УЧАСТКИ КАМЕНИСТЫХ СТЕПЕЙ В БАССЕЙНЕ РЕКИ БАРЫШ
THE DISTRICTS OF STONY STEPPES WITHIN THE BASIN OF THE BARYSH RIVER
Е. В. Письмаркина
E. V. Pis'markina
Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, e-mail: elena_pismar79@mail.ru)
Moscow Pedagogical State University
(Moscow, Malaya Pirogovskaya Street, 1, e-mail: elena_pismar79@mail.ru)
Приводятся данные о биологическом разнообразии сосудистых растений на участках каменистой степи в бассейне реки Барыш.
The article provides the data on the biological variety of vascular plants in the districhts of the stony steppe within the Barysh River.
Барыш – правый приток Суры (бассейн Волги), протекает по территории Ульяновской области: два его истока находятся на возвышенности Сурская Шишка у сел Красная Поляна и Русское Тимошкино (Барышский район), устье – у с. Барышская Слобода (Сурский район) [4]. Длина русла – 237 км. Бассейн Барыша площадью в 5800 км? вытянут в долготном направлении и располагается на территории 6 административных районов Ульяновской области – Базарносызганского, Барышского, Вешкаймского, Карсунского, Майнского и Сурского, а также небольшого участка на крайнем юго-западе Дрожжановского района Республики Татарстан. Важнейшие притоки: левый – Карсунка и правые – Урень и Большая Якла.
Понятие «каменистая степь» в описании растительного покрова Поволжья впервые применил С.И.Коржинский [3]. В.В.Благовещенский [1], указывая на довольно широкое распространение каменистых степей по Приволжской возвышенности, к этому типу относит «растительность на щебневатых и скелетных почвах, на обнажениях горных пород», а также «ассоциации, свойственные рыхлым субстратам (например, рыхлым мелкоземистым мергелям) или довольно хорошо сформировавшимся перегнойно-карбонатным почвам черноземного типа, где щебневатось с поверхности может быть лишь незначительной».
Флора каменистых степей всегда являлась одним из самых интересных объектов для ботаников, когда-либо работавших на Приволжской возвышенности. Причина такого внимания – в первую очередь в крайнем своеобразии этой флоры, именно на участках каменистой степи выявлено большое число эндемичных, реликтовых и просто редких видов сосудистых растений [1].
В бассейне Барыша каменистые степи встречаются в виде небольших фрагментов на неиспользуемых площадях: по безлесным участкам на склонах оврагов и речных долин, опушкам нагорных дубрав и меловых сосняков.
Флористические описания участков каменистых степей в бассейне Барыша были сделаны в течение полевых сезонов 2010-2011 гг. в окрестностях сел Ермоловка, Зимненки, Вырыпаевка, Вешкайма, Белый Ключ (Вешкаймский район), Новое Погорелово, поселка Карсун, сел Большая и Малая Кандарать, Белозерье, Урено-Карлинское, Языково, Усть-Урень (Карсунский район). Собранный гербарий передан в коллекцию Московского педагогического государственного университета (MOSP).
В среднем течении Барыша была обследована гряда высоких меловых склонов к долине р. Шарловка (правый приток Карсунки) восточнее и северо-восточнее с. Ермоловка (Вешкаймский район). Склоны на всем протяжении очень крутые, с обширными меловыми обнажениями. На восточной окраине села, по верхней трети склонов, располагается карьер, в настоящее время, по-видимому, заброшенный и превращенный в свалку. В нижней трети склоны постепенно переходят в долину р. Шарловки, где травостой сильно сбит в результате перевыпаса. На склоне между селами Ермоловка и Зимненки находятся родники, питающие водой р. Шарловку. Склоны на большей площади урочища безлесны, из деревьев по склонам растут отдельные экземпляры Pinus sylvestris, по ложбинам – Populus tremula, Betula pendula, Quercus robur, Sorbus aucuparia. Из кустарников отмечены Cotoneaster niger и Rosa majalis, в карьере по замусоренным местам – Rosa pimpinellifolia, по берегам ручьев – заросли Salix.
По всей площади урочища, за исключением участков со смытым и переуплотненным меловым субстратом, безусловным доминантом в составе растительного сообщества является Hedysarum gmelinii, нередко в качестве кодоминантов выступают Hellianthemum nummularium, Thymus cimicinus и Echinops ritro. Нередки Salvia verticillata и Senecio schvetzovii. Stipa pennata и S. capillata встречаются довольно часто, особенно в средней и верхней трети склонов, но почти нигде не выступают в роли доминант. Изредка на задернованном субстрате растут Stipa sareptana и Helictotrichon desertorum. Единично отмечен Allium strictum.
