Татарскошмалакская СОШ Павловского района, в г. Димитровграде МБОУ СОШ № 22, в г. Ульяновске МБОУ СОШ № 55 изучают татарский язык как предмет. Зеленорощинская СОШ Ульяновского района, Енганаевская СОШ Чердаклинского района, Татарскоурайкинская СОШ Старомайнского района, МБОУ СОШ № 64 в г. Ульяновске и другие изучают татарский язык и культуру в виде кружков или спецкурсов.
Богдашкинская СОШ, Елховоозерская СОШ, Кундюковская СОШ Цильнинского района, Воронекустовская СОШ Новомалыклинского района, МБОУ СОШ № 55 г. Ульяновска – включают изучение чувашского языка в программу. Чирикеевская СОШ Майнского района, Алешкинская СОШ Сенгилеевского района, Зеленорощинская СОШ Ульяновского района изучают чувашскую культуру и язык на факультативных занятиях.
Старопичеурская СОШ Павловского района, Старобесовская СОШ Новомалыклинского района, Баевская СОШ Николаевского района, Еделевская и Киватьская СОШ Кузоватовского района, Оськинская и Поддубнинская СОШ Инзенского района включают в свою программу изучение мордовского языка. В Ульяновске изучение мордовского языка ведется на базе МБОУ СОШ № 64. В других школах города и области родной язык изучается как кружок или факультатив.
В вопросах изучения родного языка очень сильны взаимосвязи с Татарстаном, Мордовией, Чувашской республикой. Для изучения родного языка используются программы и учебники, изданные в них. В изучении родной культуры и языка принимают участие педагоги, преимущественно лингвисты, получившие соответствующее образование в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, Сенгилеевском педагогическом колледже или непосредственно в титульных республиках. Учителя имеют возможность повышать свой квалификационный уровень, посещая курсы и семинары в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО) или в г. Казань, Чебоксары, Саранск. Учителя на уроках родного языка стремятся создать не только двуязычную, но и трехъязычную среду с использованием русского, английского и родного языка. Это формирует единое образовательное пространство в поликультурных регионах и отражает влияние процесса глобализации на образование.
В помощь образовательным организациям в вопросах воспитания молодежи и сохранения культурного наследия в Ульяновске открыты Центры национальных культур, на базе которых проводятся культурные мероприятия, такие как КВН, «Умники и умницы», дни культуры на родном языке, организованы национальные кружки, например кружок обучения журналистики на татарском языке «Кауры калям» («Волшебное перо). Для повышения интереса учащихся к изучению языка используются различные способы: индивидуальный подход, привлечение родителей к процессу создания культурной среды вне стен школы, подготовка и проведение национальных культурных и развлекательных мероприятий, например «Недели родного языка», национальных праздников «Акатуй», «Сабантуй», «Дигильдяй», «Шумбрат». В рамках реализации концепции национальной политики на территории Ульяновской области правительством регулярно проводятся культурно-развлекательные мероприятия для различных категорий населения по воспитанию толерантного отношения населения к другим народам. Проводятся мероприятия несущие в себе концепцию дружественного объединения народов на основе патриотизма и любви к родине (тематические недели в школах, конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете» и др.).
В нынешней социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Необходимостью становится развитие новых методов и каналов образования. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды являются ключевыми задачами системы образования Ульяновской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: