ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА СТЕПИ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ
TRANSFORMATION OF THE SOIL COVER OF STEPPE AFTER DEVELOPMENT
В.Е. Суховеркова
V.Ye. Sukhoverkova
ФГБНУ Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий (Россия, 656910, г. Барнаул-51, Научный городок, 35)
Federal Altai Scientific Centre of Agro-BioTechnologies (Russia, 656910, Barnaul-51, Nauchny Gorodok, 35)
e-mail: aniish.nti@mail.ru
Изучено распространение дефлированных почв после распашки степи. На примере 10 районов Алтайского края показано, что за 1940-1990-е годы произошло общее увеличение площадей дефлированных почв в результате их антропогенного освоения, а также использования улучшенной методики их полевого определения. Основной фон на картограммах представлен слабодефлированными почвами.
The distribution of deflated soils after plowing up the steppe has been studied. Using the example of 10 districts of the Altai Territory, it was shown that during the 1940-1990s there was a general increase in the area of deflated soils as a result of their anthropogenic development, as well as the use of improved methods for their field determination. The main background on the cartograms is represented by weakly deflated soils.
Согласно Агроландшафтного районирования [3] изучаемая территория относится преимущественно к Западно-Кулундинской степной засушливой, Восточно-Кулундинской степной теплой, Алейско-Кулундинской лесостепной слабоувлажненной агроландшафтной провинций Алтайского края.
Первые поселенцы степных районов Сибири распахивали целину не сплошными массивами, а узкими полосами, поэтому деградационные процессы в почвенном покрове массово не проявлялись. Почвенный покров степной зоны был подвержен только локальным разрушительным процессам, очаги ветровой эрозии имели незначительное распространение, преимущественно на старопахотных землях. Активизация дефляционных процессов началась после освоения целинных и залежных земель 1953-1958 гг. По состоянию на 01.11.1969 г. из общего количества сельскохозяйственных угодий Алтайского края (11,1 млн га) дефляции было подвержено 7,9% их площади. Из 7,2 млн га пашни дефлировало 8,7% (в т.ч.21,2% – в сильной степени, 25,8% – в средней степени, 41% – в слабой, дефляционноопасными были – 12% пашни). Этому процессу также способствовало то, что в течение десяти и более лет проводился посев зерновых культур по зерновым. При этом структура почв разрушалась, пахотный слой распылялся, прочность почвенных комочков поверхностного слоя резко уменьшилась, а это способствовало еще большей податливости почв к ветровой эрозии. Развитие дефляции шло с быстротой цепной реакции. Отголоски пыльных бурь Кулундинской степи (юго-запад Алтайского края) отмечались далеко за пределами очагов их зарождения. Вследствие сплошной распашки, эродирующая территория резко увеличилась.
Для изучения изменений состояния почвенного покрова на агроландшафтах нами были изучены картографические материалы территорий степной юго-западной части Алтайского края за 1940-1990-е годы, хранящиеся в Государственном архиве Алтайского края, в архиве Комитета по земельной реформе, АФ ЗапСибНИИгипрозем. Была проведена камеральная обработка карт и картограмм. Картографическая обработка материалов проводилась общепринятыми методами. Были выбраны 10 районов Алтайского края: Михайловский, Угловский, Волчихинский, Егорьевский, Рубцовский, Ключевской, Поспелихинский, Курьинский, Локтевский, Третьяковский. Для исследования изменений почвенного покрова в результате антропогенного воздействия для каждого из районов были проанализированы картограммы эродированности почв, составленные нами по архивным материалам разных лет. Были изготовлены три картограммы распространения ветровой эрозии для юго-западной части Алтайского края на 1950-е, 1980-е, 1990-е годы.