Интересны растительные ассоциации, формирующиеся на смытом и переуплотненном мелу. В таких условиях могут расти очень немногие облигатно-кальцефильные виды. В окрестностях с. Ермоловка это, кроме Thymus cimicinus – Chenopodium foliosum, Matthiola fragrans, Meniocus linifolius, Linum ucranicum, Polygala sibirica, Euphorbia seguieriana, Pimpinella tragium, Onosma simplicissima, Centaurea marschalliana. Популяции Matthiola fragrans, Meniocus linifolius, Linum ucranicum, Polygala sibirica и Euphorbia seguieriana занимают участки с наиболее уплотненным субстратом, где другая растительность отсутствует.
Кроме вышеперечисленных видов, по склонам к долине р. Шарловка между селами Ермоловка и Зимненки зарегистрированы такие кальцефилы, как Allium globosum, Gypsophila altissima, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Alyssum desertorum, Potentilla heptaphylla, Astragalus austriacus, A. onobrychis, Galium octonarium, Artemisia latifolia, A. sericea.
У автомобильной дороги в пос. Карсун северо-восточнее с. Новое Погорелово был обследован пологий невысокий склон с выходами мела. В сообществе здесь доминируют Hedysarum gmelinii, Gypsophila altissima и Astragalus onobrychis. Нередки Stipa pennata, S. capillata, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Astragalus austriacus, Euphorbia seguieriana, Onosma simplicissima, Salvia verticillata, Thymus cimicinus, Senecio schvetzovii и Centaurea marschalliana. Имеются небольшие популяции Alyssum desertorum, Silene baschkirorum, Prunella grandiflora, Scabiosa isetensis, Artemisia sericea.
Автомобильная дорога на поселок Карсун из села Краснополка южнее поселка пересекает гряду высоких и местами очень крутых щебнисто-меловых склонов с безымянным ручьем – левым притоком Карсунки – в основании. В растительных ассоциациях на всем протяжении склонов доминирует Hedysarum gmelinii, местами кодоминантом выступает Hellianthemum nummularium. По меловым обнажениям распространены Allium globosum, Gypsophila altissima, Polygala sibirica, Euphorbia seguieriana, Onosma simplicissima, Salvia verticillata, Thymus cimicinus, Centaurea marschalliana. Изредка отмечены Stipa sareptana, Helictotrichon desertorum, Silene baschkirorum, Erucastrum gallicum, отдельные «латки» из Artemisia latifolia. Нередки Stipa pennata, S. capilata, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Astragalus austriacus, Senecio schvetzovii. Зарегистрирован адвентивный вид – Elaeagnus angustifolia.
Как доминант Hedysarum gmelinii выступает в растительных ассоциациях по открытым щебнисто-меловым склонам к долине р. Вешкайма (левый приток Барыша) между селами Вырыпаевка и Вешкайма. Из других кальцефильно-степных видов здесь зарегистрированы Helictotrichon desertorum, Stipa pennata, S. capilata, Allium flavescens, A. globosum, Gypsophila altissima, Silene amoena, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Potentilla recta, Astragalus austriacus, A. onobrychis, Linum flavum, Salvia verticillata, Scabiosa ochroleuca, Artemisia sericea, A. latifolia, Senecio schvetzovii. По незадернованным участкам растут Helianthemum canum (очень редко), Polygala sibirica, Euphorbia seguieriana, Pimpinella tragium, Onosma simplicissima, Thymus cimicinus, Centaurea marschalliana. Изредка, на щебнисто-песчаной почве – Potentilla arenaria Borkh. На опушке сосново-широколиственного леса найдены отдельные экземпляры Cotoneaster niger.
По верхней трети склонов к р. Кандаратка (левый приток Барыша) между селами Большая и Малая Кандарать распространена тырсовая степь с ассоциациями Stipa pennata, в средней трети – каменистая с домированием Astragalus onobrychis, Thymus cimicinus, Gypsophila altissima, Scabiosa ochroleuca, Echinops ritro и участием Salvia verticillata, Aster amellus и Senecio schvetzovii. «Своеобразие» участка заключается в том, что здесь в составе обедненного степного сообщества наблюдаются довольно редкие в бассейне Суры и на Приволжской возвышенности в целом виды растений: кроме Thymus cimicinus и Stipa pennata, это – Ephedra distachya, Oxytropis spicata, Hedysarum grandiflorum и Polygala sibirica. Ближайшее местонахождение Oxytropis spicata – одного из самых редких кальцефильно-степных видов Ульяновской области – находится в 150 км южнее – у поселка Гремячий Новоспасского района [2]. Популяция на склонах к р. Кандаратка имеет площадь более 1 га, распространена почти на всем протяжении склонов, местами проективное покрытие Oxytropis spicata достигает 80 %. Ближайшие известные местонахождения Hedysarum grandiflorum удалены от указанного на юго-запад и северо-восток минимум на 10 км [5, 6]. Урочище обследовалось трижды: два раза в 2010 г. и один раз – в 2011 г., но других редких кальцефильных видов здесь зарегистрировано не было.
