ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ, АДАПТИРОВАННЫХ К УСЛОВИЯМ ШИРИНСКОЙ СТЕПИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

SPECIFIC DIVERSITY OF TREES AND SCRUBS WHO HAVE ADAPTED TO CONDITIONS OF KHAKASSIYA SHIRA STEPPE

 

А.И.Лобанов, М.А.Кириенко

A.I.Lobanov, M.A.Kirienko

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт леса им.В.Н.Сукачева СО РАН

(660036, Россия, Красноярск, Академгородок, 50/28)

Sukachev Institute of Forest of Siberian Branch Russian Academy of Sciences

(660036, Russia, Krasnoyarsk, Akademgorodok, 50/28)

e-mail: institute@forest.akadem.ru

 

Приведен видовой состав деревьев и кустарников, прошедших успешную адаптацию к условиям Ширинской степи Республики Хакасия.

Specific diversity of trees and scrubs who have passed the successful adaptation to conditions of Khakassiya Shira. 

Резко континентальный климат аридной озерно-котловинной Ширинской степи Республики Хакасия, с ее знойным летом и холодной зимой, с пронизывающими ветрами, нередко переходящими в пыльные бури, создает временами крайне неблагоприятную обстановку для жизни человека, животных, для ведения сельского хозяйства и произрастания растительности. Здесь среднегодовая температура воздуха составляет –0,4°С при годовой сумме осадков 248 мм [1]. В почвенном покрове доминируют южные и маломощные обыкновенные карбонатные черноземы. В связи с засоленностью верхнедевонских и пермокарбонатных отложений широкое распространение получили в разной степени каштановые карбонатные солонцеватые почвы по понижениям рельефа и на склонах всех экспозиций.  Поэтому проблема формирования полноценной среды обитания человека, животных и улучшение условий ведения сельского хозяйства, сохранения и обогащения биологического разнообразия, повышения качества создаваемых озеленительных и различных видов защитных лесонасаждений приобретает в Ширинской степи особую остроту. Однако при создании защитных лесных и озеленительных насаждений в степной зоне непременным условием обеспечения их биологической устойчивости, долговечности, мелиоративного и эстетического эффекта является правильный подбор ассортимента деревьев и кустарников.

При подборе деревьев и кустарников надо стремиться к тому, чтобы они обладали в степных условиях высокой биологической устойчивостью, засухоустойчивостью, высокой зимостойкостью, солеустойчивостью, способностью к семенному размножению и своевременно завершали рост [5, 6, 8, 10].

Большим недостатком защитного лесоразведения и зеленого строительства в Ширинской степи Республики Хакасии является бедность ассортимента деревьев и кустарников, насчитывающего в общей сложности не более 12-13 видов. В полезащитном и пастбищезащитном лесоразведении в богарных условиях, в лесных защитных насаждениях вдоль путей транспорта, на берегах степных водоемов лечебного значения и в зеленом строительстве более 40 лет, по данным ряда авторов [6, 9, 12], используются следующие адаптированные к местным условиям виды деревьев и кустарников: тополь лавролистный (Populus laurifolia Ledeb.), тополь черный (P. nigra L.), тополь бальзамический (P. balsamifera L.), вяз приземистый (Ulmus  pumila L.), сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.) на легких почвах, лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.), береза повислая (Betula pendula Roth.), ива остролистная (Salix acutifolia Willd.), карагана древовидная (Caragana arborescens Lam.), смородина золотая (Ribes aureum Pursh.), облепиха крушиновая (Hippophae rhamnoides L.), жимолость татарская (Lonicera tatarica L.) и кизильник черноплодный (Cotoneaster melanocarpus Lodd.). Бедность ассортимента значительно снижает эстетические достоинства зеленых насаждений, а также защитные и мелиоративные свойства лесонасаждений на пахотных и пастбищных землях. Очень редко встречаются в созданных насаждениях ель сибирская (Picea obovata Ledeb. ), единично – сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L.) и рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia L.).

Ученые Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН [3, 7, 8, 10, 11] в 1975-1996 и последующих годах провели работы по интродукции и подбору деревьев и кустарников для защитного лесоразведения и озеленения населенных пунктов в условиях Ширинской степи Хакасии на базе Хакасского стационара названного Института (с. Соленоозерное) и Ширинской научной базы Красноярского научного центра СО РАН (п. Жемчужный). Работы по интродукции растений ведутся и по сей день. В настоящее время здесь успешно произрастают представители 19 семейств, 43 родов, 82 видов деревьев и кустарников [10]. Они создавались посадкой сеянцев и саженцев, выращенных в дендрарии Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН в г.Красноярске и привезенных из ботанических садов Новосибирска и Барнаула, а также посевом семян, выписанных и привезенных из ботанических садов Москвы (ГБС), Абакана, с Дальнего Востока и других мест.

Цель работы – оценить адаптационные свойства деревьев и кустарников, введенных в культуру для целей защитного лесоразведения и зеленого строительства в условиях Ширинской степи Республики Хакасия.

Фенологические наблюдения за древесными растениями проводили по общепринятой методике И.Н.Елагина и А.И.Лобанова [4]. Зимостойкость растений определяли по 7-балльной шкале [2]. Засухоустойчивость растений оценивали: 0 – незасухоустойчивые, 1 – засухоустойчивые. По отношению к засоленности почвы растения подразделялись на: 0 – несолеустойчивые, 0,5 – выносят небольшое засоление почвы, 1 – солеустойчивые. Окончание роста годичных побегов отмечалось по формированию верхушечных почек и при достижении верхних листьев нормальных размеров и плотности.

В результате более, чем 15-летних (молодые посадки) и 36-летних (старые посадки) испытаний разных видов растений в несвойственных их естественному ареалу условиях Ширинской степи, удалось оценить адаптационные свойства некоторых видов деревьев и кустарников, пригодных для использования в  защитном лесоразведении и зеленом строительстве. Характеристика их адаптационных свойств приведена в таблице.

Таблица

Адаптационные свойства некоторых растений-интродуцентов

в условиях Ширинской степи Республики Хакасия

Вид растений

Жизнен-

ная

форма

Окончание

роста

Зимос-

тойкость,

балл

Засухоус-

тойчи-

вость

Способность

к семенному

размножению

Солеус-

тойчи-

вость

Абрикос маньчжурский

Armeniaca mandshurica (Maxim) Skvorts.

Д

2 дек. VI –

1 дек. VII

I

1

+

1

Абрикос сибирский

Armeniaca sibirica (L.) Lam.

Д

3 дек. VI –

1 дек. VII

I

1

+

0

Боярышник кроваво-красный Crataegus

sanguinea Pall.

Д

3 дек. V –

1 дек. VI

I

1

+

1

Вишня войлочная

Cerasus tomentosa (Thunb.) Wall.

К

2 дек. VII

I

1

+

0

Груша уссурийская

Pyrus ussuriensis Maxim.

Д

2 дек. VI

I

1

+

0

Жестер даурский

Rhamnus dahuricus Pall.

Д

1-2 дек. VI

I

1

+

0

Ирга колосистая

Amelanchier spicata (Lam.) C. Koch.

К

3 дек. VI –

1 дек. VII

I

1

+

0

Кизильник блестящий

Cotoneaster lucidus Schlecht.

К

2-3 дек. VII

I

1

+

0

Курильский чай кустар-

Никовый Pentaphylloides fruticosa (L.) O. Schwarz.

К

3 дек. VII –

2 дек. VIII

I

0

+

0

Рябина обыкновенная

Sorbus aucuparia L.

Д

3 дек. VI –

1 дек. VIII

I

1

+

0

Сирень амурская

Syringa amurensis Rupr.

Д

3 дек. VI

I

0

+

0

Сирень венгерская

Syringa josikaea Jacq. f. ex Rchb.

К

1-2 дек. VI

 

I

1

+

0

Сирень обыкновенная

Syringa vulgaris L.

К

1 дек. VII

I

1

+

0

Смородина двуиглая

Ribes diacantha Pall.

К

3 дек. VI –

3 дек. VII

I

1

+

0

Спирея городчатая

Spiraea crenata L.

К

3 дек. VI –

2 дек. VII

I

1

-

0

Спирея дубровколистная

Spiraea chamaedrifolia L.

К

1-3 дек. VII

I

1

+

0

Черемуха виргинская

Padus virginiana (L.) Mill.

Д

1-2 дек. VII

I

1

+

0

Черемуха Маака Padus maackii (Rupr.) Kom.

Д

3 дек. VI –

1 дек. VII

I

1

+

0

Черемуха обыкновенная

Padus avium Mill.

Д

2 дек. VI –

1 дек. VII

I

0

+

0

Чингил серебристый

Halimodendron halodendron (Pall.) Voss

К

2 дек. VII

 

I

1

+

1

Шефердия серебристая

Shepherdia argentea (Pursh) Nutt.

Д

2-3 дек. VII

I

1

+

0

Шиповник колючейший

Rosa spinosissima L.

К

1-3 дек. VII

I

1

+

0

Шиповник морщинистый

Rosa rugosa Thunb.

К

1 дек. VIII –

1 дек. IX

I

1

+

0

Яблоня ягодная

Malus baccata (L.) Borkh.

Д

3 дек. VI –

2 дек. VII

I

1

+

0

Ясень пенсильванский

Fraxinus pennsylvanica Marsh.

Д

1-2 дек. VII

I

1

+

0

 

Из таблицы видно, что подавляющее большинство видов деревьев и кустарников успешно проходят все фазы сезонного развития, своевременно завершают рост годичных побегов, вполне зимостойки, засухоустойчивы и способны к семенному размножению, что свидетельствует о их высоких адаптационных способностях. Такие солеустойчивые виды, как абрикос маньчжурский, боярышник кроваво-красный, вяз приземистый, лиственница сибирская и чингил серебристый, могут быть использованы для лесоразведения и озеленения на солонцеватых почвах. Все изученные виды деревьев и кустарников рекомендуется шире использовать при создании различных видов озеленительных и защитных лесонасаждений древесно-кустарникового типа в зависимости от их целевого назначения и лесопригодности почв. Актуально дальнейшее изучение ритмов роста и развития и оценка адаптационных свойств других видов деревьев и кустарников, введенных в культуру в условиях степных и сухостепных районов Республики Хакасия. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агроклиматический справочник по Красноярскому краю и Тувинской автономной области. Л.: Гидрометеоиздат, 1961. 288 с.
  2. Древесные растения Главного Ботанического сада АН СССР. М.: Наука, 1975. 547 с.
  3. Дудникова С.Ю., Молоков В.А. Новые древесные породы для озеленения населенных пунктов сухостепных районов Сибири // Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: ИЛиД СО АН СССР, 1991. С. 169-171.
  4. Елагин И.Н., Лобанов А.И.. Атлас-определитель фенологических фаз растений. М.: Наука, 1979. 95 с.
  5. Лапин П.И., Калуцкий К.К., Калуцкая О.Н. Интродукция древесных растений. М.: Лесн. пром-сть, 1979. 224 с.
  6. Лиховид Н.И. Интродукция деревьев и кустарников в Хакасии. Новосибирск: НИИ АПХ СО РАСХН, 1994. Ч. 1.  348 с.;  Ч. 2.  332 с.
  7. Лобанов А.И. Годичный цикл развития растений степей Хакасии // География и природные ресурсы. 1983. № 4.  С. 156-158.
  8. Лобанов А.И. Интродукция деревьев и кустарников в условиях Ширинской степи // Плодоводство, семеноводство, интродукция древесных растений: Материалы VII междун. научн. конф. Красноярск: СибГТУ, 2004. С. 111-115.
  9. Лобанов А.И. Пути повышения устойчивости и долговечности полезащитных лесных полос в аридной зоне Сибири / А.И.Лобанов, В.Н.Невзоров [и др.] // Ресурсы регионов России. 2002. № 2. С. 20-28.
  10. Люминарская М.А., Вараксин Г.С. Оценка перспективности использования различных видов интродуцентов в озеленении в сухостепных условиях Хакасии // Вестник КрасГАУ. 2008. Вып. 5.  С. 125-134.
  11. Молоков В.А., Невзоров В.Н., Савин Е.Н. Интродуценты в защитных и лечебно-оздоровительных насаждениях на берегах степных водоемов лечебного значения в Южной Сибири. Красноярск: СибГТУ, 2000. 43 с.
  12. Савин Е.Н. Выращивание лесных полос в степях Сибири / Е.Н.Савин, А.И.Лобанов [и др.]. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. 102 с.