ВЛИЯНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА АРИДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ВОЛГОГРАДСКОГО И АСТРАХАНСКОГО ЗАВОЛЖЬЯ

THE INFLUENCE OF RECREATIONAL LOAD ON THE ARID LANDSCAPES OF THE AREA OF VOLGOGRAD AND ASTRAKHAN LEFT BANK OF THE VOLGA RIVER

 

Д.А.Солодовников, С.Н.Канищев

D.A.,Solodovnikov,  S.N.Kanischev

Волжский гуманитарный институт (филиал)

 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

(404133, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 11, vgi@vgi.volsu.ru)

Volzhsky Institute of Humanities (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Volgograd State University»

(11, 40 Let Pobedy Street, Volzshky town, Volgograd region, 404133, vgi@vgi.volsu.ru)

 

В публикации обобщены результаты работ 2009-2011 года по изучению влияния рекреационной нагрузки в условиях аридных экосистем на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника и Природного парка «Эльтонский».

In this paper we summarize the results of the study on the influence of the recreational load on the arid ecosystems of the Bogdinsko-Baskunchaksky reserve and Eltonsky Nature Park during the period of 2009-2011. 

Сеть ООПТ разного ранга в России активно развивается, за последнее десятилетие только на юго-востоке европейской части страны появились десятки новых ООПТ, в большинстве из которых в разных формах осуществляется экскурсионный, познавательный, оздоровительный и другие виды туризма. В большинстве субъектов РФ есть региональные программы развития туризма, предусматривающие увеличение въездного туризма. В настоящее время совершенно очевидна необходимость создания комплексной программы развития отдыха и туризма в ООПТ. Посещаемость российских ООПТ неуклонно растет. На развитие экотуризма в заповедниках и национальных парках направлены поправки в федеральный закон «Об ООПТ», подготовленные Министерством природных ресурсов РФ. Между тем, нормативная база для оценки возможной рекреационной нагрузки в степной и пустынной зонах отсутствует. На сегодняшний день в России не существует методик определения норм рекреационной нагрузки на аридные (степные и пустынные) экосистемы. Существующие стандарты, например ОСТ 56-100-95  "Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы", устанавливают применяемые в науке и произ­водстве методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы. Этот документ разработан в условиях средней полосы Европейской России и обычно применяется для любых лесов. Вполне очевидно, что для оценки возможной рекреационной нагрузки на открытые аридные ландшафты необходима самостоятельная методика.

Котловины крупнейших бессточных озер Северного Прикаспия не являются исключением из общей тенденции. В окрестностях оз. Баскунчак функционирует государственный Богдинско-Баскунчакский заповедник, который ежегодно посещают более 3 тыс. человек (подавляющее большинство экскурсантов локализуется в районе горы Большое Богдо). Озеро Баскунчак – уникальный природный объект, обладающий хорошей транспортной доступностью и пользующийся популярностью у туристов. Вблизи границ заповедника, в пос. Нижний Баскунчак имеется развитая туристическая инфраструктура – санаторий-профилакторий «Баскунчак», музеи, предприятия торговли и общественного питания. Активно развивается пляжный туризм на озере. В выходные дни летнего сезона небольшой участок побережья близ границы заповедника посещают до 1000 человек. В пос. Нижний Баскунчак активно развивается инфраструктура, обеспечивающая этот вид рекреации – охраняемые парковки, душевые кабины, летние кафе и пр.

На озере Эльтон действуют региональный природный парк «Эльтонский» и крупный санаторий-грязелечебница. Поток туристов также постоянно растет, ведется строительство новых корпусов санатория, в 2010 г. введена в эксплуатацию новая асфальтовая дорога, сократившая путь из областного центра на 100 км.

В 2009-2011 гг. коллектив исследователей Волжского гуманитарного института проводил комплексные исследования влияния рекреации на ландшафты Заволжья в пределах указанных ООПТ. Исследования показали неоднозначность влияния рекреации на природные комплексы аридной зоны. Отрицательные последствия рекреации вполне очевидны и выражаются в изменении растительности и почвенного покрова. Основные выводы, которые можно сделать по результатам 3 лет наблюдений сводятся к следующему. Аридные зональные ландшафты чрезвычайно чуствительны к рекреационному воздействию. Даже незначительная рассеянная рекреационная нагрузка (проход по территории нескольких десятков человек) вызывает достоверные изменения в фитоценозе - увеличивается доля сорных видов, уменьшается проективное покрытие растительности и продуктивность фитоценозов, выражающаяся в уменьшении фитомассы. Изменения геоботанических характеристик сохраняются на протяжении, по меньшей мере, 3 лет, хотя после 3 вегетационных сезонов визуально не выражена, а выявляется специальными геоботаническими методами. Даже исключительно благоприятная по условиям почвенного увлажнения весна 2010 г. не ликвидировала различий в характеристиках контрольных и экспериментальных участков. Еще устойчивей изменения, возникающие при линейной рекреационной нагрузке. Хорошо различимая на местности тропа формируется после прохода 75-100 человек. По прошествии 2 вегетационных сезонов такие тропы отлично различимы на местности и почти лишены свежих всходов растительности. По прошествии 3 вегатационных сезонов тропы на местности не различимы, но изменение структуры и свойств почвы сохраняется. Критической величиной рекреационной нагрузки в условиях Богдинско-Баскунчакского заповедника можно считать кратковременное нахождение 100 человек. Изменения, вызванные меньшим количеством рекреантов нивелируются в течении одного вегетационного сезона.

Масштабы изменений геоботанических характеристик зависят от растительности. Наименее устойчивы к рекреационной дигрессии галофильные сообщества однолетников (солерос) озерных отмелей и кустарничковые галофильные сообщества (сарсазан) низких озерных террас.

Рекреационная дигрессия ведет к уплотнению почвы и уменьшению ее водоемкости. Незначительные отличия сохраняются даже по прошествии 3 полевых сезонов после однократного рекреационного воздействия. Отличия выражены в верхнем 20-сантиметровом слое почвы, который имеет наибольшее значение для травянистой растительности. Глубже 20 см различия нивелируются. Единственный источник почвенной влаги в верхних горизонтах – атмосферные осадки. Уплотненная почва хуже впитывает поверхностную влагу, часть ее в условиях сухого жаркого климата успевает испариться. Поэтому участки, подвергающиеся как линейной, так и рассеянной рекреации, слабее увлажнены и имеют худшие условия для развития растительности.

Критерии дигрессии почвенно-растительного покрова, применяемые в лесной зоне, для ландшафтов Нижнего Поволжья не применимы. В целом невысокие показатели проективного покрытия растительности сильно варьируют от участка к участку. Главными критериями дигрессии служат изменение видового состава растительности в сторону преобладания сорных однолетних видов. Весьма объективные результаты дают методы исследования водонасыщенности почв. Достоверных различий в содержании органического вещества почв контрольных и экспериментальных участков обнаружить не удалось.

Таким образом, для определения допустимых норм рекреационной нагрузки необходимо пользоваться комплексом почвенно-геоботанических методов.

Нельзя не отметить и определенный положительный эффект от образования туристических троп. В апреле 2010 г. нами был проведен комплекс метеорологических наблюдений, включающий регистрацию температуры воздуха и почвы, влажность, скорость ветра и др. Наблюдения проводились сертифицированными приборами по стандартным методикам с дискретностью 1 час (непрерывные суточные серии). Наблюдениями 27-29 апреля 2010 г. установлены достоверные различия в термическом режиме участков покрытых естественной травянистой растительностью и участков открытого грунта. Днем (с 8 до 16-17 часов) разница температур невелика, но в утренние и вечерние часы достигает 7-10 градусов; разница в 5-6 градусов сохраняется в течении всей ночи. Более быстрый прогрев участков с открытым грунтом утром привлекает сюда холоднокровных животных, в первую очередь насекомых и рептилий. Можно рассматривать степные и пустынные дороги и тропы как особые экотоны, привлекательные для пойкилотермных животных в определенный период суток.

Фрагментарные наблюдения за распределением позвоночных заставляют усомниться и в тезисе о безусловно вредном влиянии людей на популяции диких видов («фактор беспокойства»). Тропы, грунтовые дороги, минерализованные полосы, животноводческие фермы, линии электропередач определенно обладают привлекательностью для многих видов животных. Эта проблема нуждается в дополнительном детальном изучении.

В качестве практических рекомендаций по организации туризма в аридных ландшафтах можно предложить локализацию потока туристов на ограниченном количестве линейных маршрутов. Маршруты должны иметь леерное ограждение и быть оборудованы смотровыми площадками. Рассеянная рекреация, изменяющая структуру фитоценозов на значительной площади, должна быть категорически запрещена.