ВТОРИЧНЫЕ БОРОДАЧЕВЫЕ ПАСТБИЩА И ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗОНАЛЬНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

SECONDARY  BEARD GRASS OF PASTURES AND PROBLEMS OF RESTORATION OF ZONE VEGETATION

 

Н.Г.Лапенко

N.G.Lapenko

Ставропольский НИИ сельского хозяйства

Stavropol State Scientific Research Of Agricultural Institute (SSSRAI)

(356241, г. Михайловск, ул. Никонова, 49,

Шпаковский район, Ставропольский край)

(356241,  Mikhaylovsk, Nikonov St., 49

Shpakovsky area, Stavropol Krai)

E-mail: sniish_stepi@mail.ruLapenko31@yandex.ru

 

Изучены вторично возникшие  бородачевые сообщества. Выявлены основные особенности формирования травостоя на начальном этапе их трансформации. Полученные данные в ходе исследований могут стать надежной основой решения научно-практических задач в аграрном секторе, охраны и воспроизводства естественных ресурсов.

Again arisen beard grass communities are studied. The main features of formation of herbage at the initial stage of their transformation are revealed. The obtained data during researches can become a reliable basis of the solution of scientific and practical tasks in agrarian sector, protection and reproduction of natural resources.

Как известно, пастьба скота является наиболее древним видом хозяйственной деятельности, которая длительно воздействуя на ценозы зонального типа, постепенно приводила к изменению видового состава и структурных особенностей растительности сообществ. Происходило постепенное выпадение ценных кормовых растений, внедрение непоедаемых и сорных видов, и как следствие этого – снижение флористического разнообразия, падение продуктивности до 3-5 ц/га возд.-сух. массы, что способствовало возникновению многочисленных модифицированных группировок, из которых наиболее стойкими являются так называемые бородачевники с доминантом из Bothriochloa ischaemum.

Бородачевая стадия – представляет собой одну из стойких и наиболее распространенных стадий пастбищной дигрессии. Ареал бородачевых степей охватывает практически все Евразийское пространство, включая Юг России, Венгрию, Монголию, Хакасию, Среднюю Азию, Закавказье, Молдавию, Украину и др.

Общим для бородачевых сообществ является господство на этих территориях режима стихийного интенсивного животноводства: отарного овцеводства, стадного скотоводства и табунного коневодства [1].  

Сравнение зональных степей, некогда занимавших громадные пространства на Юге России и бородачевых степей, в составе которых сохранились отдельные целинные виды, как: Festuca rupicolaFestuca valesiacaKoeleria cristata, представители разнотравья Galium ruthenicumFilipendula vulgaris и др., убеждают нас в том, что бородачевники развились  на месте зонального типа степей, где этот злак в том или ином обилии появился в процессе интенсивного выпаса. Это явственно выражено на бородачевых степях Молдавии, Крыма, Кавказа [9, 12]. Еще в начале прошлого столетия об их вторичности и распространении писали в своих работах Е.Варминг [2], И.В.Новопокровский [11]. Вторичный характер бородачевников отмечали также Н.А.Буш и др. [3, 4].

Бородачевые степи Центрального Предкавказья охватывают практически все природные зоны. Они характеризуются большим экологическим диапазоном и встречаются на тяжелых  глинистых, супесчаных, черноземных и каштановых почвах, а также на каменисто-песчаных обнажениях [8, 10]. Неоднородны они и в фитоценотическом отношении (табл. 1). Показатели биологического разнообразия бородачевых степей от полупустыни – на востоке до луговых степей на западе различаются существенно: видовое богатство колеблется в пределах 33-45 на 100 м?, проективное покрытие 70-80%. Вместе с тем, флористическая насыщенность на единице площади меньше на 12-20 видов, чем у их предшественников – зональных степей.

Бородачевые ценозы, занимая обширные территории, являются в настоящее время значимым источником кормовой базы. Вместе с тем, они используются для выпаса различных видов животных лишь в короткое время – 45-60 дней активной вегетации. Отчуждение травостоя бородачевников в регионе при пастбищном использовании начинается в первой декаде июня. Животные на выпасе базируются на сыром подножном корме, равном 53,3 (9,0-113,4) ц/га, или в переводе на сухую массу – 25,0 (6,2-41,9) ц/га. Фитомасса в основе злаковая – 83 (74-88)%.  Доля бородача-доминанта в корме составляет 67 (45-82)%.

Таблица 1

Биоразнообразие бородачевых степей Центрального Предкавказья

 

Зона,

пункты

Видов на

100 м?

