ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ КОРМОВЫХ УГОДИЙ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ДОНСКОГО БАССЕЙНА

RESTORATION OF TRANSFORMED FODDER LANDS IN STEPPE ZONE OF THE DON CATCHMENT BASIN

 

А.В. Вдовенко, А.М. Пугачёва, А.А. Дудко

A.V. Vdovenko, A.M. Pugacheva, A.A. Dydko 

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский

агролесомелиоративный институт» (ФГБНУ «ВНИАЛМИ»)

(Россия, 400062, г. Волгоград, пр-т. Университетский, 97) 

All-Russia Scientific Research Agro-forestry Reclamation Institute

(Russia, 400062, Volgograd, prospect Universitetsky, 97)

e-mail: anastasiya.vdovenko@mail.ru

 

Проведена предварительная оценка состояния выбывших из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Изучено естественное зарастание кормовых угодий, в том числе видом Elaeagnus angustifolia L. в балочных и долинных депрессиях Волгоградской области. Определены ареалы его распространения, дана классификация пастбищ в зависимости от степени закустаривания. Разработаны предложения по использованию трансформированных кустарником степных ландшафтов.

Preliminary estimation of the condition of agricultural destination lands dropped out of rotation is accomplished. Natural overgrowing of fodder lands including by species Elaeagnus angustifolia L. in ravine and valley depression of the Volgograd region is studied. Areas of its dispersal are defined, classification of pastures depending on a bushing rate is given, Recommendations on the use of steppe landscapes transformed by bush have been developed.

 

В современных природно-климатических и социально-экономических условиях остро встает вопрос формирования устойчивых агроландшафтов и оптимального их использования. Особую роль выполняют деревья и кустарники, образуя каркас агроландшафтов и экологическую инфраструктуру, препятствуя деградационным процессам и защищая территорию от воздействия неблагоприятных факторов  окружающей среды.

Пастбищные и лесопастбищные кормовые угодья засушливого пояса России потенциально обладают хорошей продуктивностью, кормовой ценностью и при рациональном природопользовании способны удовлетворить региональные потребности в зеленых кормах.

Сопутствующими функциями древесного и кустарникового полога является препятствие солнечной инсоляции, отдых животных, защита от ветровых потоков, а также как дополнительный источник питания, что имеет большое зооэкологическое значение. В связи с этим необходимо изучить современное состояние трансформированных угодий, определить ареалы распространения видов, выявить их мелиоративное влияние на кормовой потенциал территорий и разработать предложения возможного их использования [4, 5].

Восстановление и сохранение экосистем в новых природно-хозяйственных условиях и их рациональное использование создаст основы устойчивого развития пастбищного природопользования на территории засушливой зоны [1, 6].

Цель данной работы: определить специфику формирования трансформированных  кормовых угодий. Провести классификацию лесопастбищных территорий  по кормовой продуктивности. Разработать предложения по использованию пастбищных степных ландшафтов в аридных условиях Донского бассейна.

Объектами исследований являлись – пастбищные и лесопастбищные экосистемы расположенные в аридном поясе Волго-Донского бассейна (Волгоградская область, Городищенский и Иловлинский районы). Для натурных исследований были выбраны участки с различными видами трансформаций и заложены пробные площади – 1) зарастание степными видами растительности и в различной степени закустаренные лохом 2)  диффузное, 3) мелкогрупповое, 4) крупные группы и куртины,  5) сплошное размещение. В каждой категории участков определялись эдафические факторы и их влияние на растительность [2, 3].

Работа выполнялась на базе методологических решений, разработанных учеными ВНИАЛМИ и успешно реализованных при разработке Национальных программ по борьбе с опустыниванием, Концепции адаптивного лесоаграрного природопользования в аридной зоне и общепринятых методик.

Исследования пастбищных угодий показали, что в бассейне Среднего Дона по берегам реки Сакарка (р. Паньшинка) закустариванию лохом подверглось более 400 га. Длина реки составляет 56 км. По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования России площадь бассейна реки 929 км2. Насаждения представлены лохом узколи?стным (Elaeagnus angustifolia) – вид листопадных кустарников или невысоких деревьев, высотой до 10 м (иногда до 12 м), род Лох (Elaeagnus) семейство Лоховые (Elaeagnaceae) [5]. Состояние насаждений хорошее, растения обильно плодоносят. В основном лох распространился в овражно-балочной сети, а также по долинам притоков Дона.

