УРОВНИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ АРИДНОГО РЕГИОНА РФ (ПО ИТОГАМ ОПРОСА 2014 Г. В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)
LEVELS OF ECOLOGICAL EDUCATION ARID REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION (ACCORDING TO A SURVEY 2014 IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
Л.В. Намруева
L.V. Namrueva
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
(Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста ул. Илишкина, 8)
Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences
(Russia, 358000, Republic of Kalmykia, Elista Ilishkina St., 8)
В статье рассмотрены уровни экологического сознания населения Калмыкии на основе результатов анкетного опроса 2014 г. Подавляющее большинство опрошенных обеспокоено состоянием окружающей среды. Пятая часть респондентов имеет деятельный уровень экологического сознания, они готовы реально участвовать в природоохранных мероприятиях.
In the article the level of environmental consciousness of the population of Kalmykia on the basis of the results of the questionnaire survey 2014, the Vast majority of respondents are concerned about the environment. A fifth of respondents has an active environmental awareness, they are ready to participate in environmental activities.
Калмыкия, являясь самым засушливым южнороссийским регионом, отличается жарким летом с частыми суховеями, сухой продолжительной осенью, холодной малоснежной зимой с оттепелями и короткой, интенсивно протекающей весной. По мнению экспертов, эти климатические условия, усиленные антропогенным фактором (неоправданная распашка легких песчаных почв, перегрузка пастбищ и нерациональная система выпаса), привели к изменению структурно-функциональных отношений в экосистемах, сложившихся в процессе их эволюции [4]. Среди них деградационные процессы, приводящие к снижению валовой сельскохозяйственной продукции, количественной и качественной потере природных ресурсов, снижению реальных доходов и уровня жизни населения.
Экономические трудности, переживаемые в современном российском обществе, занимающие почти все жизненное пространство россиян, отодвинули экологические ценности на второй план. Поэтому сохраняются противоречия между уровнем осознанности остроты экологических проблем и готовностью людей к практическим природоохранным действиям. Потребность в экологизации сознания социума вызвана объективными факторами: экологическими противоречиями, кризисной экологической ситуацией, необходимостью предотвращения экологических бедствий, повышения качества состояния окружающей природной среды. От людей, носителей определенных знаний, потребностей, конкретных интересов, ценностных ориентаций, демонстрирующих различное поведение в системе «социум?природа», зависит решенность/нерешенность проблем в среде обитания. Различные конкретно-социологические исследования направлены на изучение этих явлений. Так, в частности, Ф.Ф. Рамазанова на основе анализа проведенных исследований установила три уровня в развитии экологического сознания:
1) созерцательно-пассивный, носители которого знают о наличии экологических проблем, но не готовы принимать деятельное участие в их решении;
2) озабоченно-митинговый, представители которого готовы участвовать в митингах с целью заставить органы власти принимать природоохранные меры;
3) деятельный уровень экологического сознания, свойственный немногим субъектам, которые готовы трудиться для снятия экологической напряженности [3].
В данной статье рассмотрим уровни экологического сознания населения Республики Калмыкия, используя результаты анкетного опроса, проведенного осенью 2014 г. (N=300). Исследование носило зондажный характер, задача репрезентации выборки не ставилась, полученные результаты могут распространяться только на выборочную совокупность, либо использоваться как справочные. Однако большой объем опрошенных позволяет делать вполне обоснованные выводы. Распределение по полу выглядит следующим образом: 39% мужчин, 61% женщин. Большая часть, 64% выборочной совокупности представлена горожанами, 36% – сельскими жителями. 62,3% респондентов имеют высшее образование, 7,7% – неполное высшее образование, 21,7% – среднеспециальное, 5,7% – среднее, 5,3% – неполное среднее. Более половины, 63,3% выборки работает в бюджетной сфере; 10,7% – по найму; 8,3% – студенты; 5,3% – безработные; 5,3 % – пенсионеры; 2,7% являются предпринимателями; 1,7% находятся в отпуске по уходу за ребенком.
Результаты, полученные в ходе анкетирования, свидетельствуют, что эмоциональный уровень осознания экологических угроз проявляется у подавляющего большинства опрошенных, 93,7% признались, что состояние окружающей среды в Калмыкии вызывает тревогу. Так, 47,7% респондентов обеспокоены в большей степени, 46,0% это состояние волнует меньше. Единицы признались, что экологические проблемы их вообще не беспокоят. Несколько человек затруднились ответить.
Один из вопросов анкеты позволяет выявить когнитивный уровень осознания экологических угроз. На вопрос: «О каких экологических проблемах, имеющихся в Калмыкии, вы знаете больше всего?» 55,3% респондентов назвали деградацию и оскуднение пастбищ, 10,3% – загрязнение земель отходами переработки нефти и ТБО, несанкционированными свалками, 8,3% – засоленность земель. Результаты показывают, что о негативных последствиях деградации пастбищ население лучше осведомлено, чем о других экологических проблемах.
Следующий вопрос анкеты «Что вы сами можете предпринять в решении экологических проблем?» позволил определить поведенческий уровень осознания экологических явлений. Полученные данные показывают, что большая часть респондентов (54,0%) не ответила на поставленный вопрос, не найдя подходящего варианта. Мы считаем, что они не готовы предпринимать что-либо для предотвращения или устранения экологических проблем. Определяем эту группу (по классификации Ф.Ф. Рамазановой) как созерцательно-пассивную, так как уровень их экологического сознания свидетельствует, что респонденты знают об экологических проблемах, но не желают их решать своим поведением. Лишь один человек признался, что не готов деятельно участвовать в решении экологических проблем.
Почти четверть, 24,7% респондентов соблюдают экологические нормы в повседневной жизни. К сожалению, большая часть, возможно, этого не делает. 19% ответивших собираются участвовать в посадке деревьев для закрепления почв. Эта группа, на наш взгляд, имеет деятельный уровень экологического сознания, эти респонденты готовы реально что-то выполнять, чтобы снять остроту конкретной проблемы, характерной для республики.
К этой группе отнесем молодых парламентариев республики, членов молодежного парламента, которые в 5 марта 2015 г. на своем заседании предложили ряд инициатив по решению проблем окружающей среды, в том числе, принять участие в проведении Дней защиты от экологической опасности, организуемых Министерством природных ресурсов Республики Калмыкия ежегодно в период с 15 апреля по 5 июня, а также в экологической акции Федерального агентства лесного хозяйства «Всероссийский день посадки леса». В рамках проведения Всемирного дня борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается ежегодно 17 июня, в республике запланировано провести акцию по высадке кустарников джузгуна и терескена на территории Черноземельского района Республики Калмыкия, организовать и провести в муниципалитетах республики субботники по благоустройству и озеленению населенных пунктов, очистке от мусора и захламления мест массового отдыха, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок [5]. Надеемся, что инициативы молодых людей, их природоохранные мероприятия будут способствовать распространению экологических знаний в республике, привлекая внимание общественности к проблемам экологии, позволяя на практике решать некоторые из них и на этой основе формируя у населения уверенность в небесполезности природоохранной деятельности.
Исходя из мнения опрошенных, можно выстроить тройку главных причин обострения экологической ситуации в Калмыкии. Она выглядит таким образом: экологическая безграмотность (35%), отсутствие представлений у населения о производственной (непроизводственной) деятельности, причиняющей ущерб природе (22%), стремление получить быструю экономическую выгоду (20%). Эти факторы приводят к тому, что естественные пастбища калмыцкой степи перегружены из-за бессистемного выпаса скота, который многократно превышает норму. Неучитываемая агроэкономика, являясь приоритетным условием повышения уровня жизни значительной части населения региона, при этом ведет к существенной дестабилизации и качественной деградации природной среды [2].
Разделяем мнение В.Н. Васильевой, М.А. Торгунаковой о том, что для того чтобы на деле осуществить переход от политики покорения природы к политике коэволюции с ней, еще предстоит добиться, чтобы у всех людей на деле произошел психологический перелом в пользу «Всемирной стратегии охраны окружающей среды», принятой ОО Н: мы не унаследовали землю у наших отцов, а взяли ее в долг у наших детей. Чтобы произошел этот психологический перелом, необходимо сформировать у всего населения экологическое мышление [1].
Наши предки, калмыки-кочевники имели такое мышление: они умело сочетали видовой состав и обратимость скота, умело стравливали растительный покров пастбищ, заботились о его последующей вегетации, тем самым поддерживая необходимый баланс между кормоемкостью степи и количественным соотношением домашних животных, в интересах собственного материального благополучия, так и здоровой экологической среды.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить слабую выраженность практической направленности природоохранного движения в современной Калмыкии. Необходима экологизация социальных институтов, деятельность которых призвана формировать и развивать экологическую культуру населения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Калмыкия в рамках научного проекта «Интеграция гуманитарно-экологических и социально-политических действий в целях принятия управленческих решений» № 14-46-01031 «(№14-01-96500) – р_юг_а».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: