ВОПРОСЫ СТЕПЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

 

В условиях продолжающегося реформирования системы российского образования в школьной географии происходят качественные изменения. Обновляются ее цели и содержание, изменяется традиционная структура, внедряется дифференцированное, вариативное, профильное обучение, разрабатываются новые подходы к организации учебного процесса. Идет сложный процесс становления личностно-ориентированного образования, в реализации которого важное место занимает школьная география.
В то же время обостряется противоречие между повышением роли географических знаний в экологическом, экономическом образовании учащихся и неадекватном восприятием практической значимости географии как учебного предмета. О чем свидетельствует сокращение часов на изучение географии. Это создает определенные трудности в развитии познавательного интереса к географическим знаниям и предъявляет повышенные требования к инициативе и творчеству учителя, к его умению донести до учащихся понимание взаимозависимости природы и общества, важности их гармоничного взаимодействия.
Происходящие процессы актуализируют такие профессионально-значимые качества личности учителя, как умение альтернативно мыслить, нестандартно работать с содержанием обучения, в первую очередь, краеведческого характера, придавая ему личностно-смысловую направленность, способность к выбору приоритетов при разработке содержания регионального компонента, к созданию гибких моделей обучения географии, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся. Для современного учителя важно уметь действовать в новой ситуации, видеть оригинальные пути решения возникающих проблем, анализировать и оценивать результаты своей работы, накапливая бесценный опыт творческой деятельности, приобретение которого обеспечивает дальнейшее развитие социальной культуры, в частности, совершенствование системы образования. Обучение основам формирования опыта творческой деятельности в условиях коренных изменений школьного образования является приоритетным направлением в подготовке будущих учителей.
В качестве структурной единицы содержания обучения опыту творческой деятельности можно принять творческие (исследовательские) задачи на основе изучения своего края. Именно познание, преклонение и любовь к родным степным просторам и должны стать для учителя источником неиссякаемого творчества в воспитании и развитии личности учащегося средствами современной школьной географии.
Однако, составление творческих (исследовательских) задач зачастую – большая сложность. Главная особенность их в том, что они представляют собой логические загадки. Каждая из них содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Предмет, процесс или явление, о котором идет речь в творческой задаче, скрыт, зашифрован или находится в глубоком противоречии с окружением. Следовательно, способы шифровки могут быть различными и зависят от уровня их познавательной активности. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит решать.
Способы построения данных учебных задач разнообразны. Рассмотрим создание их основе интересных и необычных фактов, зафиксированных в наших степях.
Основными требованиями к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи на основе фактов являются: 1) достаточность условия; 2) наличие противоречия; 3) корректность вопроса [1]
Теперь перейдем к работе по созданию учебной задачи. Например, в книге А.С. Лысенко «Географическое краеведение» встречается такой факт:
В восточных степных районах Оренбургской области в 19 веке несколько раз наблюдалось марево. Во время одного из них на небосклоне был виден Меновой двор, окруженный водой и густым лесом. Однако известно, что такой двор находился в Оренбурге на голом пустыре, вдалеке от р. Урал.
Марево – это миражи, которые наблюдаются в районах с сухим климатом. Происхождение их связано с отражением лучей от предметов в более плотных слоях воздуха. Попадание лучей от других предметов (растительности, воды и т.п.) образует порой необычные картины, подобные той, которая описана выше [2].
Попробуем превратить этот текст в задачу, добавив вопрос: Какова причина данного необычного явления?
Проверим условие на критерий достаточности. Ясно, что при такой формулировке ученикам будет очень сложно выйти на ответ без посторонней помощи. Ввести в условие наличие отражающей способности плотного воздуха? Но это будет прямое наведение на ответ. Значит, нужен намек. Например, можно указать, что наша территория, характеризуется сухим климатом. Посмотрим, что получилось.
В восточных степных районах Оренбургской области в 19 веке несколько раз наблюдалось марево. Во время одного из них на небосклоне был виден Меновой двор, окруженный водой и густым лесом. Однако известно, что такой двор находится в Оренбурге на голом пустыре, вдалеке от р. Урал. Какова причина данного необычного явления в условиях нашего засушливого климата?
Противоречие в задаче есть, и даже чрезвычайно явное: виден Меновой двор, окруженный водой и густым лесом, однако, находится в Оренбурге на голом пустыре, вдалеке от р. Урал. Поэтому следует его слегка завуалировать : В восточных степных районах Оренбургской области в 19 веке несколько раз наблюдалось марево. Во время одного из них на небосклоне был виден Меновой двор, окруженный водой и густым лесом. Соответствует ли данное видение действительности, и какова причина данного необычного явления в условиях нашего засушливого климата?