Таксационные исследования показали, что насаждения, произрастающие на объектах исследований, имеют возраст от 3 до 30 лет. Лох распространяется преимущественно семенным способом. Распространение семян – зоо- и гидрохорное. Всходы появляются в микропонижениях и вдоль берегов реки, образуя сплошные заросли. Вегетативное размножение наблюдается в образованных размывах и оврагах по берегам реки.

Для проведения анализа гранулометрического и химического состава почв на разных вариантах опыта проводили отбор почвенных образцов, в начале вегетационного периода – май и в конце – август на глубину до 3,0 м через 20 см. Анализ уровня залегания грунтовых вод в разных типах ценозов показал наименьший – 2 м в зарослях лоха, максимальный – 2,4 м на территориях с единично расположенными деревьями. В засушливый период уровень залегания грунтовых вод понижался в среднем на 0,5-1 м. Анализ грунтовых вод показал их слабую минерализацию 1,7-1,9 г/л, pH раствора – 7-8. Ограничителем распространения лоха без дополнительного увлажнения (микропонижения, овраги, кюветы и т.д.) является глубина залегания грунтовых вод ниже 4,5 м. По результатам изучения динамики влажности почвы в насаждениях разного типа определен максимальный показатель в зарослях лоха и снижение показателя на варианте с крупными и мелкими группами и одиночными деревьям.  

Возраст насаждений в зарослях и мелких группах 5-15 лет, средняя высота 3-5,5 метров, диаметр ствола от 5 до 18 см (табл. 1). Возраст кустарников и деревьев лоха при крупногрупповом и одиночном размещении достигает 30 лет, диаметр ствола 20-40 см, высота до 12 м (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика лесопастбищ закустаренных лохом узколистным, прирусловье р.Сакарка, 2014 г.

Типы

закустаривания

Количество деревьев

лоха, шт./га

Количество групп, шт./га

Возраст, лет

Высота, м

Диаметр

кроны, м

Диаметр ствола, см

Форма

развития

лоха

 

Диффузное

4-15

-

4-30

4-7

1,5-6,0

5-20

древовидная

 

Мелкогрупповое

20-150

7-8

10-15

5-6

5,0-6,0

9-17

древовидная, кустовидная

 

Куртинное

35-85

5-6

20-30

9-12

6,0-8,0

15-40

древовидная, кустовидная

 

Сплошные

заросли

200-380

-

6-10

3-4

1,5-3,0

4-15

кустовидная

 

На возникших лесопастбищах вдоль русла рек Паньшинка и Сакарка распространены преимущественно куртины и сплошные заросли лоха. В межлоховом пространстве по берегам рек в начале вегетации основу растительного покрова составляют злаки – 70-90%. Часто встречающийся вид – солодка голая произрастает очагами, по понижениям. Площадь очагов до 10-15 м2. Высота травостоя изменяется в течение вегетационного периода от 40 см до 65 см. На участке одиночных деревьев лоха в травостое преобладают полыни (50-70%), доля злаков  составляет 15-40%, остальное разнотравье – 10-30%. Средняя высота – 30 см. Межлоховое  пространство в виде пастбища практически не используется. В зарослях водятся многочисленные представители фауны.

Наибольшая урожайность трав в мае 2014 года наблюдалась на лесопастбищах с мелкогрупповыми и крупногрупповыми куртинами из лоха узколистного – 18-20 ц/га (табл. 2). Поедаемая масса составляла 45-60%. В травостое преобладали злаки (мятлик, овсяница, костер). В сплошных зарослях, сомкнутость полога и поросль лоха ограничивает возможности вегетации травянистой растительности.

Таблица 2

Урожайность трав на лесопастбищах с различным участием лоха узколистного, 2014 г.

Тип закустаривания

Площадь под травостоем, %

Воздушно-сухая масса, ц/га

май

август

общая

поедаемая

общая

поедаемая

Степной участок на возвышенности

100

13,5

11,0

11,5

6,5

Диффузное

90-95

16,5

11,5

13,5

7,5

Мелкогрупповое

75-85

18,0

12,0

24,0

13,5

Куртинное

60-70

20,0

18,5

26,0

19,5

Сплошные заросли

5-30

12,0

7,5

18,2

7,5

Доля поедаемой фитомассы трав на всех участках опыта изменялась в течение вегетационного периода. В начале вегетации она преобладала на участке контроля и в крупных куртинах лоха за счет высокой доли злаковых трав. Доля поедаемой фитомассы на лесопастбищах с одиночными деревьями и в мелких группах практически не меняется в течение вегетационного периода. Наименьший процент в мае (20-40) и августе (40-60) был в зарослях лоха из-за угнетенного состояния травянистой растительности вследствие затенения, конкуренции со стороны кустарников и ограниченной площади под травостоем, основу фитомассы здесь составляли солодка, злаки, хвощ и разнотравье.

При одиночном расположении деревьев лоха в начале вегетации в травостое преобладали злаки (30-70%), разнотравье (15-30%), также присутствовал хвощ. Самая высокая урожайность отмечена на лесопастбищах с крупногрупповым размещение лоха узколистного – 20 ц/га, в мелкогрупповых куртинах – 18,5 ц/га, при одиночном расположении и на открытом степном участке – 13,5-16,5 ц/га. В зарослях лоха – 12 ц/га, а с участием солодки – 25 ц/га (доля солодки в фитомассе до 45%). Участие солодки в травостое под пологом зарослей увеличивалось с мая по август на 10%, а количество злаков и разнотравья уменьшается.

В прирусловье р. Сакарка уровень грунтовой воды не опускался ниже 3 м, влаги было достаточно для растений в течение всего вегетационного периода, в результате чего образовывались хорошо сформированные плоды (рис.).

Рисунок. Плоды лоха, прирусловье р. Сакарка, август 2014 г. 

Большая урожайность плодов отмечена в крупногрупповых куртинах лоха и у одиночных деревьев находящихся в микропонижениях и вдоль русла реки – 70-100 кг с одного растения (0,7-5,0 т/га).

Специфика формирования лесопастбищ с участием Elaeagnus angustifolia вдоль берегов р. Сакарки заключается в том, что лоховники практически не распространяются на сухие возвышенные места, удаленные от русла реки более чем на 1 км, исключение составляют только естественные и искусственные микропонижения. В результате расселения лоха на изучаемой территории образовалось уникальное лесопастбище с высоким биоклиматическим потенциалом. Наиболее целесообразно использовать эти земли для выпаса крупного рогатого скота и организации зон отдыха.

В начале вегетационного периода комфортные условия для животных создаются на пастбищах с одиночно расположенными деревьями, в летний период – на пастбищах с мелкогрупповым и крупногрупповым размещением кустарника (зеленые зонты).

По кормовой продуктивности и зооэкологической комфортности в условиях долинной депрессии (р. Сакарка) природные лесопастбища можно разделить на следующие классы:

1 – куртинно-кустарниковые;

2 – мелкогруппово-кустарниковые;

3 – рассеянно-кустарниковые;

4 – сплошное закустаривание.

Для продуктивного и долговечного функционирования насаждений необходимо проведение лесохозяйственных работ по реконструкции сформировавшихся кормовых угодий. В сплошных зарослях отрегулировать нагрузку кустарника, путем вырубки и раскорчевки. Мелкогрупповое расположение кустарников лоха вдоль русла реки можно использовать как для создания сплошных полос, путем подсадки сеянцев (посева семенами), так и для формирования «зеленых зонтов», удаляя часть кустарника, что будет способствовать повышению продуктивности и зооэкологической комфортности лесопастбищных угодий.

При использовании кормовых угодий, закустаренных лохом, необходимо учитывать и то, что лоховые насаждения выполняют также разнообразные защитные, социальные, почвоукрепляющие, средообразующие и других функции. Рациональное природообустройство будет способствовать стабилизации пастбищных угодий, повышению их урожайности и восстановлению степного биоразнообразия. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вдовенко А.В. Проблемы деградации сельскохозяйственных земель юга России // Агро-XXI. 2013. № 7-9. С. 37-39.
  2. Кирпо Н.И., Вдовенко А.В., Лепеско В.В. Эколого-мелиоративная оценка состояния кормовых угодий, закустаренных лохом узколистным в районе Волго-Ахтубинской поймы // Изв. Нижневолж. агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2012. № 3 (27). С. 22-27.
  3. Косицин В.Н. Воспроизводство лоховых насаждений // Лесохозяйственная информация. 2009. № 1-2. С. 57-61.
  4. Косицин В.Н. Лоховые леса: распространение, использование, воспроизводство и охрана. // Лесн. хоз-во. 2011. № 6. С. 24-26.
  5. Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зеленого строительства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 1988. 287 с., [8] л. ил.
  6. Субрегиональная национальная программа действий по борьбе с опустыниванием (НПДБО) для юго-востока европейской части Российской Федерации / под ред. Е.С. Павловского, К.Н. Кулика, В.И. Петрова и др. Волгоград: ВНИАЛМИ, 1999. 314 с.