УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРИРОДНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ ВИДА AMORIA MONTANA В ПРИУРАЛЬЕ

 

Интерес к проблеме сохранения биологического и ландшафтного разнообразия с каждым годом значительно возрастает как в научной среде, так и среди общественности. Необходимость сохранения биологического и ландшафтного разнообразия обусловлена тем, что более сложный и разнородный биогеоценоз обладает устойчивостью и способностью противостоять различным внешним неблагоприятным воздействиям.
Ландшафтное и биологическое разнообразие Оренбургской области определяется меридиональным расположением региона и воздействием как широтной зональности, так и вертикальной поясности. На данной территории природные сообщества представлены в основном степями и лесостепями, на долю лесных сообществ приходится около 4%. Современная степная растительность отличается большим разнообразием сообществ, разнообразным их сочетанием, наличием множества экологических условий, определяющихся сложностью и пересеченностью рельефа, а также длительным воз¬действием человека [4].
Большое влияние на структуру ландшафтов оказало освоение целины в советский период и перевыпас скота, что привело к уничтожению степного ландшафтного разнообразия, естественной растительности, резкому сокращению количества степных животных.
Необходимо осуществление постоянного мониторинга состояния ландшафтов и биологического разнообразия степной зоны. Большое значение имеет изучение природных, не охраняемых, территорий в связи с их большей уязвимостью.
Нами была изучена внутрипопуляционная изменчивость Amoria montana в природных популяциях на территории Оренбургской области в течение 2003–2005 гг.
В течение трех лет велись наблюдения за изменчивостью основных признаков данного вида в Кваркенском р-не, недалеко от п. Зеленодольск. Количество обследованных за это время особей в данной популяции составило 252 шт. Анализ полученных данных показал следующее. A. montana – многолетник со стержневым деревянистым корнем и прямостоячими крепкими стеблями, покрытыми густыми прижатыми волосками, придающими им серый оттенок. Высота растения в пределах данного района исследования колеблется от 21,0 до 69,1 см [2] . Листья с 3 листочками; прилистники свободные. Листочки эллиптические, у краев с множеством утолщенных жилок, длиной от 1,7 до 6,6 см, остро и мелкозубчатые. Ширина их составляет 0,6–1,8 см. Соцветий обычно два на каждом стебле; головки эллиптические или яйцевидные, плотные, длиной от 0,8 до 2,2 см. Чашечка правильная с открытым голым зевом, с 10, редко с 5 жилками. Цветки длиной 7–9 мм, с белым венчиком, при отцветании буреющим. Прицветники пленчатые, ланцетные. Цветоножки не длиннее 1/3 трубки чашечки, с почти равными, ланцетно-шиловидными зубцами. Боб многосемянный (с 1–6 семенами), сидячий или на едва заметной ножке. Цветет в мае – августе. Размножается и распространяется семенами.
В первый год изучения средней фенотипической изменчивостью характеризовались признаки: высота растения (V=16,54%), ширина листочка (V=25,12%) и длина соцветия (V=18,69%). Повышенный уровень изменчивости характерен для следующих признаков: длина листочка (V=35,23%) и количество цветоносов (V=30,49%). Высоким коэффициентом вариации обладает признак длина цветоноса (V=39,02%), а очень высоким – длина черешка листа (V=97,45%).
Во второй год изучения средней фенотипической изменчивостью характеризовалось большинство изученных признаков: высота растения (V=25,00%), ширина листочка (V=25,43%), длина цветоноса (V=21,49%), длина соцветия (V=20,83%) и количество цветоносов (V=23,19%). Высоким коэффициентом вариации обладали лишь признаки: длина черешка листа (V=47,43%) и длина листочка (V=39,28%).
В третий год изучения средней фенотипической изменчивостью характеризовались признаки: высота растения (V=17%), ширина листочка (V=22,32%) и длина соцветия (V=19,52%), т. е. те же, что и в первый год изучения. Повышенный уровень изменчивости также характерен для аналогичных с первым годом изучения признаков: длина листочка (V=28,50%) и количество цветоносов (V=28,55%). Высоким коэффициентом вариации обладает признак длина цветоноса (V=40,10%), а очень высоким – длина черешка листа (V=68,57%).
В связи с очень большой схожестью варьирования признаков в первый и третий год можно предположить, что второй год (2004) сильно отличался по метеоусловиям (количество осадков, среднесуточная температура, влажность), либо происходит явление, которое является компенсаторным механизмом для сохранения систематических признаков и происходит это с некоторой периодичностью.
В целом, динамика изменчивости признаков в популяции A. montana в течение трех лет наблюдалась незначительная. Основные признаки являются устойчивыми. Два года подряд наблюдаются лишь незначительные колебания изменчивости, что говорит о предположительной стабильности данной популяции и, возможно, вида в целом.
Растёт на суходольных лугах, в светлых сухих лесах, преимущественно сосновых, по опушкам, на луговых степях, среди кустарников. В молодом возрасте хорошее кормовое растение, по питательности надземная часть этого вида не уступает другим клеверам. Позже он практически не поедается из-за жёсткости и опушённости листьев и стеблей. Медонос.
О ресурсных возможностях вида и его генетическом составе можно судить по популяционному и ценопопуляционному составу, т.е. таксономической структуре вида [1]. Наличие достаточного объема генетической информации в популяциях вида определяет «судьбу», а экологическая пластичность популяций обеспечивает их устойчивость [3]. Таким образом, метод анализа популяционной изменчивости растений фактически является методом оценки адаптационных возможностей популяций, способом оценки адаптационного потенциала вида, поскольку одной из распространенных форм адаптации является развитие пластичного фенотипа, отражением чего служит уровень фенотипического разнообразия популяции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. – М.: Наука, 1983. – 278 с.
  2. Губанов И.А и др. Иллюстрированный определитель растений средней России. Том 2: Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). – М., 2003. – 665 с.
  3. Жученко А.А. Адаптивный потенциал культурных растений эколого-генетические основы. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 766 с.
  4. Рябинина З.Н. Конспект флоры Оренбургской области. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – 164 с.
  5. Чибилёв А.А. Степи Северной Евразии. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – 192 с.
 
Ю.Н. Баширова, В.И. Авдеев