Высокие меловые склоны правобережья Барыша у села Белый Ключ заняты сосновыми, сосново-широколиственными и широколиственными лесами, по южным окраинам которых сохранились остатки меловых сосняков. На наиболее крутых склонах развиты сообщества каменистой степи. Описание растительных сообществ окрестностей села Белый Ключ впервые сделано еще в 1960 г. В. В. Благовещенским [1]. Впоследствии здесь организован памятник природы «Реликтовые леса в кварталах №№9 и 16 Вешкаймского лесничества Вешкаймского лесхоза и прилегающая каменистая степь». Из редких на северо-западе Ульяновской области кальцефильных видов в каменистой степи у с. Белый Ключ тогда были отмечены Allium strictum, Hedysarum grandiflorum, Euphorbia seguieriana, Pimpinella tragium, Thymus cimicinus [4], из более распространенных в регионе кальцефилов – Bromopsis riparia, Stipa capillata, Gypsophila altissima, Linum flavum, Salvia verticillata, Echinops ritro. В результате полевых исследований 2011 г. здесь было подтверждено наличие всех перечисленных видов, кроме Allium strictum. Список редких кальцефилов удалось расширить за счет Stipa pennata, Allium globosum, Iris aphylla, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Cotoneaster niger, Oxytropis hippolytii Boriss., Polygala sibirica, Onosma simplicissima, Artemisia latifolia, A. sericea, Centaurea ruthenica, Senecio schvetzovii.
В низовьях р. Барыш были обследованы склоны правого берега р. Урень (правый приток Барыша). Гряда склонов, длиной более 34 км, начинается в окрестностях с. Усть-Урень и продолжается далее на восток через села Белозерье, Урено-Карлинское и поселок Языково до водораздела между бассейнами Барыша и Сельди (правый приток Волги). Каменистые степи занимают средние и нижние участки склонов, верхние же заняты сообществами тырсовой степи со Stipa capillata или широколиственными и сосново-широколиственными лесами.
В составе участков каменистой степи в правобережье р. Урень из видов рода Stipa, наряду со S. pennata и S. capillata, зарегистрирован значительно более редкий S. pulcherrima. Из разнотравья отмечены Allium globosum, Iris aphylla, Chenopodium foliosum, Gypsophila altissima, Silene amoena, Adonis vernalis, Anemone sylvestris, Delphinium cuneatum, Alyssum desertorum, A. calycinum, Potentilla heptaphylla, Astragalus austriacus, A. onobrychis, Linum flavum, Galium octonarium, Verbascum orientale, Scabiosa ochroleuca, Artemisia latifolia, A. sericea, Aster amellus, Centaurea marschalliana, C. ruthenica, Crepis pannonica, Echinops ritro, Hieracium virosum, Jurinea ledebourii, Senecio schvetzovii. На смытом щебнисто-меловом субстрате растут Ephedra distachya (окрестности с. Усть-Урень), Elytrigia lolioides, Krascheninnikovia ceratoides (окрестности с. Белозерье), Pulsatilla patens (окрестности с. Языково), Meniocus linifolius, Hedysarum grandiflorum, Linum ucranicum, Polygala sibirica, Euphorbia seguieriana, Pimpinella tragium, Onosma simplicissima, Thymus cimicinus, Scabiosa isetensis. В составе степного сообщества в окрестностях с. Белозерье зарегистрирован адвентивный вид – Hippophaё rhamnoides.
Обобщая изложенный материал, отметим, что каменистые степи бассейна р. Барыш отличаются значительным своеобразием и вносят существенный вклад в биологическое разнообразие степных ландшафтов Приволжской возвышенности в целом и Ульяновской области в частности, и поэтому нуждаются в природоохранных мерах. Это актуально для Ульяновской области еще и потому, что все степные особо охраняемые природные территории находятся на юге и востоке этого региона, на северо-западе области охрана степных сообществ в настоящее время не организована [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: