ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ СТЕПНОГО СУРКА КАК ПРИОРИТЕТ ОПТИМИЗАЦИИ СТЕПНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Оренбургская область – один из ключевых степных регионов России. площадью 124 тыс.кв.км., расположенный на юге Урала. До массовой распашки целинных земель только на востоке области обитало свыше 1 млн. гол. байбака Marmota bobac. Освоение 1,8 млн. га. целинных и залежных земель в области 1954–1963 гг. стало основной причиной падения его ресурсов как из-за разрушения мест обитания, так и вследствие прямого уничтожения.
В 1970-х годах в области был впервые проведён охотхозяйственный учет сурка, его запасы были оценены в 86050 голов. Для воспроизводства ресурсов сурка, в области за 1975–1984 гг. государством было организованно шесть видовых заказников площадью 314,3 тыс. га. В созданном в 1989 г. заповеднике «Оренбургский» обитает 2600 сурков. Основное поголовье сурка, 43 тыс. из 57 тыс., обитает на сельскохозяйственных землях. В последние годы отмечена тенденция к стабилизации ресурсов сурка.
После длительного запрета на добычу, в последние годы разрешена спортивная охота на сурка. Официально добывается несколько сотен голов в год. По результатам наших исследований ландшафтно-экологических особенностей жизнедеятельности степных сурков, их стациальных предпочтений, лимитирующих факторов и территориальных резервов расселения, в Оренбуржье имеются достаточные возможности для многократного увеличения ресурсов степного сурка. Нами определены критерии пригодности мест обитания для сурков,  проанализированы благоприятные и неблагоприятные факторы, разработаны новые формы территориальной охраны титульных степных биологических объектов.
На ближайшую перспективу, в Оренбургской области существуют следующие площади потенциально пригодных для сурка земель (млн. га): земли сельхозначения, в т.ч. выявленные степные эталоны – 0,5-0,6; малопродуктивная пашня, подлежащая переводу в кормовые угодья – 1,3; земли несельскохозяйственного назначения, в т.ч. негосударственные ООПТ – 0,1-0,15.
Считаем, что в степной зоне России приоритет природоохранной деятельности следует отдавать титульным биологическим объектам, конституирующим степь как природный феномен, в т.ч. сурку.
Природными объектами реализации новых форм сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия степей могут быть:
1. Территории расформированных военных объектов.
3. Плакорные степные участки, охраняемые как землеоценочные эталоны, генетические резерваты для экологической реставрации степных экосистем, объекты научного мониторинга.
4. Эталоны целинных степных полнопрофильных почв, занесённые в региональные и федеральную Красные книги почв.
5. Степные массивы, используемые для адаптивного животноводства.
6. Земли стабилизации и восстановления почвенного плодородия.
В основу охраны степей должен быть положен приоритет средообразующей функции – целинности участка. Биологические ресурсы, продуцируемые средообразователем, как растительные так и диких животных, должны регулироваться и могут использоваться. Такая территориальная охрана может принять следующие формы.
1. Парки-биостанции. Территориальной базой является нефрагментированный компактный массив степного ландшафта площадью не менее 10000 га. Осуществляется хозяйственная деятельность, ориентированная на сохранение и восстановление целостных степных экосистем, проводятся научные эксперименты. Предполагаются любые формы собственности на территорию, включая варианты совладения.
2. Фонд стабилизации и восстановления почвенного плодородия. Формируется на базе деградированных и маловостребованных пахотных угодий путём создания системы почвенных заказников. Юридическим основанием может быть введение дополнительного типа землепользования в категории земель сельскохозяйственного назначения – земли стабилизации и восстановления почвенного плодородия. Этим типом землепользования предусматривается временный мораторий на пахотное использование без запрета на сельскохозяйственное использование. Не требует затрат на функционирование.
3. Конно-сурковые хозяйства рекреационно-охотничьей направленности.
В Оренбургской области имеется опыт негосударственной охраны степных экосистем. Общественная природоохранная организация фонд «Возрождение Оренбургских степей» с 2007 г. арендует участок Орловская степь площадью 16 тыс. га, на котором вследствие особого режима охраны восстанавливается популяция байбака. В настоящее время эта новая популяция достигает 400 гол. и распространяется на соседние сельскохозяйственные угодья.
С позиций оптимизации степного землепользования, нами была оценена максимально допустимая численность сурка на различных типах угодий. Так, на существующих кормовых угодьях (0,6 млн. га) максимальная численность сурка может оцениваться в 200 тыс. особей. На подлежащих фитомелиорации низкопродуктивных агрозёмах максимальная численность сурка оценена в 500-700 тыс. особей, на других территориях может обитать до 50-100 тыс. сурков.
С учетом системы лимитирующих факторов, в Оренбургской области реально и заведомо допустимо доведение численности сурка до порядка 500 тыс. особей, что на порядок превышает его современную численность.
Являясь одним из титульных биологических объектов степей, конституирующих степь как природный феномен, сурок заслуживает стать одним из приоритетных объектов в процессе восстановления степных экосистем. Особо следует отметить, что известно устойчивое существование сурков на пастбищных угодьях.
Кроме того, этот зверь имеет определённое экономическое значение, которое при ресурсах порядка 500 тыс. особей может оцениваться в 10 млн. Евро. Ежегодное изъятие 10-13% трофейных взрослых особей (порядка 50-60 тыс.) можно рассматривать как главную составляющую продукции охотхозяйства на степных сельхозугодьях. Стоимость такого количества сурков может оцениваться в 1,2 млн. Евро.
Восстановление ресурсов сурка в Оренбургской области рассматривается нами как одна из важных составляющих долгосрочной стратегии развития региона.
 

О.Н. Федоренко, Р.П. Шкаликов