Проективное покрытие, %

Флористические группы, %

Жизненные циклы, %

 

злаки + осоки

бобовые

разнотравье

однолетники

двулетники

многолетники

 

Полупустыня

 

х*

43

70

24,3

5,3

70,4

29,7

8,6

61,7

 

Sx

3,7

4,8

2,6

0,7

2,4

2,5

0,6

2,2

 

целина

(контроль)

47

70

10,6

2,1

87,3

24,9

6,4

68,7

 

Сухие степи

 

x

33

80

21,8

7,2

71,0

11,3

7,1

81,6

 

Sx

0,33

3,1

3,0

2,1

2,2

0,6

1,0

3,2

 

целина

(контроль)

51

70

13,5

1,9

84,6

15,7

7,8

76,5

 

Разнотравно-дерновиннозлаковые степи

 

x

41

80

20,0

9,4

70,6

11,7

5,5

82,8

 

Sx

1,6

1,9

0,9

0,8

0.8

0,8

0,4

1,0

 

целина

(контроль)

51

80

21,6

9,8

68,6

3,9

5,9

90,2

 

Луговые степи

 

x

45

80

20,4

11,1

68,5

7,1

7,8

85,1

 

Sx

3,4

4,3

1,6

1,3

1,5

2,3

1,1

2,9

 

целина

(контроль)

64

90

18,8

7,8

73,4

6,2

6,2

87,6

 

 

* Бородачевая степь

Содержание бобовых низкое – 4 (0,5-7)%, разнотравья также недостаточно – 13 (6-22)%. Более поздние сроки отчуждения фитомассы чреваты потерей питательности корма по причине  увеличения в сене доли плохо поедаемых генеративных побегов и соцветий бородача. Химический состав  бородачевого сена  наиболее оптимален до фазы выхода в трубку злака-доминанта. По данным ряда авторов [5] в стадии цветения биомасса корма содержит: безазотистых экстрактивных веществ – 40,0%, протеина – 11,3, золы – 10,8, жира – 2,9, клетчатки – 35,0%.

Бородачевые сообщества мало пригодны в качестве сенокосов, т.к. приземный ярус злака локализован в пределах 0-15 см от поверхности почвы. Поверхность почвы, зачастую покрытая обломками горных пород, допускает работу косилки лишь на высоте 10-12 (15) см, что приводит к значительному недобору корма.

Рациональное ведение отрасли животноводства, особенного мясного направления, невозможно без создания устойчивой кормовой базы, требующей достаточного обеспечения сельскохозяйственных животных высокопитательными зелеными пастбищными кормами. Одним из способов решения проблемы может стать замена огромных площадей бородачевых сообществ на более продуктивные с высокой поедаемостью корма, путем реинтродукции на их место аналогов зональных целинных сообществ методом агростепей [6, 7].

Научной основой постановки и решения такой задачи является:

  • относительная флористическая бедность бородачевников и возможность большего насыщения местообитаний дополнительными видами;
  • известная адаптивность экотопа к богатому банку семян зональных степей – предполагаемых источников посевного материала – заменителя бородачевых ассоциаций;
  • наличие возможности интродукции фрагментов зональных степей на смену бородачевых фитоценозов имеется практически во всех хозяйствах.

В зоне разнотравно-дерновиннозлаковой степи на базовой площадке КФХ «Усадьба» Шпаковского района Ставропольского края апробирована соответствующая научно-практическая программа.

Цель – выявить возможные пути ускоренной искусственной трансформации фрагмента зональной степи на месте бородачевника для решения эколого-хозяйственных и экономических задач отрасли кормопроизводства и  разработать на этой основе практичную, доступную хозяйствам, технологию ускоренного воссоздания былых травянистых сообществ. Эксперимент проводился на двух фонах: 1) по весновспашке; 2) по зяби. Удобрения не применялись. Схема опыта включала варианты:

  1. 1Бородачевая степь – контроль.
  2. Самозарастание (после вспашки).
  3. Посев банка семян зональной степи (Агростепь – контроль).

4-8. Комбинированный, с добавлением в степную смесь семян сортовых кормовых трав селекции Ставропольского НИИСХ: Житняк Викрав, Клевер Наследник, Кострец Ставропольский-31, Люцерна Кевсала, что делалось с целью увеличения продуктивности и обогащения травостоя источниками протеина.

Посев по весновспашке.

Наблюдения в течение пяти лет создаваемой агростепи по весновспашке как одного из возможных, менее энергозатратных вариантов на месте низкопродуктивного бородачевого сообщества, показали черты сходства с исходной зональной целиной по таким признакам, как видовой состав, обилие, проективное покрытие, продуктивность.

Выявлено, что:

  1. Количество видов растений в агростепи по весновспашке варьировало от 33 до 38.
  2. Содержание злаковых видов – 22,6%, бобовых – 7,7, разнотравья – 69,7% и многолетников 85,6 %.
  3. Урожайность агростепи в период максимального развития травостоя представлена следующими показателями: биологическая 18,3 ц/га, пастбищно-хозяйственная – 14,6 ц/га возд.-сух. массы.

 Оказалось, что в условиях весновспашки, бородач кровоостанавливающий не был уничтожен полностью и оказал конкурентную оппозицию всходам степных растений, войдя частично в состав молодой агростепи. Он интенсивно захватывает место своего прежнего обитания, т.е. идет самовосстановление его позиции. Есть опасность, что формируемая агростепь не выдержит конкурентной борьбы с бородачевником. То есть, при подготовке почвы надо учитывать эту особенность и добиться полного уничтожения подземных органов Bothriochloa ischaemum с целью снижения его конкурентной силы, негативно влияющей на молодые целинные растения.