Установлено, что картографические материалы полевых почвенных обследований, до 1960 года включительно, не содержали сведений о дефляции (эрозии) почв. На почвенных картах тех лет выделялись господствующие почвы без подразделения их по степени эродированности (как водной, так и ветровой эрозии) [2]. Почвенный покров степной части Алтайского края до начала распашки целинных земель был подвержен только локальным дефляционным процессам, не всегда отображавшимся на картах. Однако в целом почвенный покров представлял собой территорию, которая при определенных обстоятельствах могла сильно эродировать. Если в 1950-е годы распаханность земель составляла в среднем по районам 27,5%, а в 1960-е – 50,5% , то к настоящему времени распаханность колеблется в пределах 31-71%.
Так, например, архивные данные и картографические материалы по Угловскому району Алтайского края, свидетельствуют о том, что в 1968-1969 гг. на его территории были выделены каштановые и светло-каштановые почвы; а темно-каштановые почвы были распространены в меньшей степени. Навеянные каштановые почвы имели своеобразное расположение – контуры их были вытянуты полосой вдоль ленточных боров. При анализе картограмм 1984 года (после полевой почвенной корректировки АФ ЗапСибгипрозема) нами было обнаружено, что темно-каштановые почвы не были выделены отдельными контурами на картах в связи с резким снижением содержания органического вещества и мощности гумусового горизонта. Несомненно, что одной из главных причин этих негативных явлений оказались деградационные процессы.
Масштабные полевые исследования почвенного покрова, проведенные в 1970-е годы с использованием обновленной инструкции [1], привели к более тщательному изучению дефлированных почв. В результате этого ситуация с отображением почв на картах изменилась. Так, слабодефлированной считалась почва, у которой сдуто не менее 5 см, среднедефлированной – 5-10 см, сильнодефлированной – 10-20 см, очень сильнодефлированной – 20-30 см.
При анализе почвенно-эрозионных материалов последующих лет оказалось, что площади почв, разрушенных под влиянием дефляции, в натуре и на картах не уменьшились. Это нашло отражение на наших картограммах. Картограммы дефлированности почв, составленные нами на три временных периода, свидетельствовали о том, что:
- до 1950-х годов (до освоения целинных и залежных земель) почвенный покров степи характеризовался как дефляционноопасный. Дефлированные почвы на картах не были выделены.
- на 1980-е годы кроме дефляционноопасных, на картах уже были выделены слабо-, средне- и, на незначительных площадях, – сильнодефлированные почвы.
- на 1990-е годы произошло общее увеличение выделенных на картах площадей эродированных почв, и основной фон представляли уже слабодефлированные почвы (табл.).
Поскольку ветровой эрозии подвергались распаханные почвы, представленные основными типами: каштановыми и черноземами, то на почвенно-эрозионных картах нашли отражение как развеянные, так и навеянные их разновидности.
Таблица Динамика распространения дефлированных почв после распашки степи (на примере 10 районов Алтайского края)
К 1970 г., в результате пыльных бурь, образовались навеянные почвы с наносом на поверхности от 5 до 10 см. Эти почвы были выделены на картах отдельными контурами. Через 16 лет, во время следующего тура обследования, почвоведы подобные почвы уже не обнаруживали. В этот период часть навеянных почв, в результате длительной сельскохозяйственной обработки, изменила свои диагностические признаки.
Во время освоения целины, когда почва обрабатывалась отвальным плугом, верхние слои оказывались заделанными на 20-см глубину и неоднократно перемешивались. Последующие мероприятия и активные действия по использованию противоэрозионных приемов сгладили последствия пыльных бурь. В настоящее время выделить навеянные почвы на пахотных массивах практически невозможно.
Применение почвозащитных севооборотов, плоскорезной обработки почв, оставление стерни, посев кулис, применение лесомелиоративных и других мероприятий способствовали резкому уменьшению дефляции почв в натуре. Увеличению же площадей дефлированных почв, отображенных на картах и картограммах, способствовала (в числе других факторов) и более тщательная работа почвоведов, действовавших согласно обновленным инструкциям.
К сожалению, дефляционные процессы на почвах сельскохозяйственных угодий продолжаются как следствие отсутствия баланса между качеством растительного покрова и другими, в том числе антропогенными факторами. Незначительные локальные пыльные бури можно наблюдать и в наши дни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: