ВЛИЯНИЕ ЗАПОВЕДНОГО РЕЖИМА НА ЭНТОМОФАУНУ СТЕПНЫХ БИОЦЕНОЗОВ
Исследования энтомофауны степного заповедника «Оренбургский» начаты нами в 1991 году, практически с момента введения заповедного режима, и были продолжены в 1993 и 1999 гг. Из-за отсутствия материальных средств и нехватки квалифицированных энтомологов исследования носили фрагментарный и неполный характер, касались только некоторых групп насекомых, в основном мезопедофауны, тем не менее сравнение результатов исследований разных лет позволяет сделать первые выводы.
В различных биотопах участка «Буртинская степь» были заложены постоянные линии по учету численности мезопедобионтов методом отлова почвенными ловушками. Каждая линия представляет собой 10 пластиковых стаканов емкостью 0,5 л с диаметром верхнего края 90 мл, расставленных с интервалом в 10 м; в качестве фиксатора использовался 4%-ный раствор формалина.
Основу мезопедофауны заповедных участков составляют чернотелки и жужелицы, меньшее значение имеют долгоносики, мертвоеды и другие жуки, а также клопы и тараканы; во второй половине лета значительную долю улова составляют саранчевые.
Результаты исследований показали, что с 1991 года в энтомофауне произошли определенные изменения, которые мы не можем назвать положительными.
Установлено, что степные пожары, последний из которых в 1998 году охватил весь заповедный участок, изменяют структуру мезопедофауны – численность чернотелок снижается, а жужелиц повышается. Объясняется это тем, что население чернотелок восстанавливается в течении нескольких лет, так как у чернотелок Tentyria nomas и Blaps sp. многолетняя генерация, а заселение выгоревших участков этими видами со стороны затруднено, поскольку они не летают.
В то же время выгоревшие участки на следующее лето активно заселяются хорошо летающими эврибионтными жужелицами Harpalus (Harpalus smaragdinus, H.distinguendus) и Amara (A.aenea, A.ingenua). Если в целинной степи преобладали чернотелки, в выгоревшей доминируют жужелицы, причем виды, характерные для нарушенных биоценозов.
Сравнение результатов учетов разных лет показало, что резко снизилась численность целых экологических групп насекомых, в частности некрофагов и копрофагов. Так, численность жуков-могильщиков Nicrophorus sp. в разнотравной степи снизилась с 261 экз/100 ловушко-суток в 1991 г. до 2 экз. в 1992 г., на залежи со 132 до 4 соответственно.
Исчезновение некрофагов и копрофагов мы объясняем прекращением выпаса скота, в результате чего исчезли трупы скота, отходы при убое животных и помет копытных.
Снижение численности степного таракана и клопов, представленных в основном видами из семейства Myodochidae, мы также связываем со степными пожарами, вызывающими выгорание подстилки, в которой обитают вышеуказанные насекомые.
Если оценивать в целом численность мезопедобионтов, то за восьмилетний период в разнотравной степи она снизилась, а на залежи увеличилась. Но повышение численности на залежи в резкой степени коснулось только двух видов - чернотелки Tentyria nomas и жужелицы Harpalus smaragdinus; их доля в мезопедофауне увеличилась с 22,7% в 1991 г. до 53,4% в 1999 г. Доминирование узкого круга видов характерно для нарушенных биоценозов.
Суммируя все вышесказанное, мы можем сделать предварительный вывод, что абсолютно заповедный режим в заповеднике, устранив одни антропогенные воздействия (распашку, интенсивный выпас), оставил возможность влияния других, тоже антропогенных - степных пожаров и отсутствия достаточного количества диких копытных, в результате нарушение биоценозов продолжается. Таким образом, крайне необходимы исследования и мероприятия по оптимизации заповедного режима в заповеднике.