Аналогичный эксперимент был нами заложен и по пару, где дернины бородача были тщательно разделаны и уничтожены почти полностью.

Посев по пару.

В этом опыте в течение четырех лет наблюдений было выявлено (табл. 2):

  1. Проективное покрытие почвы составило 93 %;
  2. Флористическая насыщенность равнялась в среднем 37 (32-44) видов.
  3. Содержание злаковых видов, в среднем – 22,3%, бобовых – 7,3. Больше всего во флоре агростепи четвертого года жизни было разнотравья – 70,3%.

Отмечен процесс постепенного сживания между собой видов агростепного  сообщества, близкого по составу и структуре к зональной степи. В агростепи отмечено 79 видов на всех вариантах опыта. Высоким обилием отличаются целинные виды-реинтродуценты: Festuca rupicolaFestuca valesiacaPhleum phleoidesMedicago romanicaOnobrychis arenariaHypericum perforatumPlantago lanceolata и некоторые другие. Такие растения сорняки, как: Amarantus blitoidesAmarantus retroflexusAmbrosia artemisifoliaChenopodium albumEragrostis minorSetaria viridis  и некоторые другие выпали из травостоя не выдержав конкурентного давления со стороны целинных видов трав.

Урожайность агростепи в период максимального развития травостоя представлена следующими показателями: биологическая – от 13,9 (вариант 7 – агростепь + культурные травы (Клевер Наследник, Кострец Ставропольский-31, Люцерна Кевсала) до 25,2 ц/га возд.-сух. массы (вариант 3 – агростепь), пастбищно-хозяйственная – 11,1  (вариант 6 – агростепь + культурные травы (Кострец Ставропольский-31, Люцерна Кевсала) – 20,2 (вариант 3 – агростепь) ц/га возд.-сух. массы.

Таблица 2

Флористические и ценотические показатели

Вариант

Видов на 100 кв.м

Проект. покр., %

Флористические группы, %

Жизненные циклы, %

 

злаки + осоки

бобовые

разнотравье

однолетники

двулетники

многолетники

 

1

39

100

20,5

5,1

74,4

2,6

2,6

94,8

 

2

44

90

18,2

6,8

75,0

18,2

9,1

72,7

 

3

37

95

27,0

10,8

62,2

13,5

5,4

81,1

 

4

35

90

22,9

5,7

71,4

11,4

2,9

85,7

 

5

34

95

23,5

8,8

67,7

5,9

8,8

85,3

 

6

36

95

13,9

8,3

77,8

5,6

5,6

88,8

 

7

44

95

22,7

4,6

72,7

11,4

6,8

81,8

 

8

32

90

28,1

6,3

65,6

9,4

0,0

90,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

38±4,4

94±3,5

22,1±4,60

7,1±2,10

70,8±5,27

9,75±4,99

5,15±3,16

85,1±6,75

 

Весовой анализ полученной фитомассы показал высокую долю черноголовника многобрачного, равную, в среднем 50% от общей массы образца. Высокой была доля  бородача кровоостанавливающего в варианте 2 (самозарастание) – до 50%. На этом же варианте достаточно высоким было обилие  сорного разнотравья – 43,2%. На других вариантах создаваемой агростепи по пару Bothriochloa ischaemum  встречается заметно реже. Бобовые в данном агростепном сообществе показали относительную неустойчивость, как полагаем, тому причиной, низкое плодородие легких почв, бывших под бородачевниками.

Таким образом, проведенный эксперимент показал возможность экологической реставрации методом агростепей аналога первичной степи на месте вторично возникших низкопродуктивных бородачевых сообществ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барбаро И, Кантарини А. О России. К истории итало-русских связей в XV веке. Л.,1971. 275 с.
  2. Броунов П.И., Фаусек В.А. (ред.) Распределение растений в зависимости от внешних условий (Экологическая география растений). СПб., 1902. 474 с.
  3. Буш Н.А. Ботанико-географический очерк Европейской части СССР. М.;Л.,1936.
  4. Гроссгейм А.А. Некоторые данные маршрутных исследований бородачевой и ковыльной степи в Центральном Закавказье // Журнал русского ботанического общества, №3-4, 1928.
  5. Гроссгейм А.А. Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР, 1950. С.189.
  6. Дзыбов Д.С. Метод агростепей. Ускоренное восстановление природной растительности: методическое пособие. Саратов, 2001. 40 с.
  7. Дзыбов Д.С. Агростепи. Ставрополь, Агрус, 2010. 256 с.
  8. Дзыбов Д.С., Лапенко Н.Г. Зональные и вторичные бородачевые степи Ставрополья, 2003. 224 с.
  9. Кононов В.Н. Растительность и конспект флоры Ставропольской возвышенности и Кумо-Манычской впадины. Автореф. дис. …  д.б.н. Кишинев, 1968. 52 с.
  10. Кононов В.Н. Степи и луга Ставропольского края: Тр. СНИИСХ, 1980. 125 с.
  11. Новопокровский И.В. Растительность Ставрополья. Ростов н/Д, 1927. 194 с.
  12. Шифферс Е.В. Растительность Северного Кавказа и его природные кормовые угодья. М.; Л, 1953. 399 с.