ТОПОГРАФИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СРЕДНЕСАРМАТСКИХ МОГИЛЬНИКОВ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ

Среднесарматские памятники на территории Южного Приуралья немногочисленны. Наряду с этим мы можем констатировать полное отсутствие т.н. «погребений знати» или «царских курганов», относящихся к данному периоду. Отсюда следует, что данный регион являлся глубоким тылом, восточной периферией среднесарматской культуры, что соответствует западной направленности вектора движения сарматских племен. В этом случае уместна постановка вопроса об автохтонности «средних сармат» в Южном Приуралье. Здесь следует учитывать, что проблема формирования ССК (среднесарматской культуры) относится к дискуссионным (Мошкова, 1994, Сергацков, 1999, Скрипкин, 1990).
Сравнивая материалы ранне - и среднесарматских памятников можно отметить отсутствие генетической преемственности в погребальном обряде. Получают распространение такие характерные, не связанные с предшествующей культурой, черты, как сооружение над могилой индивидуальной насыпи, диагональное положение костяка в квадратной яме и др. При этом наблюдается определенная связь в материальной культуре. Аналогичная ситуация отмечается и на других территориях (Сергацков, 1997). Можно предположить, что на рубеже эр происходит полная или частичная смена этнического состава населения. Очень важным, на мой взгляд, является анализ топографических условий расположения погребальных памятников, так как выбор места захоронения связан с особой сакральной регламентацией пространства, с хтоническими культами конкретных этнических групп. Есть основание полагать, что на ландшафтную основу накладывали, воплощенную в погребальных памятниках модель общества.
Практически все среднесарматские могильники Южного Приуралья расположены на краю или мысах I надпойменных террас больших и малых рек, в то время как раннесарматские приурочены к господствующим возвышенностям в глубине террас и на водоразделах. Создается впечатление преднамеренной дистанцированности. Вряд ли топографию раннекочевнических могильников следует связывать с особенностями экономического уклада или с изменением климатических условий.
Представляется перспективным планиграфическое изучение курганных могильников среднесарматской культуры. Внутренняя планировка позволяет проследить этапы формирования некрополя, взаимосвязь отдельных погребений. При этом важно полное изучение памятника, раскопки всех курганов могильника. Установлено, что в раннесарматское время под одной курганной насыпью могло находиться несколько погребений представителей одного родового коллектива, возможно семьи. Как правило, они концентрируются вокруг центральной могилы. Об их близости между собой свидетельствует системность в расположении под насыпью, синхронный инвентарь и идентичный погребальный обряд, в том числе однотипные погребальные сооружения, могильные ямы. Для среднесарматской культуры, как уже отмечалось выше, характерны погребения под индивидуальными насыпями. Полномасштабные раскопки среднесарматских могильников позволяют выявлять такую черту погребального обряда, как «кустовое» расположение курганов с погребениями, дающими родственный материал. В.И. Костенко проанализировал планиграфию Усть-Каменского могильника на Днепре, что позволило ему сделать некоторые выводы относительно взаимосвязи погребений с различными типами могильных ям (Костенко, 1993). Им установлено, что: 1) самые богатые погребения могильника совершены в квадратных могильных ямах, 2) погребения в широких прямоугольных могилах концентрируются вместе с погребениями в квадратных могильных ямах с диагональным положением костяков.
Нами была рассмотрена планиграфия курганных могильников Красный Яр и I Кардаиловского. В результате подтвержден вывод о взаимовстречаемости названных типов могильных ям, с другой стороны ничего нельзя сказать о доминантном положении диагональных погребений. Анализ материала из отдельных, т.н. «кустов» курганов показал их внутреннюю синхронность и некоторую обособленность, в том числе и хронологическую, от других курганных групп могильника.
Представляется перспективным широкомасштабное планиграфическое изучение среднесарматских курганных могильников в границах ареала археологической культуры. Это позволило бы решить некоторые вопросы ее внутренней хронологии и, вероятно, этнической структуры сарматского общества.