В исследовании в разрезе 18 субъектов степной зоны была выполнена оценка индикаторов целей в области устойчивого развития (ЦУР) по трём годам: 2011 г., 2015 г. и 2019 г. Анализ проведён по 59 показателям, сгруппированным в 9 блоков. В пакете прикладных программ Statistica проведён корреляционный, регрессионный и кластерный анализ. Средствами MapInfo создана картосхема показателей рейтинговой оценки, интегрального индекса устойчивости и кластеров регионов по индикаторам достижения ЦУР. Рейтинговая оценка регионов степной зоны по индикаторам ЦУР проведена методом суммы мест, обеспечивающим решение задачи обобщения частных оценок, путём суммирования мест регионов по каждому показателю за каждый год. Дифференциация регионов степной зоны России по показателям устойчивого развития отражена на картосхеме рейтинговой оценки, интегрального индекса устойчивости и кластеров регионов по показателям достижения ЦУР.
Картосхема показателей рейтинговой оценки, интегрального индекса устойчивости и кластеров регионов по индикаторам достижения ЦУР
Полученный рейтинг регионов степной зоны России дает сравнительную оценку их устойчивости развития, исходя из выбранной системы показателей и предложенной методики ранжирования. Лидерами по итоговому рейтингу являются Краснодарский край, Белгородская и Самарская области. На последних местах рейтинга с «худшими» показателями устойчивого развития расположены Республика Калмыкия, Алтайский край, а также Курганская область.
Рейтинговая оценка по каждой ЦУР согласована с интегральным рейтингом устойчивого развития субъектов степной зоны России. Интегральный рейтинг устойчивости имеет статистически значимую связь со всеми рейтингами ЦУР. Тесные связи наблюдаются с рейтингами цели «Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах» (коэффициент корреляции 0,72), цели «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» (0,82) и цели «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям» (0,9). Таким образом, на интегральный рейтинг устойчивости в большей степени влияют показатели развития инфраструктуры и энергетической сферы. Примечателен тот факт, что индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) имеет обратно пропорциональную связь со всеми остальными показателями ЦУР, т.е. чем регион более развит экономически, тем сильнее отклонение фактического распределения доходов отдельных лиц от абсолютного равенства.
Методом k-средних по 177 стандартизованным показателям субъекты степной зоны России после двух итераций разбиты на 3 кластера. Субъекты степной зоны России, вошедшие в первый кластер, являлись лидерами по большинству показателей ЦУР, так средние значения показателя «внутренние затраты на исследования и разработки за счёт всех источников» в 16,7 раз, а показателя «грузооборот автомобильного транспорта» в 5,8 раз выше, чем средние по субъектам второго кластера. Для восьми субъектов, образующих второй кластер характерны наибольшие средние значения показателей целей «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населённых пунктов» и «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». В третий кластер вошли 4 субъекта степной зоны России. Для регионов данного кластера характерны минимальные значения большинства показателей целей устойчивого развития.
Проведённое исследование сконцентрировано на трёх основных компонентах (экономическом, социальном и экологическом), по которым следует добиться достижения целей устойчивого развития степных регионов. Решение теоретико-методологических и методических вопросов должно быть направлено на разработку системы стратегического планирования территориального развития степных регионов Российской Федерации как единого географического и социально-экономического пространства. При этом одним из ключевых направлений исследований должно быть – выявление закономерностей и перспективных трендов пространственного социально-экономического развития регионов степной зоны в условиях деглобализации и высокой неопределённости мировой экономической конъюнктуры в конце первой четверти XXI века.
С полным текстом можно ознакомится по ссылке:
Лебедева Т.В., Чибилёв А.А. (мл.), Григоревский Д.В., Мелешкин Д.С. Дифференциация регионов степной зоны России по индикаторам устойчивого развития // Географический вестник, 2022. - №3 (62). С. 74-91.
Подробнее об авторах:
Лебедева Татьяна Викторовна
Чибилёв Александр Александрович (младший)
Григоревский Дмитрий Владимирович