Теперь посмотрим, корректен ли вопрос? Чтобы вопрос мог считаться корректным, должно быть ясно, где искать причину. Из контекста задачи следует, что проблема стоит именно в несоответствии увиденного и действительности, в местности с сухим климатом. Значит, внимание учащихся необходимо заострить на свойства воздуха, например, указать сезон года, только тогда вопрос можно будет считать корректным.
Таким образом, окончательная версия условия будет таким:
В восточных степных районах Оренбургской области в 19 веке в яркие солнечные дни несколько раз наблюдалось марево. Во время одного из них на небосклоне был виден Меновой двор, окруженный водой и густым лесом. Соответствует ли данное видение действительности, и какова причина данного необычного явления в условиях нашего засушливого климата?
Другим вариантом работы над творческими учебными задачами служит их разработка самими учащимися. В данном случае – основная роль учителя – контроль и помощь в работе над структурой составления творческой задачи.
Первый этап работы учащихся – поиск интересного факта (просторы фантазии неограниченны – задача учителя – корректировка тематики фактов). Так, необходимые факты можно найти в краеведческой литературе, а вот достичь «накала страстей» – наивысшей заинтересованности, только путем соединения прочитанного и увиденного. Рассмотрим пример работы над превращением в творческую задачу факта необычного природного явления, с которым можно познакомиться в ходе путешествия по любимейшему маршруту оренбуржцев – «Соль-Илецкий район».
В книге Э.А. Эверсманна «Естественная история Оренбургской области» описывается такое природное явление: «В районе Соль-Илецка, у подошвы «Гипсовой горы», есть интересная пещера. В зимнее время из нее дует настолько теплый воздух, что около выхода тает снег, а летом, воздух, выходящий из нее, наоборот, замораживает воду» [3].
Далее наступает второй этап – разработка учащимися творческой учебной задачи по данному материалу, с учетом трех основных требований. В ходе обсуждения с учителем выясняется, что для составления задач необходима дополнительная информация (которую можно найти самим и включить в содержание задачи или предложить найти тем, для кого будет предложена задача). Таким образом, дополнительный материал должен содержать:
1) достаточность условия – например, описание пещеры, ее основные параметры, расположения и др. – т.е. проработать необходимую литературу (составляют с учителем);
В результате собственных изысканий в пещере или в той же литературе можно получить следующие сведения: «…Всегдашний ветер из пещеры бесспорно указывает, что, кроме известного выхода или отверстия у г. Илецка, есть еще и другие отверстия, куда стремится воздух…» [3].
Таким образом, ключевой фразой в задаче (или достаточным условием) может стать указание на большую протяженность пещерных ходов.
2) наличие противоречия – после составления описания природного явления, необходимо сформулировать проблему (желательно применить дискуссию, для поиска наибольшего числа гипотез и противоречий) – например, сезоном года и наблюдаемыми процессами, которые уже обозначены в тексте. Хотя можно добавить и другие, например, условия резко-континентального климата, в которых находится пещера и прочее.
3) корректность вопроса – чтобы вопрос мог считаться корректным, должно быть ясно, кому именно он адресован или кто заинтересован в решении данного вопроса (вновь – обсуждение под руководством учителя).
Из контекста задачи следует, что проблема ставится лично перед каждым и решить ее можно при наличии необходимого объема климатических и физических знаний: наружный холодный воздух в течение зимних месяцев постепенно охлаждает стены длинной пещеры и поэтому летом из нее дует холодный ветер; к концу лета стены прогреваются, и температура воздуха меняется; в зимнее время холодный воздух, пройдя через пещеру, согревается от ее стенок и выходит более теплым, чем наружный воздух у пещеры. Следовательно, данную задачу под силу составить учащимся даже 6 класса после изучения темы «Атмосфера».
Следующий этап работы учащихся – формулировка итогового варианта творческой учебной задачи, например:
В районе Соль-Илецка, у подошвы «Гипсовой горы», есть интересная пещера. Так, войдя в нее в один вход, и длительно прогулявшись, можно выйти через другое отверстие. Кроме того, в зимнее время из нее дует настолько теплый воздух, что около выхода тает снег, а летом, воздух, выходящий из нее, наоборот, замораживает воду. Объясните причины такого явления.
Таким образом, приступая к отбору материала для творческих задач и работы над ними, необходимо, прежде всего, определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристики, сложность художественного образа, язык, а также опыт учащихся и их знания.
Создание и введение системы творческих задач на основе вопросов степеведения в учебный процесс может быть реализовано с использованием основных принципов контекстного обучения или синхронного обучения (вижу – сопоставляю), положений педагогических образовательных технологий, предполагающих построение учебного процесса на основе деятельностной, проблемной и ситуативной ситуаций, формируя высший уровень педагогического мастерства учителя - творческий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита, 2005.
2. Лысенко А.С. Географическое краеведение. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1969.
3. Эверсманн Э.А. Естественная история Оренбургского края. Ч. 1. – Оренбург: Тип. Штаба Оренб. корпуса, 1840. – 99 с.

Л.И. Родионова